Найти тему
Служение каждому

Изучаем Вместе Послание к Евреям

Оглавление
Давайте начнем! Вступление к книге.
Давайте начнем! Вступление к книге.

Дорогие друзья, мы начинаем программу по совместному изучению Послания к Евреям в нашей Загородной Группе. Если вы хотите, присоединяйтесь к нам. Суть программы: каждую неделю мы будем выкладывать сокращенные главы из книги «Жизнь по вере. Глубокое изучение Послания к Евреям», и, в домашних группах можно обсуждать, чему вы учились и какие откровения и применения вы нашли в этом изучении.

Если вы хотите приобрести книгу, и читать в бумажном варианте, пожалуйста, приобретайте ее по ссылке. Доставка осуществляется за пару дней.

Вступление

Послание к Евреям — поистине один из великих даров, ниспосланных Церкви. Оно прекрасно написано и выделяется среди новозаветных книг. На самом деле, это и не послание, и не Евангелие. Если читать его вслух, как было задумано автором, оно больше звучит как проповедь. Богатство языка в нём сочетается с глубокими теологическими и христологическими утверждениями.

Послание к Евреям — наша (Джона и Роберта) любимая книга в Библии, прежде всего потому, что она больше всех остальных преобразила нас. Послание выделяется двумя особенностями. Во-первых, оно представляет Христа: обнажает Его человечность и в то же время убедительно доказывает превосходство и божественность Иисуса. Рисует яркую картину Христа во плоти с Его слабостями и в то же время Христа — всемогущего Бога. В послании Иисус — великий Первосвященник, через которого открывается неограниченный доступ к Богу. Оно превозносит нашего Спасителя. Как сказал Иисус: «Когда Я буду вознесен с земли, Я всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). И в то же время «Он был искушен во всем, как и мы» (Евр. 4:15). Вот о чём это послание.

Во-вторых, мы очень любим эту книгу, потому что она наилучшим образом объединяет Новый и Ветхий Заветы. В этом отношении ей нет равных. Именно Послание к Евреям учит нас толковать принадлежности скинии, законы, жертвы, священство, заветы, праздники — почти всё, что встречается в еврейской Библии — как образы, прообразы и тень того, что мы имеем во Христе. Из Послания к Римлянам нам известно, что Завет с Моисеем был «приемным родителем» для евреев, увещевающим и напоминающим, насколько несовершенны были их представления об отношениях с Богом, в которых они опирались на собственную праведность. В Послании к Евреям мы видим, каким замечательным приемным родителем и каким великолепным учителем был Ветхий Завет.

Эту книгу можно также по праву считать пятым евангелием, наряду с Евангелиями от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Конечно, в ней не говорится о служении, смерти, погребении и воскресении нашего Господа. В этом смысле Послание к Евреям не является классическим евангелием. Но, с другой стороны, евангелие — это откровение об Иисусе. И в этом смысле послание является таковым. Матфей раскрывает нам Христа, в котором исполнились пророчества Ветхого Завета и который полностью выполняет и удовлетворяет всем требованиям Закона Моисея. Марк повествует об Иисусе, с силою возвещающем приход Царства Бога. У Луки Иисус — Тот, Кто приносит спасение уже в этой жизни, особенно бедным, отверженным, женщинам и язычникам. Иоанн представляет Иисуса — Сына Бога, совершающего чудеса и заявляющего о Себе «Я есть…». Безусловно, Иисус является всем перечисленным. Но в Послании к Евреям, и только в нем, нам открывается еще одна грань Христа — великого Первосвященника, служащего Божьему народу. И эта роль в нём выдвинута на первый план.

Хотя послание рисует перед нами картину непревзойденного величия Иисуса и объединяет Ветхий и Новый Заветы, причина его написания в другом. Как объявляет сам автор, оно является словом paraklesis — словом увещевания (Евреям 13:22) или ободрения. В послании содержится пять предупреждений и пять ободрений. Это настойчивый призыв к христианам укрепить свою веру, сосредоточив внимание на Иисусе — великом человеке, пророке, Мессии и Боге.

«Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими… Старайтесь иметь мир со всеми и святость… Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда… и чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца… как Исав» (Евр. 12:12–16, синод. пер.).

