Найти тему

Три русские сказки с таинством посвящения

Не секрет, что народные сказки отображают мировоззрение народа, социальные отношения, ментальность, отношение к природе, мироощущение, традиционные ценности. Это своеобразный мостик между поколениями, когда через своеобразный фольклорный жанр детям передается мудрость, знания, накопленный опыт предыдущих поколений.

Сказки развиваются по определенному жанру, у каждой есть свои закономерности сюжета, пролог, развязка и эпилог. К примеру, неотъемлемым атрибутом является встреча главного героя или героев с волшебником.

Но в данной статье поговорим о сказках, где встречается обряд инициации. Если сказки отображают социальные процессы, то такой важный момент, как переход на новую ступень жизненного развития, принятие обществом нового члена, естественно отразился в славянских древних сказках.

Инициация, своеобразное таинство, скрытое от глаз простых людей, а потому практически во всех сказках обряд посвящения перенесен за пределы поселений. В основном это лес, так как славянские народы населяли лесную зону. Лес не только источник пропитания, но и место волшебства, внушаемого неподдельного страха.

«Морозко»

Но вернемся к сказкам. Итак, «Морозко». Самая яркая сказка, где четко показан обряд инициации в сравнении.

Две девушки, две сводные сестры, воспитываются в одном доме. В определенный момент одну увозят в лес, где она встречает старика Морозко. Старик явное воплощение старейшин рода, которые и проводили обряд инициации в реальной жизни. Здесь обошлись без тотемных животных.

Итак, девушка выбивает перины, набивает подушки снегом, делает другую работу по хозяйству. То есть ответственно подошла к испытаниям, и пройдя их все, получает в конце заслуженную награду.

Она возвращается в деревню в новом качестве, и общество принимает ее.

Совсем другое дело с сестрой, которая не прошла испытания и была отвергнута обществом.

«Крошечка-ховрошечка»

Еще одна «женская» сказка с обрядом инициации. Не будем передавать сюжет, но все помнят, что пролезая сквозь ушко коровы, девушка переходит в новое качество. Здесь, в отличие от «Морозки», уже присутствует тотемное животное рода. В данном случае, корова.

Общее у двух сказок, что главная героиня находится в переходном возрастном периоде. Уже не девочка, но уже и не женщина. Девушек проверяли на готовность вести хозяйство, воспитывать детей. Потому и в «Морозке» и в «Крошечке» испытания касаются хозяйственных дел, присмотреть за ребенком.

В сказке «Гуси-лебеди» четко прослеживается обряд инициации, направленный на проверку девушки следить за малыми детьми, уберечь их от опасности.

Еще один общий момент для женский обрядов инициации. По сюжету сказки девушка часто оказывалась в заточении. «Маша и медведь» и снова тотемное животное и «замок» заточения – избушка в лесу.

Превращение мальчика в мужчину

Рассказ будет не полным, если не вспомнить про мужские инициации. Здесь полный цикл сказок от «Иван царевич и серый волк» до «Конька Горбунка» Ершова.

«Иван Царевич и Серый Волк» классический пример мужской инициации, отображенный в сказочной форме. Кто здесь Серый Волк? С одной стороны, его можно рассматривать как тотемное животное рода, а с другой стороны как мужское начало, которое должен открыть в себе Иван, пройдя все испытания.

Как видим, в сказках с обрядом таинства посвящения есть свои особенности и схожие моменты. Традиции утрачены, но по достижении определенного возраста человек получает паспорт, оканчивает школу, получая аттестат. Вот отголосок тех давних традиций...