Еще будучи 17-летней бабушкой, она была очарована идеями коммунизма. Сегодня, более 70 лет спустя, она по-прежнему стойкая коммунистка. Почему? Китайский коллега Му Чуй рассказывает историю своей бабушки.
Моей бабушке 90 - всего на десять лет моложе Коммунистической партии Китая, которая в эти дни отмечает свое 100-летие. По этому поводу я решил спросить бабушку, что заставило ее в 1948 году вступить в коммунистическую организацию, которая была тогда запрещена и незаконна.
Почему моя бабушка коммунистка
Хотя я хорошо знаю ее личную историю и очень хорошо знаю, как мои предки страдали в самые мрачные дни коммунистической партии, я хотел знать, что заставило 17-летнюю студентку стать коммунистом - еще до того, как партия пришла к власти в 1949 году.
«Все очень просто: мой учитель был коммунистом и верил в идеалы коммунизма», — ответила моя бабушка, рассказав мне, как эта же учительница привела свой класс в трущобы Шанхая, чтобы открыть своим ученикам глаза на социальную несправедливость и огромное неравенство. Так моя бабушка, которая росла в семье из среднего класса, узнала, что среди ее одноклассников есть дети с серьезными финансовыми проблемами». Часто они не приносили достаточно еды на обед в школе, а в трущобах, из которых они родом, многие родители просто не могли позволить себе отправлять своих детей в школу », — сказала она мне.
«И вы стали коммунистом, потому что считали, что коммунистическая партия может решить проблему бедности, не так ли?» - продолжала я спрашивать.
«Да, — ответила она, — учитель сказал нам, что коммунисты должны помогать другим людям. Поэтому я стал приносить в школу больше обеда, чтобы отдать его одноклассникам. А потом мне удалось уговорить родителей предложить работу матери и отцу одноклассника, семья которого испытывала серьезные финансовые затруднения».
Именно это и видела моя бабушка в Коммунистической партии: идеал помощи слабым и трудолюбивым рабочим и крестьянам. А мой дедушка, который вступил в Коммунистическую партию еще раньше, чем моя бабушка, сказал, что стал коммунистом - революционером, чтобы принять участие в строительстве «демократического, свободного и процветающего Китая». Позже он стал жертвой партийной чистки и был отправлен в отставку. В ссылку на 20 лет, до самой смерти в 2014 году его мучил вопрос: где же демократия, где те идеалы свободы, которые обещали нам вначале?
Однако моя бабушка убеждена, что всего за несколько десятилетий - и особенно после смерти Мао - партии удалось превратить некогда крайне бедную страну в процветающее государство. И все же сегодня моя бабушка больше не доверяет партии, как в 1948 году: она добавила: «Сильные снова начинают эксплуатировать слабых. И снова социальное неравенство растет, несмотря на рост благосостояния ».
Я помню, как несколько лет назад на семейном празднике мой дядя, который был менеджером крупного концерна на юге Китая, сказал, что становится все труднее найти дешевую рабочую силу в богатых прибрежных провинциях, поэтому они уже нанимали рабочих для текущие линии из бедных западных китайских провинций. «Они стоят нам вдвое меньше, и поэтому мы можем быть конкурентоспособными на мировом рынке», — пояснил он. На что моя бабушка, то есть его собственная мать, ответила: «За ту же работу - такую же зарплату! То, что вы делаете, — чистая эксплуатация. Разве вы не вступили в Коммунистическую партию несколько лет назад?
Бабушка называет таких «современных» партийцев оппортунистами и карьеристами. Ей больно, что прогрессивные силы в КПРФ давно отодвинуты на второй план.