На прошлой неделе ВкусВилл выпустил спецпроект про семьи, которые ходят в их магазины. Одной из этих семей была лесбийская пара. Вкусвилл ожидаемо столкнулся с хейтом, и в воскресенье решил откатить назад: стерли с сайта фотографии этой семьи, написали пост с извинениями и свалили вину на «непрофессионализм сотрудников».
Мне горько от того, что большой бренд решил сыграть в прогрессивные ценности, не взвесив перед этим риски и в итоге не выдержал давления. Мне противно от того, что отделы маркетинга не могут, садясь в лужу, сделать это хотя бы так, чтобы было поменьше брызг: плохо подбирают формулировки и расписываются в собственной некомпетентности. Я не могу даже представить себе чувства чудесной семьи из четырёх женщин, которую сначала бросили под каток хейта, а потом просто стёрли с припиской «это было ошибкой».
Отдельно меня поражает формулировка «непрофессионализм отдельных сотрудников». Предполагаю, что под непрофессионализмом тут имеют в виду тот факт, что сотрудники посмели транслировать свои убеждения под логотипом бренда.
Опустим очевидное предположение, что такой пиар-ход был наверняка заранее согласован на всех уровнях, и попытка спихнуть ответственность на «непрофессиональных сотрудников» выглядит лживо и жалко. И заглянем в мою любимую третью статью Трудового кодекса, в которой написано, что убеждения не связаны с деловыми качествами работника. Другими словами: непрофессионализм — это отзывать смелую рекламную кампанию, повесив вину на подчиненных.
К чему я это все? К тому, что меня страшно бесит такое отношение к своим сотрудникам. К сотрудникам у нас относятся, как к расходному материалу. Мы живем в стране, в которой начальники систематически орут на подчиненных, угрожают им, звонят им по ночам, заставляют перерабатывать, оскорбляют, запугивают, издеваются, обесценивают их труд и присваивают их идеи. Клиенты так же ведут себя с исполнителями. Токсичные отношения на работе — одна из самых замалчиваемых тем. Вот и в кейсе Вкусвилла большим начальникам незазорно сказать про неназванных сотрудников: «ах, они нас так подвели!»
Хочется выразить поддержку сотрудникам Вкусвилла, которые придумали, спродюсировали и опубликовали этот «семейный» спецпроект. Идея была классная, жаль, что ваши работодатели решили откатить все назад и жаль, что они свалили все на вас.