Если мы прислушаемся к воззванию автора и сосредоточим свой взор на Иисусе, который есть зачинатель и совершитель нашей веры, и если всем сердцем примем наставления этой чудесной книги, мы, несомненно, достигнем поставленной цели и войдем в вечный субботний покой, который Бог приготовил для Своего народа.

Мы готовы отправиться в путешествие, которое непременно изменит нас. Невозможно углубиться в Послание к Евреям без того, чтобы эта удивительная книга не преобразила нас силою Иисуса Христа. Каким образом автор представит нам нашего Искупителя и Создателя? И как обратит это в слова ободрения? Прежде чем ответить на эти вопросы и услышать наставления о жизни, исполненной веры, давайте подробно поговорим об историческом контексте, теме, слушателях и стиле написания послания.

Тема и цель

Автор Послания к Евреям имеет перед собой единственную цель, от которой он (или она; но для простоты мы не будем использовать и мужское, и женское местоимения) ни на йоту не отклоняется на протяжении всей книги. Его цель — укрепить слабеющих в вере христиан, чтобы они дошли до небес. Следующие строки дают это ясно понять: «Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние» (Евр. 10:35, синод. пер.). «Однако мы хотим, чтобы каждый из вас проявлял такую же прилежность до конца, ради исполнения вашей надежды. Мы не хотим, чтобы вы были ленивы, но чтобы вы подражали тем, кто своей верой и терпением наследует обещанное» (Евр. 6: 11–12). «Но еще не поздно, и обещание Бога о Его покое остается в силе, и давайте поэтому будем очень внимательны, чтобы никто из вас не оказался неспособным достичь этого покоя» (Евр. 4: 1). «Смотрите, чтобы никто из вас не был лишен Божьей благодати и чтобы не пророс среди вас никакой горький корень и не принес бы вреда» (Евр. 12:15).

Цель послания к Евреям — укрепить ослабевших в вере христиан, чтобы они смогли попасть на Небеса.

Тема послания неразрывно связана с ее целью. Нам нужно что-то делать, чтобы иметь уверенность в своем спасении. Послание к Евреям разными способами увещевает нас об этом, и мы надеемся, что вы внемлите ее увещеваниям. Но каково, по мнению автора, единственное самое главное условие, которое поможет его слушателям дойти до Небес? Всё очень просто: если мы будем неотрывно смотреть на Христа, начальника и совершителя нашей веры. Тема послания к Евреям — величие Христа, нашего Первосвященника и источника спасения. Все рассуждения автора направлены на то, чтобы показать превосходства Иисуса. Послание строится примерно так: автор излагает, почему Иисус превосходит то, на что опирались евреи во времена Ветхого Завета; и увещевает нас по этой причине проявлять стойкость в вере, чтобы непременно достичь спасения. Автор Послания снова и снова возвращается к Иисусу и Его превосходству, таким образом побуждая нас принять увещевания.

Тема послания — величие Христа, нашего Первосвященника и источника спасения.

В каждой книге Библии есть ключевые слова или фразы, которые помогают нам проникнуть в суть сказанного. В случае с евреями это ключевое греческое слово — kreitton, которое можно перевести как «превосходней», «лучше» или «больше». Это слово встречается в книге 12 раз и играет важную роль в рассуждениях автора. Иисус лучше, чем… Автор Послания к Евреям всеми мыслимыми способами доказывает превосходство Иисуса над всем, что есть в иудаизме.

  1. Иисус превыше пророков (1:1–3).
  2. Иисус превыше ангелов (1:4–1:14, 2:5–9).
  3. Иисус превосходит Моисея (3:1–6).
  4. Иисус превосходит Иисуса Навина (4:8).
  5. Иисус — великий первосвященник (4:14–5:10).
  6. Иисус превосходит Авраама (6:13–18, 7:4–5).
  7. Первосвященство Иисуса превосходит священство Аарона (6:20–7:28).
  8. Завет Иисуса превосходит завет Моисея (8:1–13).
  9. Иисус обитает в великом, небесном святилище (9:1–11).
  10. Иисус предложил более великую жертву (9:12–10:18).

