В одной из статей я обещал разобрать вопрос езды в колонне мотоциклов. А обещания надо выполнять, так что об этом сегодня и поговорим. В общем и целом лично я небольшой поклонник поездок в большой группе, напротив, предпочитаю одиночную езду. Однако пару раз в год прокатиться в колонне, почувствовать какую-то причастность ко всему вот этому, приятно.
Привет. На мой взгляд, каждый мотоциклист должен попробовать прокатиться в колонне. Просто для того хотя бы, чтобы у него был такой опыт. Даже мне, как поклоннику езды соло, нравится иногда стать участником большой мотоколонны, на разные лады рычащей моторами и сверкающей хромом. Есть в этом что-то притягательное. Возможно дело в том самом чувстве причастности к пресловутому мотосообществу, а возможно просто приятно получить толику внимания окружающих, которых мотоколонны не оставляют равнодушными. Так или иначе, причины, по которым ты оказался в колонне не так уж и важны. А вот твоё умение правильно себя вести - важно. Об этом и поговорим.
Для начала я бы условно разделил все колонны на два типа по принципу сбора участников: организованные и хаотичные. С организованными все просто - там все знают, как, в какой момент себя вести, кто и какую роль выполняет и так далее. Да еще и общий инструктаж проводят перед поездкой, что, на мой взгляд, категорически правильно. Как правило такими колоннами едут в пробеги мотоклубы и просто давно "сбитые" компании мотоциклистов.
Хаотичные мотоколонны, как следует из названия, которое я только что придумал, состоят из случайных людей. Они формируются, например, в день открытия мотосезона. Само собой разумеется, что у каждой такой колонны есть организаторы. Однако всех прочих участников не инструктируют, все едут сообразно своему пониманию того, как это надо делать. Так что далее я изложу свой взгляд на то, что нужно знать "случайному" мотоциклисту, чтобы ехать в колонне и получать от этого удовольствие, а не стресс.
Итак, для начала неплохо бы узнать, кто занимается непосредственно организацией колонны. Маловероятно, что вы узнаете и запомните мотоциклы ведущего, замыкающего и отсекающих. Так что просто найдите информацию о том, какой клуб организует мероприятие и ориентируйтесь на нашивки.
Ваш мотоцикл должен быть исправен. Собственно, он всегда должен быть исправен, только в случае с колонной твоя неисправность может повлечь за собой массовую аварию. Само собой разумеется, что бак должен быть полон.
Не надо спорить с организаторами. Когда ты едешь в колонне - ты автоматически принимаешь установленные организаторами правила. Если вдруг случилось так, что мотоколонну выстраивают (это редкость, на моей памяти не было ни разу), занимай указанное место и не меняй его. Помни, ответственность за безопасное движение колонны полностью лежит на людях, которые её организуют. У них свои резоны на то, чтобы поставить тебя в ту или иную часть колонны.
Во время движения с колонной едут минимум трое организаторов: ведущий - едет впереди колонны, замыкающий - что логично, замыкает колонну и отсекающий - тот, кто останавливает потоки автомобилей, чтобы колонна проехала без разрывов; в зависимости от размера мотоколонны отсекающих может быть от одного и до необходимого количества, как правило, 2-4. Я не буду разбирать роль каждого из них подробно (сделаю это в отдельной статье), да сейчас это и не нужно. Коротко скажу. что специфика отсекающих такова, что они будут неоднократно проноситься из хвоста колонны в начало мимо остальных участников движения. Нужно быть к этому готовым: не пугаться, не пытаться вылезти за ними, поглядывать в зеркала.
Колонна мотоциклистов может двигаться тремя основными построениями: гуськом, в шахматном порядке, парно. На самом деле это почти бесполезная информация, поскольку хаотичные колонны никто не будет перестраивать в процессе движения, в итоге в той или иной степени будет соблюдаться "классический" шахматный порядок. Собственно, за редким исключением, этот самый шахматный порядок наиболее рационален. Оставшиеся два используются во вполне конкретных случаях со вполне конкретными целями. Более подробно я разберу этот вопрос в статье об организованных колоннах.
Не меняйте свое положение в колонне, не перестраивайтесь, держитесь за впередиидущим мотоциклом. Естественно, чем выше скорость, тем большую дистанцию надо выдерживать.
Старайтесь смотреть дальше, чем на стоп-сигнал байка перед вами. Хотя бы на 3-5 мотоциклов. Так вам проще будет принять верное решение при форс-мажоре, который может случиться впереди. Сведите маневрирование к минимуму, помните: в одной полосе едут два ряда мотоциклистов. Не стоит забывать и про отсекающих, которые могут мчать из хвоста колонны к голове.
Часто у колонны возникает проблема в повороте. Связана она с тем, что те мотоциклисты, которые едут в ряду, расположенном с внешней стороны поворота, просто об этом забывают и начинают "резать" тех, кто едет с внутренней стороны. Этим, в основном, грешат те, у кого опыта езды в колонне нет, или он совсем незначительный.
Остановка допустима только при неисправности и только на обочине.
Если колонна достаточно большая, часто могут возникать ситуации, когда часть колонны проехала перекресток и загорелся запрещающий знак. Есть несколько вариантов действий. Некоторые из них предполагают нарушение ПДД, что я не приветствую. Однако надо быть реалистом. Если отсекающих нет (или они просто пролюбили этот момент), лично я останавливаюсь. Возможно, со мной многие не согласятся. Но вообще, на мой скромный взгляд, прочие участники движения не виноваты в том, что вы тут решили сезон открыть/закрыть. В конце концов, это задача организаторов - согласовать мероприятие с ГИБДД, чтобы таких вот проблем не возникало. Увы, не всегда это делают и не всегда получается это сделать, когда пытаются. Иначе этого пункта вообще не было бы. Ну и если так случилось, что колонна не согласована, но вы видите, что отсекающие тормозят пересекающие потоки - продолжайте движение.
В общих чертах этой информации достаточно, чтобы адекватно вести себя при движении в мотоколонне. Если я что-то упустил, или ты с чем-то не согласен - добро пожаловать в комментарии.
На этом все. Ровных дорог!