Милосердие, милость, доброта – все это проявление, грани высшей христианской добродетели любви. Любовь, милосердие есть богоподобные качества человека и сущность Божества – в иерархии ценностей издревле считалось выше справедливости и закона.
Выше только любовь
С глубокой древности люди понимали, что каждый человек нуждается в милосердии, снисхождении и прощении. Представители разных племен, народов, религий просили милости у Бога.
«С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного», – начинаются 113 из 114 сур Священного Корана.
Русский язык также сохранил множество обращений с корнем «милый», указывающих на благосклонность, доверие, расположение одного человека к другому: «Милостивый государь», «Ваша милость», «Милый человек», «Милости простим…», «Скажи на милость…», «Сделай милость» и т.д. Вся русская литература пропитана этими идеалами. «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал…», – писал А.С. Пушкин.
Однажды, выступая с лекцией в одном из европейских университетов, я обратился к аудитории: «Позвольте мне называть вас не как обычно – дамы и господа, ladies and gentlemen, я хочу обратиться к вам – братья и сестры»…
В зале воцарилась тишина, а затем раздались бурные аплодисменты – слушатели были рады таком неформальному и доброму обращению. Ведь кто такие братья и сестры? Это люди, связанные родством, любовью, имеющие в христианстве одного – Небесного Отца, милующего и долготерпеливого…
Об этих Его свойствах сказано в Псалтири.
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его
– говорит псалмопевец (Пс. 102:8–11).
И мы видим здесь, что милость предполагает прощение.
Самая первая молитва в христианстве – просьба о помиловании: «Господи, помилуй!». Ее разновидность – молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» – есть основа и монашеской, и благочестивой семейной жизни.
Но если мы так часто взываем к Богу с просьбой сменить гнев на милость, простить наши грехи, то и сами призваны прощать и миловать.
В действительности все люди имеют различные убеждения, взгляды, разное воспитание, наследственность, определенные врожденные качества, какие-то недостатки, поэтому милость, милосердие – добродетели универсальные, свидетельствующие о проявлении доброты, любви и терпения. Они нужны всем и всегда: в диалоге разных людей, в том числе мужчины и женщины, родителей и детей, т.е. в семье, а также на уровне экономики, политики, международных отношений. Более того, Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди говорит: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).
То есть исход Страшного Суда также зависит от нашего милосердия, от того, как мы проявляли милость, помогали другим, отвечали добром на обиды и зло.
«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, – говорит Иисус Христос, – да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44–45). «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1). «Великий инквизитор» у Ф.М. Достоевского – великий судья, облеченный властью, светской и церковной, вершит неправедный суд. А сколько таких неправедных приговоров вынесено и выносится – умышленно или по ошибке?
<...>
Человеческое в человеке
Человечество должно вернуться к добродетели милосердия, иначе его ожидает катастрофа. Необходимо воспитывать детей соответствующим образом, прежде всего на собственном примере: родители не должны кричать на своих отпрысков, тем более – бить, даже ставить в угол. Я прекрасно помню своих папу и маму: нас было шестеро (двое умерли в младенчестве), и родители никогда на нас не кричали и даже не повышали голоса.
Трое братьев – три богатыря – что мы вытворяли иногда! А мама – Мария Андриановна – подойдет к каждому, обнимет, поцелует, скажет: «Ты же почти взрослый, что ж ты вытворяешь у меня? Ты, пожалуйста, подумай и больше этого не делай».
Следует воспитывать человеческое в человеке. Не лидеров, не героев, не специалистов – я против ранней специализации – необходимо взращивать человеческую личность. Надо дать ребенку широкое образование, заложить основы нравственности, и он сам потом получит любую специальность. Необходимо воспитывать у ребенка любовь к природе, к окружающему миру, всему живому, внимательное отношение к людям. Если, например, ребенок мучает кошку – значит, с ним что-то не так, и это надо исправлять.
Надо учить разговаривать друг с другом, вести диалог, договариваться, чтобы не доводить возникающие противоречия до конфликтов и вражды. Люди должны слушать, стараться понять друг друга, быть готовыми к компромиссам, проявлять милосердие – тогда многих трагедий удастся избежать.
Родители воздействуют на своих детей личным примером. И прежде всего своей любовью друг к другу: важно, как они обращаются друг к другу, как они друг за другом ухаживают, как чувствуют друг друга, что и как говорят между собой.
Если у них есть настоящая любовь, то они не должны стесняться ее проявлять – вниманием, нежностью, помощью друг другу и своим детям [...]
Константин Михайлович Долгов, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, заслуженный деятель науки России
Полная статья в выпуске журнала 3/ 561/ 2020 (приобрести в PDF https://kiosk.pokrov.pro/)