Через Христа мы получаем лучшие благословения (7:7), лучшую надежду (7:19), лучшее имущество (10:34), лучшую страну (11:16), лучшее воскресение (11:35), лучшие обетования (11:39-40) и доступ к крови, которая говорит лучше крови Aвеля (12:24). Христос стоит наших длительных страданий и преданности до конца дней. Это тема послания. Благодаря всему вышеперечисленному мы сможем принять увещевания и последовать им ради того, чтобы достичь цели нашей веры — спасения душ.

Кому адресовано послание

Изучая данную книгу, важно понимать, кому она адресована. Именно это определяет, что и как говорит автор. Забыв про его целевую аудиторию, мы не поймем, почему он выбирает именно такие примеры и что хочет через них донести. Итак, кому в первую очередь адресовано послание? Безусловно, в общем, христианам, а в частности, христианам еврейского происхождения, которые боролись с искушением перестать следовать за Христом. Некоторые из них были уже готовы вернуться обратно в иудаизм, из которого их призвали, и потерять спасение. Об этом мы догадываемся, судя по контексту и выбранным автором примерам.

Множество ссылок на Ветхий Завет в послании дают понять, что аудитория была хорошо знакома с еврейской Библией и историей еврейского народа. Ни в одной книге Нового Завета, за исключением Евангелия от Матфея, не приводится больше ветхозаветных цитат, чем в Послании к Евреям[1]. Отрывки взяты в основном из Септуагинты, греческого Ветхого Завета, что вероятней всего указывает на грекоговорящее эллинистическое иудейское сообщество, живущее за пределами Палестины.

Эти христиане уже какое-то время были в церкви (Евр. 5:12). Совершив великие дела в вере, они боролись с искушением смотреть назад. Они устали духовно и эмоционально. Несмотря на все достижения и великие победы, им не давала покоя мысль: а оно того стоило? Может быть, это относится и к вам. Возможно, вы прекрасно понимаете этих зрелых, но изможденных учеников Христа. Вместо того, чтобы, закатав рукава, трудиться для Господа всё больше и больше, вы почти опустили руки. Кое-как держась на плаву, вы давно уже не растете духовно. Вас искушает прошлое, и вера ваша уже не та, что прежде. Если это про вас, тогда решите прямо сейчас, что будете смотреть на Христа, как учит послание, и воплотите в жизнь все его увещевания.

Представление о слушателях послания складывается из Послания к Евреям 10:32–34. Вот о чём там говорится:

«Вспомните прежние дни, когда, после того как вы были просвещены, вам пришлось переносить тяжелые страдания. Временами вас выставляли на осмеяние и преследовали, а временами это приходилось переносить вашим сотоварищам. Вы проявляли сострадание к тем, кто находился в тюрьмах; вы даже радовались, когда ваше имущество разграбляли, потому что вы знали, что у вас есть имущество лучшее, вечное».

Это были не слабые ученики. Они перенесли тяжелые преследования во имя Христа и выстояли. Но обратите внимание: автор пишет: «потому что вы знали». Слово «знали» стоит в прошедшем времени. Отягченные мирскими заботами, эти евреи-христиане потеряли из виду «лучшее и непреходящее имущество», которое у них было во Христе. Сосредоточившись на ритуалах и правилах, они забыли, почему некогда оставили иудаизм и привычный им закон Моисея? Автор послания снова и снова напоминает им: они сделали это из-за Иисуса Христа.

Вот еще что мы узнаём о слушателях послания. С одной стороны, автор с большим уважением и почтением обращается к истории еврейского народа. С другой, строго порицает тех, кто возвращается к Ветхому Завету, потому что он «устарел» (Евр. 8:13) и служение ему автор называет «мертвыми делами» (Евр. 9:14, синод, пер.).

Евреи знали, что Бог свят, и человек не может к Нему приблизиться. Это ясно читается в Послании к Евреям, написанном в тоне глубочайшего почтения к Богу. Слушателям напоминают: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20). Только первосвященник и только в День искупления и только на несколько коротких мгновений мог оказаться в присутствии Святого. Предположение о том, что аудитория послания — евреи, также основывается на том, какое большое значение автор придает роли первосвященника, ведь она не особо важна христианам — не евреям.

