Найти тему
О Москве нескучно

Москва 1960-х в фотографиях: самое интересное советское десятилетие

Оглавление

Время прогресса и освоения новых горизонтов. Начиная от расширения столичных территорий и заканчивая пилотируемыми полётами в Космос. Давайте посмотрим, как выглядела Москва в это насыщенное, интересное десятилетие. А также вспомним самые важные события. Если вам тоже есть, что вспомнить, смело дополняйте материал комментариями. Поехали!

1960 год: МКАД, растянувший Москву

22 ноября в Москве появилось новое кольцо, которое называется МКАД. Вернее, в тот год открылся только первый участок магистрали длиной 48 километров. От Симферопольского шоссе до Ярославского. То есть на востоке. Замкнулось кольцо 5 ноября 1962 года. Интересно, что изначально #мкад выглядел совсем по-другому. Он больше походил на уютное шоссе где-нибудь в Подмосковье. Сегодня это настоящий хайвей с многочисленными развязками и полосами для автомобилей.

Помимо открытия МКАДа произошло ещё одно событие - границы Москвы сдвинулись. Новой чертой, после которой отныне заканчивалась столица, как раз-таки и стала Московская кольцевая автодорога. Правда административно-территориальная реформа случилась несколько раньше - в августе. После включения новых территорий в состав города образовались 17 районов. Четыре в пределах Садового кольца. Остальные простирались от бывшего Земляного вала до МКАДа. В следующий раз границы московских районов изменились в 1969 году. Тогда их стало 30 (включая Зеленоград).

Карта районов Москвы 1960 года. В конце 1961 Сталинский район переименовали в Первомайский. Картинка отсюда: https://relaxmoskva.ru/wp-content/uploads/original220.jpg
Карта районов Москвы 1960 года. В конце 1961 Сталинский район переименовали в Первомайский. Картинка отсюда: https://relaxmoskva.ru/wp-content/uploads/original220.jpg

1961 год: первая "сороконожка"

21 октября в Московском метро начала работать первая станция нового хрущёвского типа - "Первомайская". В народе такие конструкции прозвали "сороконожками" за большое количество одинаковых колонн, которые находились на небольшом расстоянии друг от друга. Вскоре такими стали почти все новые платформы. Вновь хоть как-то украшать станции, а также искать новые архитектурные решения начали только в 1970-х годах.

Интересно, что новая "Первомайская" на пересечении одноимённой улицы и 9-й Парковой вытеснила уже существовавшую на тот момент станцию с таким же названием. Старая "Первомайская" находилась на месте современного электродепо "Измайлово" недалеко от 1-й Парковой улицы. Платформу открыли в 1954 году. Внешний вид напоминал ангар, который пытались богато украсить. После введения в строй новой станции, в старой уже не было надобности, и в 1961 году она закрылась для пассажиров.

Станция "Первомайская" (старая), 1954-1961. Автор фото: Великжанин. С сайта www.pastu.com.
Станция "Первомайская" (старая), 1954-1961. Автор фото: Великжанин. С сайта www.pastu.com.

А ещё 14 апреля 1961 года #Москва торжественно встречала Юрия Гагарина, который стал первым человеком, совершим полёт в Космос. Гагарин приземлился в аэропорту "Внуково" 14 апреля и поехал на доклад в Кремль. Весь путь его сопровождали радостные москвичи, которые стояли на дорогах.

Юрий Гагарин едет по Ленинском проспекту (в районе дома №68), 1961. С сайта www.pastvu.com.
Юрий Гагарин едет по Ленинском проспекту (в районе дома №68), 1961. С сайта www.pastvu.com.

1962 год: новый аэропорт

7 апреля появился новый московский #аэропорт домодедово . Именно тогда вышел приказ №200 "Об организации московского аэропорта "Домодедово". Его активное строительство началось ещё во второй половине 1950-х годов. Несмотря на то, что дата является официальным днём рождения воздушной гавани, терминал к этому времени доделать не успели. Его возведение закончили только через три года. Однако уже в апреле 1962 начали летать воздушные суда, которые перевозили грузы. В основном почту и фрукты с юга #СССР .

К сожалению, фотографий именно 1962 года найти не смог. Но так выглядел строящийся терминал в 1963-1964 годах. С сайта www.pastvu.com.
К сожалению, фотографий именно 1962 года найти не смог. Но так выглядел строящийся терминал в 1963-1964 годах. С сайта www.pastvu.com.

Первый рейс, на борту которого были пассажиры, отправился из "Домодедова" 25 марта 1964 года. Лайнер Ту-104 совершил полёт из Москвы в Свердловск (Екатеринбург) и обратно. В последующие десятилетия именно из аэропорта "Домодедово" совершали первые пассажирские рейсы все новинки советской гражданской авиации. Интересно и то, что терминал обслуживал исключительно рейсы внутри Союза.

