Найти тему
Мои велокилометры

Кострома-Асташово-Галич

Приятно приходить в понедельник на работу, когда коллеги с нетерпением и любопытством спрашивают: "Куда в эти выходные ездила?". И, рассказывая, ты вновь и вновь погружаешься в пережитые моменты, в воспоминания, в мысли, в впечатления, и понимаешь - путешествие удалось.

Костромская область хоть и находится в ближнем замкадье, но знаменита (спасибо дяде Ване Сусанину) своей непроходимостью и заброшенностью. Часто у нас используется понятие "медвежий угол" - место отдаленное от людей, глухое, даже жутковатое. Вот в одном из таких медвежьих углов и расположился удивительный по красоте и необычности объект - терем.

Терем. Есть в этом слове что-то сказочное, древнее, загадочное и манящее. Сразу вспоминаются царевны, Баба-Яга, серый волк и прочее. Конечно, находясь в относительной доступности от такого места, хочется его посетить. Относительная доступность - это расстояние в 200 км в одну сторону, из которых часть пути проходит по.... а, впрочем, обо всем по порядку.

Суббота. На часах 03:18. Самое время отправиться на проветривание головы после рабочей недели и на поиски чего-то интересного и красивого. Знакомая часть трассы от Костромы до Судиславля не доставила никакого дискомфорта. Покрытие идеальное, вокруг - пробуждающаяся природа с практически полным отсутствием автомобилей.

Кострома-Судиславль
Кострома-Судиславль

После Судиславля поворот на Галич. С этого момента дорога для меня незнакома. Ездила по ней лишь однажды, и то на автомобиле. Готовилась к худшему, но оказалось всё вполне прилично. Первые километры уже отремонтированы в рамках очередной гос.программы. Далее - либо уже положен первый слой асфальта, либо старый асфальт, но вполне в приличном состоянии.

Судиславль-Галич
Судиславль-Галич

Птицы почему-то затихли, хотя лес вокруг заметно уплотнился. Понемногу стало проглядывать солнце, но становилось понятно, что сегодня оно не шибко побалует меня своим присутствием.

Ближе к восьми утра стали просыпаться птицы. В чем причина столь долгого их сна - не понятно, но с ними определенно ехать стало веселее. Кое-где пробегали ручейки и речушки, внося разнообразие в лесной массив.

Р. Болото
Р. Болото

На подъезде к Галичу стали появляться подъемы. Они, конечно, не сравнятся с буйскими, но тоже вполне приличные: затяжные и достаточно крутые. Но, чувствуя силы, забираюсь на них практически без последующей усталости.

Галичское озеро
Галичское озеро

Галич. Вдалеке стало поблескивать озеро и была мысль устроить обед именно на нем. Но, подумав, решила не тратить время на заезд в город, ведь неизвестно, как дальше сложится путь. Лучше сделать запас времени сейчас. В любом случае на озеро смогу попасть на следующий день. Размышляя так, остановилась на поглощение еды на мосту через речушку с соответствующим названием Едомша.

За Галичем дорога заметно ухудшилась. Оно и понятно, ведь дальше - путь в отдаленные районы области, и необходимости поддерживать полотно дороги в идеальном состоянии нет. Хотя на табличках с программой ремонта дорог значилось, то этот самый ремонт запланирован до самой Чухломы. Что ж, будем надеяться, что это так. Ведь там тоже живут люди, они тоже нуждаются в продовольствии, медицинской помощи, да и вообще в связи с миром.

Поросший лесом Чухломский район
Поросший лесом Чухломский район

Дорога стала равниннее, каких-то крутых подъемов замечено не было. После въезда в Чухломский район дорога слегка улучшилась, но вокруг - непроглядный лес. Населенных пунктов практически нет, а те, что есть, находятся в стороне от дороги. Ехать не то что жутковато, но слегка не комфортно.

А вот и Чухлома. По плану был заезд в город, спуск к озеру, но опять-таки из-за экономии времени решила оставить это на следующий раз. Ведь сейчас начиналась самая интересная часть пути: от Чухломы до терема всего 30 км, но каких? пока это было загадкой. Уверенность вселяло то, что на карте дорога до терема нарисована, да и машины могут туда проехать. А где проедет машина, велосипед проедет и подавно. С таким оптимистичным настроем я свернула на гравийку, уводящую вглубь неизвестности.