Еще один намек на то, к кому обращено послание, мы находим в упоминаниях о богослужении. И становится ясно, почему автор восемь раз упоминает скинию и ни разу не говорит о храме. Обращенные из язычников были хорошо знакомы с Иерусалимским храмом, но, возможно, никогда даже не слышали о скинии, которую переносили по пустыне. К моменту написания послания скинии не существовало уже более тысячи лет. Мы будем видеть снова и снова, как автор объясняет понятия, хорошо знакомые христианам, через призму Ветхого Завета. Очевидно, что автор отлично знал еврейскую Библию и был прекрасным богословом.

Почему такой фокус на еврейской христианской аудитории? Почему они испытывали искушение вернуться обратно в ту религию, которую однажды оставили? Сначала христианство считалось сектой иудаизма — официально признанной в Римской империи религией. Для первого поколения христиан иудаизм представлял собой некую защиту. Однако ко второй половине первого века римские правители стали понимать, что христиане отличаются от иудеев. К 60-му году большинство христиан было обращено из язычников. Они никогда не были иудеями. Шло время, и христиан стали воспринимать отдельно от иудеев и преследовать как часть новой и неприемлемой религии. Это всё происходило в то время, когда писалось Послание к Евреям. Менее чем через поколение после написания этой книги, при Домициане, христианство было объявлено вне закона во всей Римской империи. Это поставило христиан, обращенных из иудеев, перед выбором. Кем быть: иудеями или христианами? Первое сулило относительное благополучие и безопасность. Второе грозило гонениями, отношением, как к фанатикам и, возможно, даже арестом и смертью. Послание к Евреям ясно и строго предупреждает тех, кто желал спрятаться за ширмой иудаизма, отвергнув Христа: «Как же нам избежать наказания теперь, если мы пренебрегаем таким великим спасением?» (Евр. 2:3).

Еще одно предположение о том, кому адресовано послание, можно построить, опираясь на отрывок Евр. 13:24: «Вам передают привет христиане из Италии». К сожалению, он проливает не так много света, как хотелось бы. Ведь это может значить, что автор находился с христианами-евреями в Италии и писал послание кому-то за ее пределами, или что автор находился с группой христиан-евреев, изгнанных из Рима при правлении Клавдия в 49 году н. э., которые на тот момент жили за пределами Италии. Поэтому его аудитория — либо христиане-евреи, вернувшиеся во время правления Нейрона в Италию после выселения, либо эллинизированные христиане-евреи, жившие за пределами Италии.

Еще одна мысль о слушателях послания. Толкователям кальвинистского толка с трудом дается эта тема. Причина в том, что они верят в предопределение, в то, что мы, люди, не имеем возможности выбирать, будем спасены или нет. Мы спасены «только благодаря вере», и эта вера дарована Богом. Поэтому для большинства евангельских верующих, раз человек спасен, он не может потерять спасение. Такая доктрина называется доктриной предопределения или «спасен однажды, спасен навсегда». Проблема в том, что в Послании к Евреям есть десятки отрывков, увещевающих нас не отпасть от веры. Если основная аудитория Послания к Евреям — христиане-евреи, которые не могут потерять спасение, тогда кому адресованы эти отрывки?

Убежденные кальвинисты выдвигают идею о существовании вторичной аудитории. Эта предположительно небольшая, но значимая группа — иудеи, которые много лет ходили в Церковь, но так никогда и не крестились. Поэтому, когда автор послания говорит что-то вроде: «Ибо невозможно однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием», — большинство евангельских толкователей считают, что эти слова адресованы мужчинам и женщинам, которые посещали церковь в течение многих лет, но так и не были крещены. Они утверждают, что быть «просвещенным» значит услышать Евангелие, но не быть спасенным.

У этой теории много несостыковок. Во-первых, в самом послании нет никаких упоминаний о вторичной аудитории неспасенных. Во-вторых, слова в приведенном выше отрывке явно описывают спасенных людей. Эта теория «вторичной аудитории» является специальной гипотезой (гипотезой, созданной не на основе доказательств, а для того, чтобы опровергнуть доказательства). Ее качество говорит само за себя. Мы обсудим доктрину предопределения и неотступности святых, когда будем разбирать текст послания.