Международные полёты начались только в 1992 году. Со временем аэропорт превратился в один из самых крупных в России. Но, к сожалению, на протяжении уже более 10 лет идёт его реконструкция. Когда она закончится, непонятно. Удобством это обстоятельство для пассажиров назвать трудно.

1963 год: больше никаких машин на главной площади

В этом году по Красной площади прекратилось сквозное движение автомобилей и общественного транспорта. На старых фотографиях можно увидеть, что когда-то по главной площади города ездили трамваи, автобусы и обычные машины. Отныне Красная стала пешеходной зоной. Здесь уже нельзя было проехать, только прогуляться.

Сделали это в рамках организации новой схемы движения по столичным дорогам. Официальные формулировки тех лет декларировали, что всё было направлено на безопасность и удобство всех участников дорожного движения. В этих же целях некоторые центральные улицы в том же 1963 сделали односторонними. #красная площадь , кстати, стала участницей ещё одного события в тот год. Около храма Василия Блаженного, то есть сейчас уже на Васильевском спуске (называется так с 1995 года), снимали фильм "Война и мир" под руководством режиссёра Сергея Бондарчука.

1964 год: шагаю по Москве

Параллельно снимался и другой фильм, который вышел на экраны уже в 1964 году. Премьера киноленты "Я шагаю по Москве" состоялась в апреле в зале кинотеатра "Россия" около Пушкинской площади. Главную роль в картине исполнил 18-летний Никита Михалков. Кроме него участвовали и многие другие советские актёры: Евгений Стеблов, Галина Польских, Ролан Быков и др. Снимали фильм, конечно же, по всей Москве. На Чистых прудах, Садовой Спасской улице, Ленинском проспекте, в ГУМе и ПКиО им. Горького. За этот фильм режиссёр Георгий Данелия даже получил специальный приз на Каннском кинофестивале.

Кроме того, в тот год открылись три новые станции метро - "Войковская", "Водный стадион" и "Речной вокзал". Все они были сделаны по типовому хрущёвскому образцу, то есть являлись "сороконожками". И если архитектура станций в те времена страдала, то быстрота стройки наоборот. За счёт удешевления работ метро открывалось всё чаще и обеспечивало транспортную доступность многим спальным районам города.

Вид на местность около метро "Войковская" и трамвайного кольца, 1966. С сайта www.pastvu.com.
Вид на местность около метро "Войковская" и трамвайного кольца, 1966. С сайта www.pastvu.com.

1965 год: Москва-Венеция

В Москве случилось одно из последних крупных наводнений в истории города советского периода. 25 июня после сильного ливня некоторые центральные улицы столицы затопило. Виной всему были не только обильные осадки, но и река Неглинная. Подземный коллектор, в котором она тогда протекала, был уже старым и не отвечал техническим требованиям. Поэтому больше всего затопило район пересечения Неглинной улицы и Рахмановского переулка.

Общественный транспорт встал, а люди были вынуждены передвигаться на лодках. В середине 1970-х коллектор заменили, поэтому наводнений больше не было. Хотя сегодня мы примерно можем ощутить то, что чувствовали москвичи тогда. После каждого сильного дождя сегодня столица вновь тонет. Но это уже другая история.

1966 год: "Ждань"

31 декабря открылась новая линия Московского метро - фиолетовая. Тогда она получила название Ждановская, потому что так именовалась конечная платформа ("Выхино") первого участка. От неё поезда следовали до "Таганской". Всего отрезок включал в себя семь станций. Во время начальных этапов проектирования возможная трасса следования постоянно менялась. То хотели провести линию через Дубровку, то через Вешняки. И даже продлить до железнодорожной станции "Косино".

Но в итоге выбрали тот вариант, который и воплотили в жизнь. С архитектурной точки зрения станциям похвастаться практически нечем. Разве что на "Таганской" есть интересные детали оформления. Зато жители отдалённых районов Москвы получили доступ к метрополитену. Сегодня линия называется Таганско-Краснопресненской и является одной из самых загруженных в Московском метро.

1967 год: огромная гостиница и высоченная башня

Москва пополнилась двумя достопримечательностями, которые стали одними из самых узнаваемых символов города. Первая - это гостиница "Россия". Она появилась там, где сегодня находится парк "Зарядье". Изначально там планировали возвести ещё одну Сталинскую высотку. Однако в итоге решили, что лучше будет построить гостиницу. С номерным фондом в Москве тогда была напряжёнка. Во время партийных съездов делегатам не хватало места в столичных гостиницах.

