Найти в Дзене
Mike Lebedev

Памяти Славы Салтыкова

В пятницу не стало Вячеслава Салтыкова, настоящего спартаковца и просто очень хорошего человека...

Мы давно знакомы были, но как бы «шапочно», ну, как многие регулярные посетители хоккея с шайбой. А тут по осени наконец-то закрепили у метро «Новокузнецкая»

Тот самый случай, когда вдруг понимаешь, насколько вы «совпадаете» по самым разным направлениям, и по хоккею с футболом, и по Музыке, и вообще

Сколько же Слава помнит и как он интересно рассказывал про это! Рассказывал...

За некоторые темы я брался практически для того, чтоб послушать затем, что Слава напишет в комментарии своем. И Слава не подводил

И всегда особенно откликался на лирику Северной рабочей окраины, и обещал познавательную экскурсию по своей родной «Автозаводской», хотя бы по Ордынке, где он родился, успели пройтись. «Вот спадёт жара, а то тяжело уже в такую жару выпивать!..»

Жара спала. А Славы больше нет...

Тут несколько его историй, почитайте. Истории остаются. А Друзья уходят...

О Фёдоре Черенкове

«...Фёдор.... Фёдор....

7.07.1979. Старый "Локомотив". "Спартак" - ЦСКА 4:1. Красивейшая игра. Видео, конечно, нет. Только в памяти. Но вот что я нашел на даче, в остатках своих сокровищ... Из книги Н.Горохова "Спартак - любовь моя!":

"На 57-й минуте Черенков, стоя спиной к воротам, получил мяч от Сидорова и мгновенными финтами сотворил нечто невообразимое. Во всяком случае армейские защитники Швецов и Высоких вдруг суетливо кинулись в разные стороны, а Фёдор, элегантно развернувшись, продвинулся вперед и метров с 12-ти с левой засадил в нижний угол неберущийся мяч. Через пять минут короткую стенку с партнером разыграл Шавло, вышел к линии ворот и, когда все перекрыли вратарскую, ожидая прострела, откинул мяч назад. Гаврилов сымитировал удар, во что армейцы искренне поверили и дружно плюхнулись на траву. А бил Сидоров - безукоризненно точно, низом, впритирку со штангой. На 70-й минуте Черенков, обыграв одного соперника за другим, ворвался в штрафную, дошел до линии ворот и еще раз одурачил оборону ЦСКА. Все ожидали чего угодно - удара, прострела вдоль ворот, - но не такого "наглого" паса пяткой назад на набегавшего Никонова. Удар мимо отчаянно бросившего Астаповского - гол! Вскоре сам Никонов, вдохновленный примером товарища, скинул мяч Романцеву, и капитан Спартака тоже не промахнулся."

А Фёдору ведь и двадцати тогда не было.

Лучше Эдуарда Анатольевича Стрельцова, ещё одного Гения, не скажешь:"Черенок - это игрок!" Уж он то знал что почем и в футболе, и в жизни.

Ну, а я счастлив, что видел Фёдора Фёдоровича от первого матча 11.06.78 с "Араратом" до последнего 7.11.93 с "Ростсельмашем". И надо же такому случиться - в обоих матчах он вышел на замену и закончились они одинаково - 3:0.

Поклон до земли и вечная память..... Спасибо за всё.......»

О Чемпионстве

«...69-й год помню смутно. А точнее только два матча, с Киевом в Лужниках 2:1 с отцом и золотой матч с конями по телевизору 1:0 и то какими-то урывками. Но очень хорошо запомнил, как отец возмущался, что какие идиоты назначают два матча в один день, в одно время и в одном месте. 10 ноября 1969 года. 19.30. На БСА золотой матч ФК, во Дворце спорта хоккей Спартак - Динамо. Прощальный матч Бориса Майорова. После долгих колебаний отец выбрал футбол. А потом прошло десять лет, которые вместили очень много. Это и наш переезд с Люсиновской на Автозаводскую, и два двойных финала Кубка СССР, и неописуемое счастье после удара Логофета в 71-м, и слёзы после незасчитанного гола Пискарева в 72-м, и закрытие Универсиады-73, которое венчал матч Спартак - Динамо (Киев) и победный гол Киселева на 88-й минуте, и самая великая игра Спартака, которую я когда-либо видел снова с Киевом в 74-м, и унижение от "кастрюли" в 75-м, и тогда же, в 75-м разбитый в пух и прах Кельн с тремя чемпионами мира в составе, и 76-й.... и первая лига в 77-м, и возвращение в 78-м - восемь мячей Ярцева в трех матчах и сумасшедший матч с Тбилиси на старом Локомотиве. Всё было, а вот чемпионства не было. Со второго класса до второго курса.