Автор

Итак, нам многое известно о том, кому адресовано послание; было бы хорошо знать и об авторе. К сожалению, он не подписал свое письмо. А если и подписал, то до нас эти строки не дошли, поэтому об авторе ничего не известно. И вокруг этой тайны строилось множество предположений почти с момента написания книги. Вот какими фактами мы располагаем. В средние века и Восточная, и Западная церкви относили Послание к Евреям к произведениям Павла. Уже в третьем веке многие считали его частью писаний Павла. И в конце четвертого века Августин утверждал, что книгу написал Павел. Однако есть основания полагать, что Августин сделал это заявление не на основе доказательств, а для того, чтобы придать книге большую весомость. Ранние реформаторы также считали послание произведением Павла. В оригинальном издании Библии короля Иакова оно называлось «Послание апостола Павла к Евреям». Однако со временем большинство ученых пришли к выводу, что авторство Павла очень маловероятно. Почему?

Существует два аргумента. Во-первых, самые ранние богословы не верили, что послание написано им, во-вторых, стиль послания совершенно отличается от стиля Павла. Мы располагаем свидетельством Тертуллиана, который ближе к концу II века заявил, мол, общеизвестно, что Послание к Евреям было написано не Павлом. И предположил, что, возможно, эту книгу написал Варнава, отметив, что именно он, а не Павел, владел греческим во всём его богатстве. Самое известное высказывание об авторстве послания принадлежит Оригену. В первой половине третьего века он сказал, возможно, с некоторым раздражением: «Одному Богу известно», кто написал Послание к Евреям. И хотя мы здесь немного порассуждаем о том, кто это мог быть, вероятно, разумнее всего согласиться с Оригеном.

Итак, давайте подробней поговорим о стиле написания данного послания. Манера изложения и богатство словарного запаса автора выступают не в пользу Павла. Греческий язык здесь более утончен и свидетельствует о высочайшем культурном уровне автора. В послании 4942 слова, 1038 разных, 169 из них встречается только в этом послании. Тем не менее, один этот факт не является абсолютным доказательством того, что книга написана не Павлом, поскольку опытный автор может менять свой стиль изложения в зависимости от тематики. Кроме того, можно предположить, что книгу написал Павел, но она была существенно отредактирована тем, кто владел более богатым греческим. Но это еще не всё. Возможно, гораздо более важным является следующий факт: автор не утверждал, что знал Иисуса лично. Судя по всему, он узнал о Христе и был обращен теми, кто не понаслышке знал об Иисусе: «Ведь оно (спасение) было провозглашено самим Господом, и нам это подтвердили те, кто лично слышал от Него эту весть» (Евр. 2:3). Еще один аргумент против авторства Павла состоит в том, что ни в одном из своих известных посланий он не пишет об Иисусе как о Первосвященнике, хотя это главная тема Послания к Евреям.

Если ненадолго отвлечься от Павла, что мы можем сказать об авторе Послания к Евреям? Судя по множеству ссылок на Ветхий Завет, легко предположить, что автор был евреем, хорошо знакомым с иудаизмом. Он цитирует греческий Ветхий Завет — Септуагинту, а не еврейский. Судя по красноречию автора, этот человек был высокообразован и воспитан в эллинистической культуре. В тексте употребляется несколько морских терминов, указывая на то, что он либо жил в портовом городе, либо имел опыт судоходства. Среди возможных и предполагаемых кандидатов Аполлос, уроженец Александрии (портового города) или грекоязычный еврей, который был хорошо известен как красноречивый оратор. Вполне вероятно, что Аполлос, выдающийся проповедник, также мог быть и выдающимся писателем. Некоторые, так же, как и Тертуллиан, предполагали Варнаву, уроженца острова Кипр, который был евреем и, скорее всего, получил греческое образование. Как уже отмечалось, Послание к Евреям названо словом paraklesis, то есть «словом ободрения» (Евр. 12:5) или «увещевания» (Евр. 13:22). Возможно, это совпадение (а может быть, и нет), что Варнаву называли «сыном paraklesis[2]». Возможно, это подсказка автора?

