Салют! Давайте немного поговорим сегодня про творчество Андрея Круза. Если точнее, то даже не про само творчество, а читательскую реакцию на его книги. Ибо она, реакция, одна из самых странных, которые я только видел (может и самая, если забыть про существование Перумова, пожалуй).
Итак. Андрей Круз написал довольно много книг, большую часть фантастических, но есть и фэнтези. Наибольшую популярность получил, пожалуй, его постапокалипсис: вселенная «Эпохи мертвых». На его примере вопрос и разберем.
В книгах этого цикла рассказывается о том, как некий вирус, вырвавшись из лаборатории, стал превращать людей в зомби. И как выжившие остатки человечества начали строить новый мир.
Вселенная оказалась настолько популярна, что стала межавторской – многие другие писатели начали выпускать романы, чье действие происходило в сеттинге Круза. Что это, как не показатель успеха, казалось бы.
Но нет. Помимо роста числа поклонников автор столь же стремительно росло и число его противников. Даже не противников – ненавистников, я бы сказал.
Особенно хорошо это видно по комментам к роликам на ютубе, где так или иначе упоминается творчество Круза. Многие откровенно радуются, но и хейта навалом.
Ничего не происходит на пустом месте, как известно. Давайте взглянем на основные аргументы, которые приводят поклонники и противники автора. Сравним их.
Итак, среди аргументов ЗА в основном звучат:
- Продуманность ситуации. Реалистичность. Круз, когда писал свой постап, действительно разобрал всё до мелочей. Фактически не книга – справочник по выживанию. Ну и по штурму закрытых помещений заодно.
- Поступки героев рациональные, правильные. Нет соплей и рефлексии. Перед нами не парочка дурачков.
- Тщательный, детальный разбор различных интересных вещей: оружие, машины и так далее
- Ну и читать интересно, само собой.
Среди аргументов ПРОТИВ преобладает следующее:
- Значительная часть центральных героев довольно безлики. Юниты, выполняющие определенную функцию, как в компьютерной игре – снайпер, пулеметчик, механик и тд.
- Мало психологии, переживаний. Только действия.
- Слишком длинные и не нужные описания ТТХ
- Отсутствие литературной ценности.
Если мы сравним получившиеся пункты, то увидим, что столь разное отношение к книгам Круза вызвано, зачастую, одним и тем же.
Кому-то нужна психология, переживания, драма, кому-то кажется это излишним, хочется деталей постапа и боевика (хотя, нужно заметить, драма у Круза тоже прописана – только, зачастую, в линейках косвенных персонажей). Кого-то раздражает разбор деталей ТТХ оружия, кому-то, наоборот, интересно. И тд.
Это совершенно нормально – разные люди, разные требования, вкусы. Все субъективно и тд. Вопрос в другом – зачем читать то, что категорически не нравится и затем агрессивно ругать? Разве все книги должны быть написаны для одного типа людей?
Как будто отсутствует само понимание того, что это просто что-то принципиально другое. Не психологический роман, в котором психологическую часть бездарно провалили, а текст, который был изначально задуман и прописан с совершенно иными акцентами. Другой тип литературы.