Какая мать не приложит все силы, чтобы у ее ребенка было безоблачное детство, чтобы оградить его от любых проблем и страданий? И если вдруг это не удается, она винит себя: не справилась. Писатель Гленнон Дойл Мелтон уверена, что это неправильно.
Однажды моя дочь пришла из школы и рассказала, что родители ее подруги разводятся. Затем спросила: «Вы с папой тоже можете развестись?» Я ответила: «Нет, милая, с нами такого не случится, не переживай».
Год спустя мы с ее отцом разошлись. Я помню, как она изменилась в лице, когда мы сообщили эту новость. Несмотря на мои заверения случилось то, чего она боялась. Мне казалось, я вижу, как заканчивается ее детство. Это был самый трудный момент в моей жизни, потому что он был таким для нее.
Больше всего я боюсь подвести детей. Жаклин Кеннеди однажды сказала: «Если вы плохо воспитаете детей, все остальное не имеет значения». Я с ней согласна, я допускала ошибки и чувствовала себя ничтожеством.
Я допускала ошибки и чувствовала себя ничтожеством
Я старалась сохранить спокойствие и уважение в семье. Бывший муж поселился неподалеку, по воскресеньям мы ужинали вместе. Мы говорили друг о друге только хорошее, но это не избавляло детей от боли, каждый из них страдал по-своему. Я стала родителем-неудачником.
Примерно в то же время я выступала на конференции. Одна слушательница сказала:
— Моя семья разрушена, сохранить ее невозможно. Мой маленький сын страдает. Каждый день я смотрю на него и думаю, что не справилась с главной задачей — уберечь его от боли. Я ужасная мать.
Я заметила, что многие кивают в знак согласия. Тогда мне в голову пришла мысль: а что, если проблема не в нас? Может быть, мы установили для себя неправильные требования?
— Каким человеком вы хотите вырастить сына? — спросила я у женщины.
— Хочу, чтобы он был добрым, мудрым и сильным.
— Что человек должен пережить, чтобы приобрести все эти качества?
Аудитория притихла. Я ответила:
— Боль. Без борьбы ничего не выйдет. Чтобы стать достойным человеком, приходится преодолевать препятствия. Мы пытаемся защитить детей от страданий, но они помогают им стать такими, какими мы мечтаем их видеть.
Мы считаем себя плохими родителями, потому что назначили себе неправильные роли. Может быть, мы не должны защищать детей от каждого удара и синяка? Может, наша задача противоположная — направлять их навстречу неизбежным жизненным испытаниям?
Читайте также: Как помочь ребенку повысить самооценку
Мы должны сказать:
— Милый, эта проблема была создана специально для тебя. Возможно, тебе будет больно, но она воспитает в тебе мудрость, смелость и силу. Я понимаю, через что ты проходишь, это непросто. Но ты сильнее этого. Тебе будет нелегко, но мы не боимся сложностей.
После развода я позвонила подруге посоветоваться, как помочь детям пережить кризис. Только бездетные люди могут посоветовать что-то стоящее — в отличие от замученных родителей, они беспристрастны и полны сил.
Что мы делаем, когда страшно в самолете? Смотрим на бортпроводников
Подруга сказала:
— Сейчас твоя семья в самолете, который проходит зону турбулентности. Что мы делаем, когда страшно в самолете? Смотрим на бортпроводников. Если они испуганы, мы начинаем паниковать. Если спокойны, не переживаем. В этом сюжете ты — бортпроводник. Ты прошла сквозь множество зон турбулентности, чтобы быть уверенной — вы переживете и эту. Детям полеты в новинку, поэтому они будут смотреть на тебя, чтобы понять, все ли в порядке. Твоя задача сейчас — оставаться спокойной и улыбаться.
Мы не должны обещать детям безоблачное будущее, наша задача — убедить их, что в любой зоне турбулентности мы вместе все преодолеем. Мы не можем обещать им жизнь без страданий. Но должны объяснить, что жизненные испытания делают их добрее, мудрее и сильнее. Мы указываем на боль и говорим: «Не бойся, ты сможешь это преодолеть».
Об авторе
Гленнон Дойл Мелтон — автор книги «Воин любви. История любви и прощения», основатель фонда помощи женщинам и детям.
Читайте также на нашем сайте:
Раздражение — признак… хороших отношений