Самый интригующий кандидат из предложенных и мой (Роберта) личный фаворит — Присцилла. Она тоже была эллинизированной грекоязычной еврейкой. Предположение о том, что автором является женщина, возможно, объясняет, почему личность автора была покрыта тайной почти с самого начала. Важная руководящая роль Присциллы в ранней Церкви подтверждается тем фактом, что при упоминании ее и ее мужа Присцилла обычно стоит первой. Это не может быть случайностью, и означает, что она была значимой личностью — влиятельным лидером, обладающим более сильным голосом из них двоих. Все мы знаем подобные великие христианские пары. Присцилла, безусловно, была сильным учеником Христа, которая в первом веке олицетворяла женщину, «находящуюся на служении» в Церкви. Свидетельством против авторства Присциллы является тот факт, что, говоря о себе, автор употребляет местоимение в мужском роде[3] (Евр. 11:32).

Еще один незначительный нюанс, который следует отметить: на момент написания письма автор мог быть в Италии: «Вам передают привет христиане из Италии» (Евр. 13:24б). С другой стороны, возможно, что группа учеников из Италии присутствовала при написании письма, и они послали свои приветствия через автора сообществу учеников в Италии. Стоит отметить, что многие итальянские евреи, такие как Присцилла и Акила, были вынуждены покинуть Рим в 49 году нашей эры (Деян. 18:2) из-за преследований Клавдия.

Из всех потенциальных авторов хорошо известный нам Аполлос больше всех соответствует тому, что мы можем почерпнуть об авторе из книги. Если автором является не он, то его биография схожа с биографией писателя. Не будет преувеличением сказать, что автор был кем-то вроде Аполлоса. Итак, в своем выводе об авторе этой замечательной книги мы вернемся к высказыванию Оригена: «Одному Богу известно».

Для современных читателей размышления о том, кем написано послание, могут быть интересными и, возможно, полезными, но главный вопрос — является ли послание Богодухновенным, и можно ли полагаться на его авторитетность. Вопросы об авторстве Послания к Евреям нисколько не умаляют роли Святого Духа в его написании. Личность автора накладывает свой отпечаток на каждую Библейскую книгу, но не отменяет того факта, что канонические книги в Библии вдохновлены Богом. Вот каков итог: Послание к Евреям вдохновлено Богом. Мы знаем это, потому что верим, что Бог использовал апостолов и руководителей ранней церкви, чтобы выбрать те книги, которые Бог хотел включить в канон Нового Завета.

Одна из причин, почему Послание к Евреям вдохновлено Богом и имеет вес, — наша вера в то, что Бог руководил процессом формирования Библии. Но давайте пойдем дальше. Если на секунду отложить вопрос об авторстве и сравнить 29 книг Нового Завета, то Послание к Евреям выделилось бы среди них как наиболее явно вдохновленное Богом благодаря своей красоте, изяществу, откровениям, глубине, согласованности с остальными частями Библии и многим другим достоинствам. Разве кто-то может сомневаться в Богодухновенности этой удивительной книги?

«Потому что пророчества никогда не были произносимы по воле человека, но люди, движимые Святым Духом, говорили от Бога» (2 Пет. 1:21).

Дата написания послания

Время написания послания имеет некоторое значение для его понимания, потому что сообщает нам нечто об иудаизме и, в частности, о храме. Скорее всего, книга была написана примерно в 60–70 годах н. э. Скорее всего, в 60 году, поскольку адресована христианам второго поколения, которые были верующими уже как минимум 20 лет. Послание почти наверняка было закончено до 70 года, поскольку из послания явствует, что Иерусалимский храм еще не был разрушен. В 69 году римские войска под командованием Веспасиана окружили город. И в 70 году Тит, сын Веспасиана, пробил городские стены, сжег город и до основания разрушил храм. На его месте Тит принес языческие жертвы. Обо всём этом пророчествовали Даниил (Дан. 9: 26–27) и Иисус (Мф. 24: 15–21). Мы можем предположить, что автор Послания к Евреям знал об этих пророчествах: о разрушении Иерусалима и упразднении еврейской системы жертвоприношений.

Мы знаем, что, когда было написано Послание к Евреям, храм всё еще стоял, потому что о нём сказано в настоящем времени. В Послании к Евреям (8:13) автор говорит, что Ветхий Завет «устарел. А то, что устарело и обветшало, скоро исчезнет». Когда писалось послание, город уже был окружен римскими войсками, и, возможно, писатель так интерпретировал текущие события.