-6

Гравий насыпан крупный, укатан плохо. Порой встречаются участки, где камней практически нет и начинает чувствоваться грейдер. Кажется, вот-вот он закончится, но нет, на сколь-нибудь гладкую дорогу нет и намека. Вокруг пыль: под ногами, на лице, на деревьях и цветах. От этого пейзаж становится совсем мрачным. Иногда сплошной лес сменяется редкими полями, усыпанными иван-чаем, но из-за этой пыли розовые цветы совсем не яркие.

-7

Начинает накрапывать дождь. Даже не дождь, а такая-то мелкая морось. Ощущение, что стоишь в густом тумане. Эта морось не осаждает пыль, не добавляет свежести, а только делает пейзаж еще более серым. Такой вид навевает какую-то опустошенность, уныние. От этого ехать становится тяжелее. В местах, где гравий становится мельче, колеса пробуксовывают. Начинают уставать руки, ведь на таком покрытии руль нужно держать в разы крепче. До терема остается около десяти километров, и я останавливаюсь. Останавливаюсь с мыслью повернуть назад. Ехать дальше нет ни сил, ни желания. Внезапно навалилась огромная усталость, нет возможности элементарно сесть на велосипед. До такого состояния я докатывалась крайне редко.

Стою. Разговариваю с собой, с велосипедом. Ищу подбадривающие и мотивирующие слова. Преодолено 190 км, впереди - всего 10. БОльшая часть гравийки позади. Впереди вот-вот должны показаться деревеньки (хотя в их существование в этом месте верилось с трудом). Всё. Еду дальше.

Буквально через 10 минут показалось Введенское с его удивительной по красоте Введенской церковью.

Введенская церковь. Зачастую в глубинке прячется удивительная красота
Введенская церковь. Зачастую в глубинке прячется удивительная красота

Это придает сил. Немногочисленные местные жители с явным удивлением смотрят на меня, даже на минуту прекращают свои разговоры и провожают взглядом. А я еду дальше. Ровная до этого дорога немного меняется, начинает раскачиваться. Не сильно, но гравий не дает ускориться, особенно на спусках. Впереди Фалилеево с его разрушенной Христорождественской церковью, а далее он - терем.

Усадьба Асташово необычна тем, что построена не дворянами, а бывшим крепостным крестьянином, и сочетает в себе архитектуру изысканной загородной дачи со строительными решениями и планировкой, типичными для крестьянской избы. Находится усадьба в Чухломском уезде, который, по словам его знаменитого уроженца Александра Зиновьева, «в Костромской губернии считался самым глухим».
...
В настоящее время образцы дачного «русского стиля» или модерна становятся редкостью. А таких выдающихся объектов, как Терем, на всю страну насчитываются даже не сотни – десятки. Из сохранившихся многие перенесли советские ремонты или недобросовестные реставрации и утратили целостность интерьеров или внешнего вида.
https://astashovo.com/

Сказать, что терем впечатляет - ничего не сказать. Он великолепен, поражает своей красотой, изяществом, оригинальностью и причудливостью декора. Хочется рассмотреть каждую завитушку, каждый штрих. Помимо того, что он прекрасен снаружи, он еще богато украшен изнутри. Интерьеры терема удивляют своим разнообразием.

Терем
Терем

К сожалению, в полной мере насладиться и рассмотреть внутреннее убранство не удалось: администратора на месте не было, а самостоятельно отправиться на исследование всей красоты я не рискнула, всё-таки в тереме проживают гости, и не хотелось им мешать.

Прогулявшись по территории и отдохнув морально и физически, стала собираться в обратный путь. Настроилась перетерпеть эти 30 км гравийки. Взять и перетерпеть. И перетерпела.

Выехав обратно на трассу, подкрепилась горяченьким хот-догом и, получая удовольствие, вернулась в Галич. Трасса хоть и слегка разбита, но отсутствие машин делало ее более чем удовлетворительной.

Солнце стремилось за горизонт, мягко и приятно освещая дорогу. Перестала чувствоваться усталость. Почему-то стало очень легко. Забылась тяжесть труднопроходимого участка пути, ушло раздражение. Стало спокойно. Хотелось и моглось ехать еще, но дорога от Галича до Костромы была запланирована на следующий день. Она оказалась трудноватой ввиду сильнейшего солнцепёка, но приятной ввиду того, что вела к дому.

Это были мои 417,97 километров.

03.07.2021-04.07.2021

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц