Массовая вспышка коронавируса, распространившаяся по всему миру, оказала большое влияние и на футбольную среду. Лишь в конце мая этого года болельщики смогли вернуться на стадионы и поддерживать свою любимую команду. Пустые трибуны были отнюдь не единственной печальной новостью. В связи с карантинными ограничениями и соблюдением мер безопасности, УЕФА при участии 55 футбольных ассоциаций приняли решение перенести Чемпионат Европы - 2020 на следующий год. Это первый в истории перенос этого турнира. Предполагалось, что Евро превратится в футбольный праздник для всего Старого Света, болельщики будут колесить из одной страны в другую вслед за своей командой, а завершится все это масштабным финалом на 90-тысячной арене «Уэмбли» в Лондоне.
Год прошел – ситуация стабилизировалась, а значит захватывающее футбольное первенство может состояться. С учетом всех прошлогодних финансовых потерь, организаторы будут всячески стараться привлечь внимание как можно большего количества людей. При этом игровая составляющая постепенно перестает быть доминирующим фактором заинтересованности аудитории. Дэвид Бекхэм в свое время произвел революцию в медийном пространстве, которая позже распространилась и на весь футбольной мир. Футбол превратился из закрытого и неприметного клуба в открытую площадку для бизнеса и тонны рекламных контрактов. Все значимые процессы стали осуществляться не на поле, а далеко за его пределами. Коэффициент Бекхема привлек внимание аудитории, которая обращает внимание не только на саму игру, но и на её внешнюю составляющую. Оформление, рекламные ролики, логотипы, даже цвет формы игроков – из этих элементов складывается процесс привлечения внимания к футбольному событию. Заядлые болельщики знают о проведении Чемпионата Европы и без рекламных баннеров, у них уже заранее отмечены в календаре дни матчей, а вот человек далекий от футбола сможет проникнуться атмосферой праздника, если интересно и привлекательно о нем рассказать. Популяризация футбола среди вторичной и не знающей аудитории является одной из главных миссий УЕФА. Рассмотрим аспекты, которые помогут повысить медийность европейского турнира.
1.Мерчендайзинг
Мерчандайзинг охватывает несколько товарных групп, каждая из которых ориентирована на удовлетворение разных потребностей. Помимо спортивных товаров и атрибутики это и аксессуары для гаджетов, игрушки, разнообразные сувениры, косметика, канцелярские товары. Покупателями мерчандайзинга могут не только болельщики, но и туристы. Покупка сувенира с символикой турнира становится материальным доказательством того, что турист посетил тот или иной город, либо страну. Местный колорит в ассортименте увеличивает конкурентоспособность. Одно из важнейших условия успеха — наличие у спортивной организации, использующей мерчандайзинг, бренда, обладающего ценностями, историей и способного вызвать эмоции.
2.Рекламные кампании
Для некоторых компаний большие футбольные турниры становятся возможностью вывести свой бизнес на международный уровень. Бывший футболист Александр Феррейра, а ныне шоколатье придумал оригинальный способ продать свою продукцию. Он произвел специальную линейку шоколада с разной начинкой, взяв за основу ингредиенты из стран – участников турнира — США (с черникой), Мексика (с красным перцем), Франция (с шампанским), Италия (с фисташками), Бразилия (шоколад с ароматом кайпириньи), и Аргентина (с абрикосом). Благодаря активному продвижению, шоколадки стали пользоваться бешеным спросом: продажи компании выросли на 50%, также увеличился приток покупателей, а среди клиентов появились международные компании и торговые сети.
3. Активность в социальных сетях
Ситуативный маркетинг эффективно работает в период проведения футбольного события и может оставаться актуальным и после его завершения. Миллионы людей следящим за турниром генерируют контент с удвоенной силой. Нарезки с интересными деталями, ляпами или курьезными случаями случившихся на поле, заставляют внимательные следить за ходом событий и смотреть матчи. Хэштеги, челленджи, конкурсы – все это продуцирует инфоповоды и привлекает новую аудиторию.
4. Мероприятия
Для повышения интереса к футбольном событию страна-хозяйка турниру анонсирует различные мероприятия. Например, на Чемпионате Мира – 2018 в России, в рамках культурной программы проходили фестивали болельщиков ФИФА, спортивные и гастрономические праздники, концертные программы и театральные представления, народные гуляния, цирковые программы, выставки и культурно-просветительские мероприятия, ярмарки региональных производителей и фольклорные фестивали, представляющие многонациональную культуру России. Также в ряде городов были подготовлены совместные проекты с национальными ассоциациями стран — участниц чемпионата.
5. Рекламные ролики
Учитывая масштабы охвата аудитории, компании стараются виртуозно подходить к процессу разработке видеороликов, которые будут транслироваться во время турнира. УЕФА сотрудничает с различными мультимедийными площадками, дабы привлечь как можно больше новых зрителей. В этом году эту нишу занял TikTok, ставший спонсором и придумавший изобретательный ролик в котором совмещены видео болельщиков и события происходящие на футбольном поле.