И вот 79-й! Господи, как же красиво играл в тот год Спартак! И даже тогда - это Спартак, детка! - уже в 25-м туре исчерпал лимит ничьих, а впереди было ещё 9 игр. Победа в Киеве, разгром коней, битва с Шахтером в заснеженных Лужниках. Две сверхлимитные ничьи с Пахтакором и Черноморцем. Нервы на пределе. Каждый матч, как последний. И вот 25 ноября. Ростов-на Дону. Телевизор Радуга-714. А вот кто комментировал, не помню. Когда Букиевский дальним ударом вогнал мяч в ворота Кушнарева, как бильярдный шар в лузу и счёт стал 2:0, я подумал - ВСЁ, ЧЕМПИОНЫ! Но... Это, Спартак, детка. Прудников зевнул удар Андреева со штрафного и понеслось.... Последние минуты, как в тумане. Свисток Азим-Заде и ЧЕМПИОНЫЫЫЫЫЫЫЫЫ!!!!!!!! Сколько было потом чемпионств, но такого чувства я больше не испытывал (прости меня, Валера Шмаров). 15 марта 1976 года во Дворце спорта, когда мы с отцом вместе с трибунами отсчитывали последние десять секунд и Зингер, летающий под сводами Дворца. И 25 ноября 1979 года, когда я скакал по квартире и орал - СПАРТАК ЧЕМПИОН!!!!!!»

О Кубке

«... 21 год ждали... А так всё начиналось в начале моей болельщицкой жизни. Два финала, четыре матча. В 71-м два зевка Баужи (у него и погоняло было "Бааа, уже!"), предвкушение Кубка у ростовских болел (а мы с папой сидели в их окружении на Восточной трибуне), ГОЛ Логофета, рёв Лужников и тысячи зажжённых факелов из газет. А на следующий день Кавазашвили с гипсовой повязкой на руке, гол Киселёва в сутолоке у ворот и счастливый Гиля Хусаинов с Кубком в руках!!!

В 72-м опять двойной финал. Когда в переигровке Пискарев забил второй мяч Банникову, когда Лукьянов свистнул и уверенно показал на центр, когда и спартаковцы (торжествуя) и торпедовцы (обречённо) направились к центральному кругу, раздался свисток бокового... У Андреева было зафиксировано очень сомнительное "вне игры". Как язвительно заметил Алексей Парамонов в ФХ, что судьям уже под 50 и им сложно успевать за молодыми игроками. Ну а потом... Пенальти потом... Папаев засветил выше ворот, Егорович просто мимо, Миша Булгаков забил, но тут же удары Ольшанского и Абрамова парировал Банников. А торпедовцы положили все пять...

Как же я рыдал. Всю дорогу до дома. А возвращались то не куда-нибудь, а на Автозаводскую, в окружении ликующих болел "кастрюли". Папа утешал меня, как мог. Дескать, ничего, сынок, на следующий год Кубок будет наш. Обязательно. А вон оно как растянулось на 21 год. Хотя были матчи в Кубке очень красивые. В 73-м с Тбилиси 2:1, в 77-м с тем же Торпедо (мы на 6-м месте в первой лиге, они чемпионы). Бились насмерть. Снова проиграли по пенальти. Кстати, первый матч Юрвасилича за Спартак. С Киевом в 81-м 3:0 и в 85-м 3:3.

Финал 81-го вспоминать не хочу. Тогда я уже не рыдал, а вот надрался с горя очень прилично.... Местная автозаводская гопота примерно с неделю меня доканывала и только сосед, дядя Володя Бреднев (Царство ему Небесное), сказал: "Не расстраивайся, Славка. Вот я в 66-м мог дважды похоронить Интер на Сан-Сиро. Не случилось. Так я потом год не мог спать. Все снилось, как мяч от перекладины влетает в ворота, а сссука немец, фашист, его не засчитывает. А у вас с Константином Иванычем ещё не один Кубок будет."