Если мы правы, тогда дата написания играет большое значение в том, что хочет донести до слушателей автор. Бог говорит Своему народу: не стоит возвращаться к упованию на иудейские ритуалы ради того, чтобы избежать страданий, потому что сама система жертвоприношений, которой они так гордились, была на грани безвозвратного уничтожения.

Язык и стиль

Как уже было сказано, ученые единодушно считают, что книга была написана на самом красивом греческом в Новом Завете. Несмотря на возвышенность и часто даже поэтичность языка, послание по форме напоминает проповедь и предназначено автором для чтения вслух перед группой верующих. Мы предлагаем вам во время изучения этой книги иногда останавливаться и читать отрывки вслух, чтобы ощутить их силу.

На то, что послание было предназначено для прочитывания вслух, указывает выбор глаголов. Например: «Будущую вселенную, о которой мы проповедуем, Он подчинил не ангелам» (Евр. 2:5). «У нас есть много что сказать об этом, но нам трудно объяснять, потому что вы медленно усваиваете» (Евр. 5:11). «Но, любимые, хоть мы и говорим так, мы уверены, что вы находитесь в лучшем состоянии, способствующем вашему спасению» (Евр. 6:9). «Главное из того, о чем мы вам говорим…» (Евр. 8:1). «И что мне еще сказать? У меня нет времени рассказывать о Гедеоне…» (Евр. 11:32). Во всех случаях автор использует глаголы говорения, то есть те, которые обозначают процесс устной передачи информации.

Послание к Евреям начинается не с приветствий. Лишь в конце добавляется несколько фраз, адресованных отдельным лицам. Следовательно, это не письмо. Если проанализировать послание, в нем легко можно увидеть структуру проповеди. Ни одна другая книга в Библии не написана подобным образом. Можно выделить первый и второй пункт проповеди о превосходстве Иисуса, за которыми следует увещевание. Затем автор рассматривает третью причину превосходства Иисуса, за которым идет второе увещевание. Затем четвертый и пятый примеры превосходства Христа, третье увещевание и так далее. Как любой хороший проповедник, автор резюмирует свои мысли (12:18–29) и завершает проповедь в последней, 13-й главе, несколькими заключительными наставлениями и напоминаниями.

На что нужно обратить внимание

В послании есть несколько повторяющихся мыслей, о которых важно помнить, когда мы начнем изучать текст послания. Первая и самая очевидная — величие Христа. Когда мы делаем серию уроков по этому посланию, наш запас эпитетов, описывающих Иисуса, быстро исчерпывается, и нам приходится лезть в словарь. Иисус уникален. Он поразительный, славный, чудесный, великолепный, превосходный и внушающий страх. И завет, который Он принес, так же превосходен, великолепен, величествен и достоин многих хвалебных слов.

Второе, обращайте внимание на увещевания и предупреждения. Рискуя забежать вперед, мы всё же перечислим их здесь:

1. Отнеситесь со всем вниманием (2:1–4).

2. Делайте всё возможное (3:7–4:11).

3. Стремитесь к зрелости (5:11–6:12).

4. Придите к Богу (10:19–31).

5. Не отступайте (10:32–39).

6. Живите по вере (11:1–40).

7. Переносите страдания, неотрывно глядя на Христа (12:1–29).

Третье, на что важно обратить внимание, это ветхозаветные образы, прообразы и предзнаменования новозаветных реалий. Для этого автор послания, подобно Павлу (в Гал. 4:21–31, например), использует персонажей, предметы и события Ветхого Завета в качестве физических прообразов духовной реальности Нового Завета. Он прибегает не только к пророчествам, но рассматривает весь Ветхий Завет как предсказание Нового. Для автора послания Ветхий Завет — это тень, а реальность во Христе. Он говорит, что сам закон Моисея — «лишь тень будущих благ», которые мы имеем в Иисусе (Евр. 10:1)[4]. Мы уже упоминали, что в послании приведено множество ветхозаветных цитат. Если добавить к ним использованные прообразы, список ссылок на Ветхий Завет становится еще длиннее. Послание к Евреям несет в себе исчерпывающие доказательства Богодухновенности Ветхого Завета, и в то же время Ветхий Завет оживает через Послание к Евреям намного сильнее, чем через любую другую книгу Нового Завета. Здесь мы находим подтверждение слов Иисуса о Еврейской Библии, что «Писания свидетельствуют обо Мне!» (Иоан. 5:39).

