Предыдущие посты о моей поездке в Македонию в сентябре 2017 года:
...И вот я иду обратно из зоопарка. Я пошёл новой дорогой, и, как оказалось, не зря. Около здания македонского министерства обороны ("Министерство за одбрана") виднелся натовский флаг, висящий рядом с македонским. Железный забор перед министерством показался мне не очень надёжным, хотя он и высокий. Несколько солдат охраняли вход в министерство.
На тот момент Македония ещё не была членом НАТО. Македония (уже Северная) вступила в альянс 27 марта 2020 года. Но, видимо, новая власть в лице премьер-министра Зорана Заева и его кабинета настолько стремилась прогнуться перед западными партнёрами, что не брезговала вывешиванием чужого флага. В Сербии я даже представить себе такого не смог бы. Кстати, тогда, в 2017 году, на сайте македонского МО чуть ли не каждая вторая новость шла под названием типа "Румыния поддерживает вступление Македонии в НАТО", "Шечеринска-Столтенберг: место Македонии — в НАТО". Радмила Шечеринска — это министр обороны Македонии с 2017 года. Раньше она отвечала в македонском правительстве за евроинтеграцию. В общем, дело Заева в надёжных руках.
— Я служил по призыву в военной полиции с октября 2002 по июнь 2003 года, — рассказал впоследствии Здравко. — Сейчас наши военные почти поголовно — контрактники. Обычные солдаты имеют зарплату около 300 евро, спецназовцы — порядка 800 евро. Многие наши военнослужащие ездят в Америку на обучение согласно имеющемуся договору о сотрудничестве. Выезд из Македонии армейцам не запрещён. Но солдаты не могут участвовать в спортивных состязаниях вне службы, чтобы не получить травмы.
…На обратном пути в хостел я заглянул и в храм святого Климента Охридского — главного собора неканонической Македонской православной церкви.
Македонская церковь отделилась от Сербской православной церкви в 1967 году. Этого отделения не признали остальные поместные православные церкви, поэтому македонцы считаются раскольниками. Как будто в пику остальным церквам, в 1972 году в Скопье началось строительство храма святого Климента Охридского, который стал главным собором МПЦ. Что интересно, в те годы в Югославии практически нигде не строились религиозные сооружения, разве что реставрировались старые, а вот в Скопье был отстроен новый помпезный храм площадью более 1000 квадратных метров (и это только в главном корпусе).
В общем, не завидую я македонцам. Название оспаривается греками, язык — между сербским и болгарским, церковь отделилась от сербской и никем не признана... Да ещё и албанского населения почти треть страны. Ох нелегко придётся македонцам в ближайшие годы. Впрочем, когда им было легко?
Продолжение следует!