Традиционно подводим итоги второго квартала года, отобрав 20 лучших отечественных альбомов за последние 3 месяца — New Sylveon записывают почти идеальный гиперпоп момента на русском языке, «Колибри» возвращаются в наилучшей форме, МС Сенечка взрослеет и грустнеет, а ИльяМазо пробует себя в акустике и выигрывает.
New Sylveon — «ZVER»
Скрипучий и громыхающий железом гиперпоп, который в то же время переливается всеми цветами радуги. Образцовый для жанра альбом, записанный при поддержке «прогрессивных» отечественных рэперов (VACÍO, zavet) и оставляющий далеко позади все остальные попытки сделать что-то подобное на русское языке. Что радует, New Sylveon явно пытаются остроумно локализовать гиперпоп — в частности, один из лучших треков здесь это «lada samara» про «потустороннюю Россию».
Колибри — «Счастья нет»
В России принято называть почти каждую молодую певицу «новой Земфирой» — между тем Монеточка, Kate NV или, скажем, «Краснознамённая дивизия имени моей бабушки» имеют гораздо больше общего с «Колибри». На «Счастья нет» трио отдает долги и закрывает гештальт, находя место и для ностальгии, и для юмора, и для печали. Что же с названием альбома? «Ну а счастья же нет. Взрослые люди имеют право и возможность сказать это вслух: счастья нет», — шутит Инна Волкова. Это альбом людей, имеющих силу воли не только признаться, что счастья нет, но и посмеяться над собой.
«Печаль любимого блогера» — «Когда слёзки»
Ироничный тикток-панк на злободневные, ну или более активно чем когда-либо обсуждаемые темы — от свободной от гендерных предопределений любви до проблемы домашнего насилия. Форма дружелюбная — музыка «Печали любимого блогера» мелодична, да и довольно серьёзна (навязанный нами тег не приговор, несмотря на средства под всё это трудно снимать развлекательные видео). Тонкий инфантильный голос серьёзности не мешает. Любителям незамысловатого инди-рока может понравиться.
Брысь — «Если все пойдут прыгать»
Если прошлогодний EP Брысь «Уважайте сны» был навеян в основном сибирский панком и андеграундом 80-х, то на «Если все пойдут прыгать» мы переносимся в депрессивные 90-е с трип-хопом, экзистенциальным фолком и окологранжевым инди. Единственное, что по-прежнему роднит Брысь с Янкой, так это нешуточный градус отчаяния. «Через улицу от дома скисла черная дыра/На другом конце района запретили умирать» — поет Брысь, и от одного ее голоса идет жутковатый холодок по коже.
Хмыров — «Кроссовер»
За шумихой вокруг Тимы Ищет Свет как-то относительно незаметно вышел почти одновременно новый альбом питерского музыканта Филиппа Хмырова «Кроссовер», который как раз тоже про русский рок на 808-ых. И внимания он заслуживает как минимум не меньшего. Под песни Хмырова, в которых мелодика русского рока удивительно удачно ложится на трэп-биты, можно просто без зазрения совести потанцевать, а не только грустить и распивать в одиночку дрянное вино. Интересно, что там, где Тима поет про отсутствие дома, Хмыров в своих лучших треках «Кроссовер» и «Коридор» — как раз про его наличие и скорое возвращение в него. При этом там, где Тима ищет свет, Хмыров декларирует отсутствие цели как таковой.
ИльяМазо — «ШХД: ЛЕТО»
ИльюМазо часто критикуют за то, что он делает слишком «головную» музыку, но теперь у него есть контраргумент в виде второй части его цифровой оперы «ШХД: ЛЕТО». Теперь место глитчей, индустриальных шумов и мрачной электроники на «ШХД: ЛЕТО» заняли органические звуки вроде пения птиц и акустические инструменты, и этот теплый саунд очень вяжется с вокалом ИльиМазо, который в кои-то веки не воспринимается как пародийный. Несмотря на то, что альбом практически полностью был записан на даче «вживую», песни Ильи ничуть не потеряли в плотности и по-прежнему перенасыщены различными звуками, так что музыкант явно кокетничает, говоря о боязни быть непонятым поклонниками.
«Всигме» — «Родной»
В этом альбоме есть всё, что можно было ожидать — стиль, вайб, эзотерика, юмор (или не юмор, но получается забавно) — и каждая характеристика с выкрученной ручкой вправо. Всё, что делают музыканты, напоминает какую-то параллельную реальность в жанре — со своим сленгом, стилистическими фишками и спорной философией (так, например, сейчас они называют свою музыку ведическим хип-хопом). Альбом точно заслуживает хотя бы одного вдумчивого прослушивания — из-за нескольких удачных песен и нечасто встречаемой концептуальности, в которую не получается не верить.
«ЛАВА» — «Doppelgänger x2»
Участники «ЛАВЫ» по-прежнему пишут музыку, переносящую нас в 1998 год на заднее сиденье «девятки», рассекающей родные просторы. На «Doppelgänger x2» вы услышите ровно то, что и ожидали — эпические транс-гимны с преимущественно прямой бочкой, гипнотическими синтезаторными пульсациями и совершенно упоительными мелодиями. Но и сам жанр альбоме — в определенном смысле доппельгангер той самой транс-музыки из 90-х, в котором угадывается что-то неуловимо потустороннее. Если вслушаться, тут даже от всех этих солнечно-ибицевских транс-мотивов порой словно веет ледяным холодом — тем интереснее ощущения.
Verbludes — «Ау»
Verbludes, запомнившиеся беззаботным тви-поп-звучанием, на новой «Ау» почти сразу сбивают шугейзовым напалмом — всё звучит серьезнее, взрослее и чуть удручённее. Это уже не жизнерадостная, но всё ещё жизнеутверждающая музыка, которой очень идут размышления о деструктивных отношениях и усталости от тусовок — кажется, в таком формате песни Verbludes могут резонировать с чувствами большего количества слушателей. Лучший альбом группы (хотя полновесного возвращения Onegin Please с тем же Антоном Бруновым тоже хочется).
«Саммер Кома» — «Праздники»
Близкие по настроению к Verbludes, но тяготеющие к эмо-вайбам «Саммер Кома» очаровывают всем — от непрофессионального вокала, который не всегда попадает в ноты, до атмосферных ревербераций, мягкого лоу-фай-звучания и общей трогательности, уязвимости и инфантильности. На дистанции альбома особенно замечаются синтезаторы, которых тут мало, но которые всегда к месту, и экспрессивные моменты, которые звучат интереснее совсем уж лирических.
Маша Hima — «Праздник не для меня»
И снова не получается избежать сравнения — «Праздник» далеко не любимый нами Blackwork 2019-го, но к середине альбома кажется, что это и необязательно. Да, последний релиз не удивляет и не вырывает из реальности своей драматичностью и болезненностью, но почти каждый трек здесь — без двух минут хит. Песни разные, песни запоминаются. Рок-бэкграунд Марии выдаёт себя сразу и преимуществом, и недостатком: аранжировки часто навевают скуку (и просто звучат безвкусно), но зато вокал моментами звучит интереснее.
Hodila Izba — «Ходуном»
Казалось бы, в 2021 году эксперименты с этническими мотивами и скрещивание их с современным звучанием — вещь избитая и оттого неспособная удивить. Но дебютный лонгплей коллектива «Hodila Izba» с неожиданной легкостью перебивает это утверждение. Коллаборация коллектива гнесинских выпускников «Комонь» и джазовых (а еще немного электронных) музыкантов делает качественную и драйвовую эклектику, помноженную на погружённость в материал (этнографический опыт, например, дает о себе знать).
«Монти Механик» — «Святые моторы»
Если сравнивать этот релиз с веховым альбомом «Интерференция в тонких плёнках», то «Святые моторы» с великой вероятностью разочаруют. Рекомендуем записать любые сравнения в разряд профдеформаций и прислушаться — даже если «Монти Механик» растерял в звучании и интимности, это всё ещё отличные песни, умеющие трогать нерв и создавать впечатление, что нерв этот — какой-то ваш личный, отчего эффект ещё ценнее. Эта музыка по-прежнему может заставить танцевать, плакать и ставить себя на репит (и снова танцевать и плакать), за то и любим.