О хоккее

«... любил я матчи Спартака с Динамо. Больше, чем конями. Такие зарубы были, только искры летели! 27 ноября 1972 года. Переполненные Лужники. Люди сидели на ступеньках в проходах. 2:0, 3:1. Ошибка Зингера и Чичурин проталкивает шайбу под блином. Динамо завелось и уже впереди 4:3. Еще две минуты и Спартак выигрывает 5:4. Умопомрачительный проход Мальцева 5:5. За пять минут до конца Гуреев успел на добивание после броска Лобанова 6:5!!! И сколько было таких матчей! 6:7, 7:6, качели 3:13, 10:3, 8:2, 6:10, 9:3, 3:9.

А вообще чернышёвское Динамо - это отдельный разговор. Я, хоть и ярый болельщик Спартака, но ту команду (первой половины 70-х) вспоминаю с удовольствием. В сентябре 73-го к нам в гости из Обнинска приехала отцовская сестра с мужем и моим двоюродным братом, страстными болелами Динамо. Приехали они на хоккей ЦСКА - Динамо. А поскольку тетя Нина была не последним человеком в городе мирного атома, то на руках у них было аж четыре билета на эту игру. Ну, женщины, естественно остались дома, а мы - я, отец, дядя и брат отправились в Лужники. К середине второго периода кони вели 6:1 и отец уже подкалывал родственников, что стоило ли тащиться за 100 километров. Такое позорище можно было и по телевизору посмотреть. Но, конечно, Мальцев это Мальцев! Когда Динамо на 48-й минуте сократило разрыв до минимума 6:7, Тарасов снял с игры Третьяка, заменив его Адониным. Тот продержался шесть минут и когда Мальцев, издевательски обыграл его, и усадив на жопу, сравнял счет 7:7 (хет-трик), Тарасов сделал обратную замену, выпустив на лёд снова Третьяка. На последней минуте армейская штанга прозвенела на весь Дворец. Покер Мальцеву сделать не удалось. Но, наверное, это было бы уже слишком...

Как же дядя Юра надрался в тот вечер. Но мы его поняли ))))»

А теперь о хоккейном Золоте 1976 года

«...Дааа.... 45лет прошло, а как вчера...
13 марта. У нас и коней осталось по две игры. У нас 47 очков, у них 46. Первыми,в субботу 13-го, играют кони. В Луже, с "Химиком". Надежд никаких. Не упустят кони такой шанс обойти нас. Я не знаю, что говорил своим ребятам Николай Семенович Эпштейн, но воскресенцы уперлись насмерть. Кони бесились, но сделать ничего не могли. Пашков играл как Бог. И три кинжальных контратаки, по эпштейновски! 3:1 выиграл "Химик". Спасибо ему за это вечное! И Виктору Антоновичу Дорощенко. За ничью "Сибири" с конями в Москве 5:5 десятью днями раньше, когда мы влетели мусорам 2:4. Как же много решило это, потерянное конями, одно очко!
15 марта, понедельник. Морозец -5 и легкий снежок. Темнеет. Мы с отцом выходим на "Спортивной". Отец никогда не ходил на хоккей с Ленинских гор. Только со "Спортивной", чтобы прогуляться перед матчами. И меня к этому приучил. Дворец Спорта битком. Все в предвкушении чуда! А где-то внутри гложет червь сомнения. Ведь мы уже проигрывали горьковчанам в Москве 1:5 в октябре. "Спартак" в белой форме, "Торпедо" в синей. И уже к 12-й минуте счет 5:1. Только уже в нашу пользу. Но "Спартак" не был бы "Спартаком"! Даже в таком матче умудряемся пропустить три шайбы подряд. 5:4. Дворец завелся. Та-та, та-та-та-та, та-та-та Спартак!!!! Завелась и команда. Слаломный проход Леши Костылева и 6:4! Всё, "Торпедо" развалилось. 8:5. За десять секунд до конца трибуны начали обратный отсчет. Три, два, один!!! Сирена!!! И ядерный взрыв на трибунах!!! И Зингер, летящий под своды дворца на руках всей команды!!! Обнимающиеся Карпов и Фоменков. Отец чуть не плачет. А у меня сердце разрывается от счастья!!! ЧЕМПИОНЫ!!! Спасибо "Спартак", что ты есть у меня!!!!»

О детстве

«...Размазня. Любимая каша детства. Детский сад номер 11, что на Большой Ордынке, 43, в бывшем особняке текстильных магнатов Миндовских. На завтрак гречневая размазня. Волшебный вкус. И кусочек белого хлеба с маслом. И чашка сладкого какао. И воспитательницы, две сестры - Антонина Ивановна и Клавдия Ивановна, из "бывших". А на подоконнике клетка со снегирями. И стены, обшитые мореным дубом. И копии васнецовских картин. На одной стене "Алёнушка", на другой "Иван-царевич и серый волк".

Спасибо! Вот нахлынуло прям. Пойду за носовым платком....»

О К.И.Бескове

«...Начало 70-х. Бесков тренирует Динамо. Вот плохо помню, как играла команда, хотя смотрел, конечно, по телевизору и финал Кубка-70 с тбилисцами, и финал Кубка кубков в 72-м с Рейнджерс. И даже в в том же 72-м дважды видел на трибуне с отцом, как симоняновский Спартак обыграл бесковское Динамо. В Петровском парке 4:1, в Лужниках 1:0. А уж какой там был рисунок игры по малолетству и не вспомню, да меня это тогда совсем не интересовало.

В 74-м Бесков возглавил сборную. Неудачно. Матч в Дублине уже помню хорошо. Чем то напоминало вчерашнюю игру. 0:3 вообще без шансов. И длинный, лохматый Дон Гивенс, а может Дживенс (везде писали по разному) со своим хет-триком.

А в 75-м Константин Иваныч уже вплотную знакомился со спартаковскими игроками. Он был назначен старшим тренером олимпийской сборной, которой предстояло завоевать путевку в Монреаль. А базовой командой этой сборной, после серебра-74, сделали Спартак. И вот тогда уже начал проявляться рисунок игры, которую позже все увидели в исполнении Спартака. К спартаковцам он добавил Максименкова, Сахарова, Филатова из Торпедо, ну, и периодически подключал Кипиани, Хадзипанагиса, Фёдорова, Буряка, Трошкина, Звягинцева. Помню 21 мая 75-го. Лужники. Игра с Югославией. На стадион обрушился такой ливень с грозой, что матч даже был прерван минут на 15. Мы с отцом промокли насквозь, и хотя убежали под трибуну, но это не спасло. И появились эти стеночки, Буряк - Хадзипанагис, Максименков - Фёдоров, игра низом, короткий пас. Прохоров старался вводить мяч в игру только рукой. Итог 3:0. А осенью был на матчах с Исландией и Норвегией. Там уже солировали Минаев, Сахаров, Кипиани. А лучшим в том цикле был, конечно, Саша Минаев. И никто даже и не думал, что это его последний сезон в Спартаке. В общем 6 матчей, 5 побед, 1 ничья с разницей 14-2. А в Монреаль поехала сборная Лобановского. Наверное, это было правильно, но....

А потом двенадцать лет работы со Спартаком вплотную. Лучшие годы. Спартак Симоняна - я был слишком мал, Спартак Гуляева (разбуди меня ночью, назову состав без запинки, от Прохорова до Андреева) - всего три сезона, а Спартак Бескова - любовь на всю жизнь. Спасибо Вам, Константин Иваныч за всё!!!!!»

О выездных матчах

«...а мой первый и единственный хоккейный выезд тоже был с "Крыльями". Но не в Сетуни. 19 октября 1978 года. Вот хоть убей, не помню, почему играли в Воскресенске. Лужники были на реконструкции, конский сарай был свободен, о Сетуни никто и не слышал... А "Крылья" принимали "Спартак" в Воскресенске. Денёк был очень хороший. Солнечно, сухо, градусов 10 тепла. Трое нас было. Доехали на голутвинской электричке. Думали,что с билетами будет туго. Но... Практически никого. Может, тысяча "щщей" была на матче. Что сказать? Начали неплохо. Вячеслав Иваныч дважды выводил нас вперёд. А потом Серёга Коротков, кумир 76-го, прошил от синей Новикова, а во втором периоде и Криволапова. В общем, это "Спартак", детка. 3:8. Вот такие "Крылья", вот такой выезд....»

