Найти тему
КиноМеломан

Как коммунистическая пропаганда использовала антисоветские песни Талькова

Творчество Игоря Талькова было насквозь пропитано антисоветскими идеями. Певец со сцены обличал режим, а многие свои концерты превращал в народные митинги с пламенными речами со сцены. Но удивительное дело: спустя несколько лет, когда уже не было ни Советского Союза, ни самого певца, коммунистическая пропаганда умудрилась использовать его песни в своих целях. И у нее это отлично получалось.

Тальков в свое время начинал как типичный эстрадный ремесленник. Гастролировал в составе советских ансамблей, работал с Александром Барыкиным, аккомпанировал певице Людмиле Сенчиной. Делал аранжировки для Стаса Намина. На пару с Ириной Аллегровой пел в группе «Электроклуб». Словом, был обычным эстрадником, коих в то время колесило по кабакам и весям десятки, а то и сотни в поисках легкого заработка. Но в самый разгар перестройки, когда многое стало разрешено, Игорь Владимирович вдруг резко заделался рокером. Новоявленный правдоруб стал петь песни протеста, обличать режим и тосковать по России, которую мы потеряли. То есть, стал махровым антисоветчиком.

-2

Не берусь судить о таланте эстрадного трибуна. Но лично мне он представлялся этаким конъюнктурщиком, пытавшимся выехать на модной в те времена антисоветской теме. Песни были слишком плакатными и публицистичными. Незатейливые тексты лупили прямо в лоб, напоминая обличительные статьи в перестроечных газетах. Но народ, истосковавшийся по свободе и демократии, принимал эту «правду жизни» из уст певца за чистую монету.

А потом народный трибун погиб, не дожив до распада страны буквально считанные месяцы. Причем, погиб также как, собственно, и жил. В дешевой эстрадной разборке за то, кому последним выходить на сцену. Среди рокеров подобные конфликты сложно было себе представить и тогда, и сейчас. Но тогда это преподнесли совсем по-другому. Мол, боролся с эстрадной мафией и пострадал за правое дело.

Прошло несколько лет. Про артиста многие уже почти забыли. Но тут грянули выборы 1996 года. Те самые, где нужно было голосовать, чтобы не проиграть. На неискушенные тогда еще головы избирателей обрушилась вся мощь предвыборной пропаганды. И работала она в обе стороны. И вот в одной из коммунистических пропагандистских газет я увидел тексты песен Игоря Талькова.

Еще раз: в советской газете на всю полосу была опубликована статья, посвященная творчеству ярого антисоветчика. Чудеса да и только! Более того, авторы писали про то, каким артист был честным и бескомпромиссным, как любил свою страну и радел за ее будущее. А в конце – процитированы его песни: «Глобус», «Родина моя» и другие. Была даже приведена знаменитая «Я вернусь», где фигурировал не преданный земле «тиран, объявивший войну стране». Какого-такого тирана имел в виду автор, думаю, догадаться не трудно. Интересно, что бы на это сказал сам Тальков, если бы был жив. Наверняка подумал бы, что его Родина в очередной раз сошла с ума.

Мораль же всей это истории такова: песня – это всего лишь песня, и не стоит воспринимать ее слишком буквально. При желании можно перевернуть ее смысл с ног на голову и повернуть в какую угодно сторону. Что, собственно, и было сделано. Сейчас, например, молодое поколение правдорубов снова подняло на щит цоевские «Перемены». Хотя автор пел, прежде всего, о переменах внутренних. И я не удивлюсь, если в наши дни опять появится какой-нибудь народный трибун с очередной тетрадью расстрелянного генерала.

Понравилась публикация? Ставьте лайк, делитесь публикацией в соцсетях, подписывайтесь на мой канал.

Также читайте на канале:

5 зарубежных хитов, которые «украли» российские звезды

Роман Рябцев и «Технология». Чем занимается сегодня бывший вокалист популярной когда-то команды

Кристина Орбакайте в малобюджетном драматическом триллере «Фара»