МС Сенечка — «Космически земное приключение»
МС Сенечке определенно идут малые форматы — прошлогодний лонгплей «Звуки» казался все-таки несколько чрезмерным по хронометражу для легких и беззаботных треков рэпера. На новом шеститрековом мини-альбоме «Космически земное приключение» эта проблема автоматически решена, но и песни здесь другие — они явно стали более личными, в треках появились горечь и разочарование из-за любовной травмы, а космическая тематика оказывается на поверку лишь привлекательной, но обманчивой витриной для всего этого. Вместе с тем у МС Сенечки стало еще больше фанкового грува, певучего флоу и броских мелодических хуков.
«Панчи Пич» — «Привет»
Экс-солистка «Кружка» Сима Питерская спустя два года затишья вернулась в составе панк-бэнда «Панчи Пич» — девичьей группы, рубящей энергичный, первобытный панк, приправленный фем-повесткой и социальными текстами.
theabc — «Стихии»
Казалось бы, очередной альбом, вдохновленный поп-музыкой 80-х годов — ну сколько можно, в самом-то деле. Однако при внимательном изучении «Стихий» оказывается, что на русском языке подобной музыки не так-то много. В числе источников вдохновения екатеринбургского дуэта синти-поповые боевики Tears For Fears и баллады Питера Гэбриела конца 80-х — получается так проникновенно и красиво, что дух захватывает. Особое внимание на песни «Стыдно» и «Плыву».
«Воллны» — «Мексика»
Ещё одна ипостась Феликса Бондарева — образцовый пост-панк, которому нечем удивить, но есть чем порадовать. Можно предъявлять претензии к ценности изначально вторичной музыки, но настолько приятно и профессионально «докрученно» каноны жанра звучат нечасто.
Дима Пантюшин и Саша Липский — «Пешеход»
«Пешеход» — вдохновленный Ариэлем Пинком гипнагоджик-поп, который был популярен 10 лет назад. Пантюшин и Липский воспроизводят музыкальные впечатления, которые они получили в детстве — но опыт советского ребенка сильно отличается от культурного кода его американского ровесника. Пантюшин и Липский обращают свой возраст (обоим музыкантам под 40 лет) в преимущество — в отличие от многие молодых коллег, их музыкальные воспоминания явно не придуманные, а словно почерпнутые из советских мультфильмов и телепередач. Доброта и простота этих песен про детей, потерянный телефон и голубей за окном просто обезоруживают. Здесь даже есть сыгранный на синтезаторе чарльстон — и, представьте себе, совершенно замечательный.
Manicure — «Моя вечная весна»
После фешенебельного инди-рока конца 2000-х и одной из самых интересных интерпретаций пост-панка в 2014-м группа пропала с радаров надолго — так, что стало понятно, что ничего не готовится и новой музыки можно не ждать. Спустя семь лет Manicure вернулись с той же одинокой романтикой панельных многоэтажек, но с новой тревогой, умеренной танцевальностью и чуть переосмысленным звучанием. Всё критически важное осталось на месте — и мелодии, и голос Жени Новикова, и сонграйтерские приёмчики, и умение вызывать ощущение знакомого (ностальгически отзывается тут примерно всё), не прибегая к каким-либо настоящим цитатам. Насколько ценен этот альбом без чувства ностальгии и насколько уместно выпускать такой альбом в несколько раз изменившимся мире, вопрос открытый.
«Конус Маха» — «Состояние»
«Тяжёлая акустика» (самоопределение участников) — тяготеющая к эклектичной этнике, интересной ритмике и сложным формам, при этом в лучшие моменты звучащая как нетривиальная поп-музыка. Это дебютный альбом группы, которая выступает уже пять лет, и этим можно объяснить, что сразу получилось здорово — здесь полно необычных инструментов (судя по описанию, кроме контрабаса играет, например, иранский сантур), запись производилась на плёночный рекордер, при этом звучит всё складно и будто единственным возможным и максимально естественным образом. Лучшие моменты на альбоме — когда музыканты не успевают увлечься и заиграться.