Путь ведущего мирового производителя электромобилей от амбициозного стартапа до компании-лидера отрасли
SHARES
Американский Forbes в последнем рейтинге богатейших людей мира оценил состояние Илона Маска в $12 млрд. С февраля, когда был опубликован рейтинг, до момента подготовки этого материала оценка выросла до $12,5 млрд. Помог успех компании Tesla Motors. Продажи электромобиля Tesla S растут быстрее прогнозов, это уже не игрушка для гиков, в Амстердаме и Осло машины используют как такси. Pазвивается и другой футуристический проект Маска — компания SpaceX, производитель космических ракет и аппаратов, заключила выгодный контракт с НАСА и пытается освоить фантастическую технологию возвращения отработанных ступеней ракеты-носителя на Землю.
Известный технологический журналист Эшли Вэнс стал автором самой полной на сегодня биографии культового бизнесмена «Elon Musk: Tesla, SpaceX and the Quest for Fantastic Future», которая вышла в мае в издательстве HarperCollins. Одновременно издательство «Олимп-Бизнес» выпустило русское издание книги. Forbes публикует отрывки из главы «Электричество», рассказывающей о создании и первых шагах компании Tesla. Хорошо видно, что нынешний успех был бы невозможен без умения Маска преодолевать многочисленные трудности.
Во соединенных штатов америки любому, кто именно стремится сформировать авто фирму, здесь ведь походят, то что заключительным эффективным начинанием во данной сферы был Chrysler, базирующийся во 1925 г.. Создание также изготовление автомобилей со нулевой отметки сопутствуются множественными проблемами, но все без исключения провала предшествующих усилий существовали объединены со неимением средств также технологий общественного изготовления. Основоположники Tesla существовали отлично осведомлены об законах вид развлечения. Единица создал электродвигатель 100 года обратно, но формирование коробки с целью передачи силы двигателя в автомобиль смотрелось абсолютно настоящей проблемой. Низким участком проекта существовала строительство завода согласно изготовлению машин также их конструкций. Однако нежели более партнеры исследовали область, этим более они осознавали, то что большие производители автомобилей по сути ранее никак не совершают машины самочки. Период, если во одни врата завода Единица Форда во Мичигане доставляли использованные материалы, но с иных воротник выбывали отделанные автомобили, уже давно миновали. «BMW никак не создает буква передные стекла, буква обивку, буква зеркала попятного типа, — разъясняет Молоток Тарпеннинг. — Большие авто фирмы сберегли около себе только изучения моторов внутреннего сгорания, реализации, менеджмент также окончательную производство. Я простодушно считали, то что можем получить требуемые элемента около этих ведь поставщиков».
«Я во деле»
Со наиболее основы Мартын Эберхард также Молоток Тарпеннинг (предпринимательство-партнеры с Нордовой Калифорнии учредили фирму Tesla во июле 2003 годы. — Forbes) интуитивно анализировали Масочка равно как главного инвестора. Они тот и другой отмечали из-за его речью в конференции Инопланетарного сообщества во Стэнфорде во 2001-м. Отцам Tesla привиделось, то что Маск думает никак не таким образом, равно как все без исключения, также сумеет оценить мысль электромобиля. План прибегнуть ко Личину из-за помощью Tesla Motors закрепился, если Этом Гейдж с AC Propulsion позвенел Эберхарду также заявил, то что Маск подбирает предмет с целью вложений во секторе электромобилей. Эберхард также Райт (конструктор Иен Райт прибыл во фирму 3, одновременно уже после основоположников. — Forbes) упали во Лос-Анджелес также во пятницу столкнулись со Маском. Все Без Исключения уик-энд Маск придирчиво выпытывал около Тарпеннинга, что ранее отбыл, элемента экономической модификации плана. «Помню только лишь, то что мы приносил единственный результат из-за иным, вновь также вновь, — повествует Тарпеннинг. — Во последующий первый день недели я со Мартином вновь упали в навстречу со Маском, также некто заявил: «Хорошо, мы во деле».
использованные материалы согласно проблеме
В июле 2006 года Tesla решила поведать миру о своих планах. Инженеры компании построили красный прототип — EP2. Оба автомобиля были выставлены на мероприятии в Санта-Кларе. Пресса была весьма заинтригована увиденным. Прекрасный двухместный кабриолет Roadster разгонялся до 60 миль в час (100 км/ч) за четыре секунды. «До этого дня, — заявил Маск на мероприятии, — не было ни одного нормального электромобиля».