18 ноября 1972 года, суббота. В этот день мы с отцом хотели сходить на матч Спартак - Заря. Посмотреть новоиспеченного чемпиона и вообще... Но... Свою домашнюю игру мы играли в Ворошиловграде. Конечно, 11-е место и всё такое... Как писал в воскресенье "Советский спорт": "Спартаковцы настолько стали равнодушны к своей судьбе, что дважды согласились играть с Зарей на её поле".

Но, Господи, благословленные 70-е! В этот же день хоккейный Спартак принимал в Лужниках горьковское Торпедо. Два красно-белых коллектива (да-да, горьковчане были красно-белыми). И хотя до ковинской тройки было ещё далеко, но Мишин, Свистухин, Федотов, Смагин, Доброхотов, Шигонцев могли испортить настроение любому коллективу (кстати, в том сезоне их матчи с ЦСКА - 5:5, 3:6, 7:3, 5:5). Дворец спорта был битком. Спартак начал лихо. В самом начале Валя Марков могучим броском от синей прошил Котомкина. И понеслось - 5:0 после первого периода. Ну, думаем, штучек десять-двенадцать увидим. Но ведь это Спартак, детка! Два следующих периода откровенно возили трусы. Закончили 7:2.

А 15 марта 1976 года особый день. Даже когда с 5:1 горьковчане сократили до минимума 5:4, ни секунды не сомневался, что мы станем чемпионами!

Торпедо Горький - хорошая команда! Никогда не гнулась перед авторитетами. Есть, что вспомнить.

Просто о Жизни

«...И вспомнился первый день в спецсвязи. 16 сентября 1981 года, среда. Да, до этого были, конечно, три года работы в разных местах, но спецсвязь... Школа жизни! Оформился то я 15-го. Но пока прошёл несколько инструктажей, подписал все приказы, подписку о неразглашении и прочую лабуду - день кончился. А вот на следующий день... Я думал, что сейчас вот подсадят меня на линейный маршрут в "Волгу" с синим фонарем на крыше, сиреной, телефоном "Алтай" , темными занавесками на заднем стекле к старому, опытному фельду и как поеду я с ветерком по столице, а на боку, в кобуре, будет приятной тяжестью давить Макаров. Хренушки! Подвели меня к почтовому ГАЗ-51 и сказали: "Сегодня, парень, помоги вот ребятам, а то что-то посылок у них до черта." Два старых, опытных фельда - Попов Владимир Иваныч по прозвищу Могила, Рыгалов Николай Алексеич по прозвищу Граф де Блюэ и водила Лапшин Виктор Алексеич. Ну, он просто и стандартно - Лапша. "Вот что, молодой, полезай в кузов" - ласково сказал Могила. Залез я в кузов, а там посылочки... секретные... и сов.секретные... и разложены по кучкам прямо по маршруту. А самое главное - стишата на стенках. Посмотришь налево, а там

"Куренье - это дым и мрак!

Курите больше, будет рак!"

Взглянешь направо, ещё лучше -

"Пей регулярно или запоями,

Сердце будет стучать с перебоями!"

И по центру, грозно так -

"Выдали шпалер, людей не пугай.

Если стреляешь, то попадай!"

Ну, думаю, вот это я попал. Вот это люди. Интеллигенция! А на первой же остановке в кузов заглянул Граф и нежно так спросил: " У тебя что, глисты?" "Нет" - отвечаю. "А чего тогда ногти грызешь?" Всё, занавес!!!! Нет, потом были и стремительная "Волга" с разными причиндалами, и вороненый ПМ с черной рукояткой (а у всех с коричневой), и езда по любимой столице чуть ли не по осевой, да много чего было. Но первый день незабываем, конечно. А вечером ещё и Спартак - Брюгге в Луже. Дубль Сереги Швецова, братья Кулемансы, дождь всю игру. Господи, как же я устал в тот день! А было мне всего 20 лет...»

Спи спокойно, Друг