Вид на гостиницу "Россия" с высоты. Строительство ещё не до конца закончено, 1967. Фото Б.М. Косарева, с сайта www.pastvu.com.
Вид на гостиницу "Россия" с высоты. Строительство ещё не до конца закончено, 1967. Фото Б.М. Косарева, с сайта www.pastvu.com.

Архитектором сооружения стал Дмитрий Чечулин. Строительство завершили всего за три года, и уже в 1967 она приняла первых гостей. Убранство постарались сделать технологичным. Здесь уже не бросались в глаза кричащий декор или шикарная дорогая мебель. Просто, но со вкусом и разными новинками. Например, в номерах были кондиционеры. Из окна же открывались прекрасные виды на Москву, включая Красную площадь.

Гостиницу "Россия" любили не только гости, но и жители столицы. Ведь внутри были рестораны и концертный зал. История грандиозного сооружения завершилась в 2004 году. Тогда гостиницу снесли, как устаревшую и ненужную. Сегодня на её месте располагается парк "Зарядье".

Второй достопримечательностью стала #останкинская телебашня , созданная инженером Николаем Никитиным. Огромное сооружение высотой 540 метров превратилось в один из символов Москвы. Интересно, что основание конструкции - это перевёрнутый цветок лилии. Похоже или нет, решайте сами.

Помимо технической функции, башня выполняла и развлекательную. Здесь находились смотровые площадки, а также уникальный ресторан "Седьмое небо". Его залы вращались по кругу. Так что можно было наслаждаться едой и в то же время любоваться панорамами столицы со всех сторон.

1968 год: "скотовоз"

Началось серийное производство самых массовых и запоминающихся автобусов - ЛиАЗ-677. Запустить процесс пытались на протяжении 6 лет. И вот, в 1968, это наконец-то получилось. Автобус, конечно же, ездил не только по Москве, но и другим советским городам. Он стал настоящим символом эпохи правления Л.И. Брежнева. Внешний вид машины напоминал нечто угловатое, напоминающее бочонок. Но было в этом и что-то очаровательное. Хотя в народе этот автобус получил несколько обидное прозвище "скотовоз".

Автобус ЛиАЗ-677 на Новом Арбате (проспекте Калинина), 1968. Фото отсюда: https://visualhistory.livejournal.com/1917973.html
Автобус ЛиАЗ-677 на Новом Арбате (проспекте Калинина), 1968. Фото отсюда: https://visualhistory.livejournal.com/1917973.html

Дело в том, что конструкция внутри была продумана таким образом, что сидящих мест предусматривалось всего 25. Всего же автобус мог вместить 110 пассажиров. То есть остальные 85 человек ехали стоя. Поэтому у многих и возникало ощущение, что они будто в стойле, когда в час пик в автобусе почти не было места. Справедливости ради стоит сказать, что имелось у ЛиАЗа-677 и другое прозвище - "луноход". Ведь ехал он более плавно по сравнению с предыдущими моделями. Выпускался автобус до 1990 года в разных модификациях. И даже отправлялся на экспорт.

1969 год: со сверхзвуковым ветерком

21 мая в аэропорту "Шереметьево" представили первый советский сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144. Новинка создавалась, как основной конкурент французскому "Конкорду". Советские власти очень хотели опередить западных инженеров, поэтому делали отечественный самолёт как можно быстрее. Даже первый полёт устроили на несколько месяцев раньше. Пассажирские рейсы Ту-144 начал совершать в 1977 году из аэропорта "Домодедово" в Алма-Ату.

Авиалайнер мог развивать невероятную скорость, до 2200 км/ч. То есть преодолевать расстояние более, чем в 2 раза быстрее обычных самолётов. Но эксплуатация советского чуда техники была недолгой. Оказалось, что конструкторы так спешили перегнать западных конкурентов, что не доработали многие аспекты. Летать на Ту-144 было небезопасно. Да и невыгодно. Ведь дальность полёта составляла всего лишь чуть более 6 тысяч километров. Поэтому уже в 1978 году "Аэрофлот" прекратил эксплуатацию этого типа воздушных судов.

Таким для столицы были 1960-е. Десятилетие, в котором оттепель сменилась "застоем", в котором осваивали Космос и расширяли городские границы. Если вам интересны московские #фотографии ссср других десятилетий, то ссылки на статьи ниже:

Необычные фотографии Москвы 1920-х, а также главные события десятилетия

Москва 1930-х в фотографиях: самые интересные события

Москва 1940-х в фотографиях: как жили до, во время и после Великой Отечественной войны

Москва 1950-х в фотографиях: самые интересные события

Москва 1980-х в фотографиях: ностальгия по былому

Москва 1990-х в фотографиях: вспоминаем самые важные события

Путешествие в Москву 2000-х: парковки в три ряда, вездесущая реклама и печальные события

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!