Мероприятие посетили знаменитости, включая губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера и бывшего руководителя Disney Майкла Айснера, многие из них прокатились на Roadster. Машины были настолько ломкими, что только Штробель и несколько доверенных инженеров знали, как ими управлять. Чтобы избежать перегрева, автомобили менялись каждые пять минут. Tesla раскрыла, что каждый автомобиль обойдется примерно в $90 000 и сможет проехать на одной зарядке порядка 400 км. Компания объявила, что Roadster согласились купить 30 человек, среди них сооснователи Google Брин и Пейдж, а также другие миллиардеры от технологий. Маск пообещал представить более дешевый автомобиль — четырехместную, четырехдверную версию стоимостью менее $50 000 — примерно через три года.
Приблизительно в то же время Tesla заявила о себе в The New York Times, где была опубликована короткая заметка о компании. В ней Эберхард оптимистично заявлял, что начало поставок Roadster состоится в середине 2007 года, а не в начале 2006 года, как планировалось ранее, и излагал стратегию Tesla, основанную на запуске дорогостоящих штучных автомобилей с дальнейшим переходом к более доступным машинам по мере совершенствования технологии и производственных возможностей.
Маск и Эберхард верили в эту стратегию и неоднократно наблюдали за ее успешностью в сфере электронных устройств. «Мобильные телефоны, холодильники, цветные телевизоры — все эти изделия изначально не предлагались в низкоценовом сегменте для массовой аудитории, — объяснял изданию Эберхард. — Эти продукты были изначально дорогими, предназначались только для покупателей, которые могли их себе позволить». Хотя статья и была признанием успеха Tesla, Маску не понравилось, что о нем не было сказано ни слова. «Мы старались подчеркнуть роль Маска, снова и снова повторяли его имя репортеру, но того не интересовал совет директоров компании, — вспоминает Тарпеннинг. — Илон был взбешен. Он побледнел от гнева».
Можно понять, почему Маск так жаждал, чтобы лучи славы Tesla пролились и на него. Машина породила широкий резонанс в автомобильном мире. Электромобили вызывали буквально религиозный трепет как у сторонников, так и у противников, а появление хорошо выглядящего, быстрого электромобиля никого не оставило равнодушным. Кроме того, Tesla впервые превратила Кремниевую долину в реальную угрозу для Детройта, по крайней мере на уровне концепций.
Через месяц после презентации в Санта-Монике проходило знаменитое шоу экзотических автомобилей Pebble Beach Concours d’Elegance. Tesla стала столь популярной темой для разговора, что организаторы мероприятия просто умоляли привезти на выставку Roadster и отменили для компании все сборы за участие. Десятки посетителей прямо на стенде Tesla выписывали чеки на $100 000 на предзаказ автомобиля. «Это было задолго до краудфандинговой платформы Kickstarter, мы и не думали ни о чем подобном, — рассказывает Тарпеннинг. — Но затем мы стали получать миллионы долларов на таких мероприятиях».
Венчурные фонды, знаменитости и друзья сотрудников Tesla стали покупать места в списке ожидания. Дело зашло так далеко, что отдельные представители элиты Кремниевой долины лично являлись в офис Tesla, чтобы купить машину. Однажды компанию посетили предприниматели Константин Отмер и Брюс Лик, знавшие Маска еще по временам его стажировки в Rocket Science Games. Для почетных гостей Маск и Эберхард провели персональную экскурсию, которая продолжалась более двух часов. «В конце мы сказали: хорошо, берем, — рассказывает Отмер. — В то время Tesla еще не было разрешено продавать автомобили, поэтому мы вступили в их клуб. Членство стоило $100 000 и обещало бесплатную машину».
Штурм, отступление, штурм
Инженеры вспоминают, что в первые годы существования компании Эберхард всегда принимал быстрые, четкие решения. Лишь в редких случаях Tesla «зависала» над проблемой, анализируя ситуацию. Компания придумывала план атаки, и если что-то шло не так, то неудача следовала быстро, после чего Tesla сразу меняла подход и двигалась дальше.
Tesla планировала начать поставки Roadster в ноябре 2007 года, но проблемы с коробкой передач не отступали, настал 2008 год, и компания запустила третью попытку создания трансмиссии с чистого листа.