Найти тему

В России впервые отобрали единственное жилье у должника-банкрота

Оглавление

О прецедентном случае сообщил на минувшей неделе «КоммерсантЪ». Гражданин П., более трех лет являвшийся фигурантом дела о банкротстве, так и не смог отстоять свою единственную квартиру, которую суды признали «излишне роскошным жильем».

Дело было начато в мае 2018 года. Долг гражданина П. составил свыше 21 млн. рублей, вследствие его было инициировано банкротство и должника признали банкротом, начав процедуру реализации имущества.

В перечень подлежащих продаже активов попала и единственное жилье должника - двухуровневая пятикомнатная квартира общей площадью почти 148 кв.м. в Екатеринбурге.

Не согласившись с включением имущества в конкурсную массу, должник в июле 2018 года добился ее исключения, но кассация в 2019 году решение АС Свердловской области отменила и потребовала пересмотра дела.

Обратить взыскание на единственное жилье? Реально!

Кредиторы же времени даром не теряли и, осознавая отсутствие иного имущества у должника, развернули бурную деятельность. Перед судом было заявлено ходатайство о замене роскошной квартиры на «однушку» общей площадью чуть более 30 кв.м. в том же городе. При этом кредиторы мотивировали свое ходатайство тем, что:

  • должник – холост, семьи не имеет;
  • предлагаемой площади более чем достаточно для проживания одного человека с учетом минимальной нормы в 10 кв.м. на человека.

В 2020 году П. вновь попытался исключить квартиру из конкурсной массы, ссылаясь и на позицию КС РФ от 14 мая 2012 года (об отсутствии в законе критериев «роскошности»), и на позицию ВС РФ о запрете навязывания кредиторами другого жилья должнику.

В результате дело было прекращено со ссылкой на тот факт, что спор уже рассмотрен. "Новые доводы" в части позиции ВС РФ не подлежат рассмотрению. Ведь ВС РФ высказал позицию уже после вступления решений суда в силу. А потому решения подлежат исполнению.

22 июня спорное жилье было продано за 8.2 млн. рублей при стартовой цене в 9.1 млн. рублей, тем самым создав первый в РФ прецедент реальной продажи единственного жилья банкрота.

Хотите узнать больше? Послушайте, что говорят юристы про единственное жилье в банкротстве.

Чем это грозит?

Обывателю, не имеющему явно превышающего «разумные нормы» (которые, к слову, нигде не прописаны) жилья волноваться не стоит. Однако есть опасения, что дело гражданина П. станет лишь первым шагом к массовому изъятию любого, выходящего за пределы «соцнорм» жилья.

Либо же подобные действия спровоцируют массовое сокрытие имущества с регистрацией его на детей, жен и других родственников.

Как будут развиваться события - покажет лишь судебная практика!