Еще одна особенность послания — это образ христиан как пришельцев и странников. Мы народ, для которого этот мир не является домом. Нам не надо под него подстраиваться и не надо оборачиваться, чтобы еще раз взглянуть на «страну», из которой мы вышли. Наша жизнь — путь отделения от мира, путь лишений. Искушение некоторых евреев оставить Христа было вызвано тем, что они перестали думать о небесном отечестве. Наша уверенность в будущем должна строиться не на том, что может предложить этот мир, а на ожидании лучшего жилища — субботнего покоя с Богом. Эта уверенность должна стать сегодня основанием для наших дел, совершенных в вере.

Мы также хотим обратить ваше внимание на использование слов, не типичных для Нового Завета, но знакомых иудею времен Нового Завета. Слова, которые часто используются в этом послании и в Ветхом Завете, но редко в других книгах Нового Завета, — «святилище», «первосвященник», «завет», «дары[5]», «жертва» и «кровь». Очевидно, они имеют нечто общее, — все они относятся к служению иудейских священников. Будьте готовы, изучая эту книгу, пройти ознакомительный курс поклонения Богу иудейских священников, помня о том, что каждая часть этого поклонения заменена во Христе чем-то более великим.

В Послании к Евреям употребляется еще три греческих слова, которые редко встретишь в других книгах Нового Завета. Это слово teleios, переведенное как «совершенный» (употребляется в послании 15 раз); kreitton, переведенное словами «превосходнее» «лучший» (употребляется 12 раз) и polys — «многие», «великий», «более» (встречается семь раз). Автор послания исчерпал свой словарный запас, описывая Иисуса и завет, который мы имеем в Нем. Он совершенный, Он лучше и величественнее всего и вся, что было до Него и что будет после Него.

План

Мы составили два плана послания. Первый — скорее всего, схож с планом, составленным автором проповеди. Он прекрасно иллюстрирует тему и цель книги, и в этом его преимущество. Второй, возможно, отличается от задуманного автором, но будет нам полезен при изучении этой невероятной книги.

План № 1

1. Иисус превыше пророков (1:1–3).

2. Иисус превыше ангелов (1:4–1:14, 2:5–9).

3. Первый призыв: отнеситесь со всем вниманием (2:1–4).

4. Иисус — совершенный Первосвященник, прошедший страдания (2:10–18).

5. Иисус превосходит Моисея (3:1–6).

6. Второй призыв: делайте всё возможное (3:7–4:13).

7. Иисус — великий Первосвященник (4:14–5:10).

8. Третий призыв: стремитесь к зрелости (5:11–6:12).

9. Иисус более велик, чем Авраам (6:13–20a).

10. Иисус — Первосвященник по чину Мелхиседека, и Его священство превосходит священство Аарона (6:20b–7:28).

11. Иисус — посредник лучшего завета (8:1–13).

12. Иисус обитает в более совершенной, небесной скинии (9:1–11).

13. Иисус приносит более великую жертву (9:12–10:18).

14. Четвертый призыв: придите к Богу, не отступайте. Страшно не повиноваться Богу (10:19–39).

15. Пятый призыв: живите по вере (11:1–40).

16. Смотрите на Иисуса (12:1–17).

17. Заключение (12:18–29).

18. Последние увещевания (13:1–25).

План № 2

Послание к Евреям 1–6. Личность Иисуса Христа.

Послание к Евреям 7–10:18. Служение Иисуса Христа.

Послание к Евреям 10:19–13:25. Предупреждения.

Давайте перейдем к тексту Послания к Евреям.

[1] В послании приводится 61 цитата из Ветхого Завета.

[2] В русском переводе Библии Варнава назван сыном утешения. В английском — сыном ободрения или увещевания. — Прим. пер.

[3] Местоимение «мне» в русском, так же как и в английском, не имеет указания на род. А в греческом имеет. — Прим. пер.

[4] Джон Окс опубликовал книгу о ветхозаветных образах, прообразах и предзнаменованиях, нашедших свое воплощение в Новом Завете. Эта книга называется «Из тени в реальность».

[5] В английском offerings — «дары, приносимые Богу», а не gifts — «дары, которые Бог дал людям». — Прим. пер.