Спектакль «Интервью В».
Режиссёр – Роман КАГАНОВИЧ
в роли Вертинского – Сергей АЗЕЕВ
Пластика – Максим ПАХОМОВ
Художник – Александр МОХОВ и Мария ЛУККА
Свет – Стас СВИСТУНОВИЧ и Борис КУЗНЕЦОВ.
«Театр Ненормативной Пластики» на сцене Цехъ Театра, Санкт Петербург 14.06.2021
В спектакле «Интервью В» Роман Каганович обращается к образу одного из кумиров культуры и искусства первой половины двадцатого века, к киноактёру, автору и исполнителю русской и советской эстрады Александру Вертинскому (1889-1957). В галерее образов личностей оказавших влияние на мировую культуру и искусство двадцатого века силуэтный образ Вертинского явление особое, его очертания далеки от хрестоматийных канонов образов других эпохальных личностей. В этой портретной галерее он стоит обиняком, в стороне и черты его силуэтного образа слегка отдалены и окутаны полупрозрачной вуалью загадочности и таинственности. Жизнь и творчество Вертинского были лишены глянца и звездного ореола, его тернистый жизненный путь и события собственной жизни придавали особый драматический оттенок его выступлениям, его песням покорявших аудиторию неподдельной искренностью. Эти песни апеллировали к внутренним мирам слушателей, которым они открывали двери в мир драмы человеческой души, в них каждый из них оказывался перед зеркалом, отражающим фрагменты драмы собственной жизни, лики трагедии одиночества и шрамы на сердце от неразделённой любви и многое другое, хранившееся в потаённых уголках их внутренних миров.
В общественном пространстве жизнь и творчество Вертинского были точками излома общественного мнения, объектами, окруженными противоречивыми суждениями и домыслами. Одни боготворили его и считали его тонким знатоком человеческой души и великим трагиком, для других он был певцом декаданса и упадничества, воспевавшим и идеализировавшим прошлое дореволюционной России, но все они сходились в признании его гениальности и божественного дара, покорявшего слушателей разных поколений и континентов. Сегодня, через более полувека после его последнего выступления эстраде секрет популярности Вертинского остаётся неразгаданным и спектакль «Интервью В» предоставляет каждому из нас уникальную возможность попытаться проникнуть в пространство его жизни и попробовать познать этот полный трагизма образ, одиноко стоящий в галерее своих современников.
В этом обращении к образу Вертинского наше изучение осуществляется в плоскости совмещения проекций его жизни и творчества. Этот подход позволяет нам стать свидетелями уникального процесса проявление очертаний его сценического образа, силуэтные черты которого для Вертинского были одновременно отправной точкой его творческого пути и окном возможности, посредством которого он мог делиться с аудиторией слушателей откровениями своей творческой натуры. Эти особые возможности для Вертинского открывал образ одного из персонажей французского ярмарочного театра печального романтика Пьеро. В портретной галерее театрального искусства образ Пьеро является сложной метафорой грусти и печали от неразделённой или безответной любви. Контурные очертания заданные французской средневековой маской были пространством творчества для Вертинского, которое он заполнял всем богатством красок и оттенков своего творческого дара. Вертинский извлёкает эту маску французских площадных и балаганных театров с пыльных полок истории и иллюстраций христаматийных изданий по истории театра и придаёт ей особое содержание. Он уходит от традиционных канонов изображения Пьеро, слегка нивелирует сентиментализм и усиливает в нём драматизм певца грусти и печали израненной души, личности в глубине души, которой живёт драма неразделённой любви и одиночества.
Наше познание глубины и рельефности этого образа происходит в точке, в которой он начинает постепенно обретать свою новую жизнь, здесь (в спектакле) это происходит в картине авто-интервью Вертинского (Сергей Азеев) после его возвращения из эмиграции. В этой временной точке пространства его жизни, он слегка отстранён от нацеленных на него камер средств массовой информации и погружён в процесс тонкой прорисовки образа Пьеро. В этой условной точке происходит совмещение двух плоскостей: в одной мы видим возникновение индивидуальной трактовки образа, а в другой возникновение истории самого Вертинского, галерея образов людей пространства его жизни, событий оказавшие влияние на него и его современников.
Историю своей жизни он представляет нам в цепочке этюдов написанных с натуры, которые позволяют нам увидеть мир глазами Вертинского, попытаться понять особенности его восприятия событий и его индивидуального положения во времени и историческом пространстве. Наше проникновение в пространство мысли Вертинского представляет нам его творческой индивидуальностью, которая не возносит себя над временем и событиями, происходящими в пространстве его жизни. В своих убеждениях он не следует тропой своих современников, провозгласивших свою активную политическую и гражданскую позицию. В водовороте истории он наблюдатель, пытающийся осмыслить происходящее, разобраться с новыми историческими реалиями. Эта парадигма восприятия исторических процессов сближает его с аудиторией, с людьми, для которых он творит свои произведения. Одновременно его отношение к историческим реалиям создаёт предпосылки для формирования и развития его индивидуальной проекции конфликта «поэт vs власть», который никогда не будет исчерпан и не закончится, в жизни Вертинского он всегда будет изменяться, дополнятся и обжигать его творческую натуру.
В нашем изучении пространства этого конфликта мы видим постепенное нарастание сурового противостояния сторон, в котором перевес сил всегда на стороне власти. В истории Вертинского мы видим многочисленные очаги и проекции этого конфликта, которые обжигают его на различных этапах его жизненного и творческого пути, так как он пролегает через различные эпохальные события и тектонические сдвиги. В них Вертинский также как многие его современники оказывались в жерновах большой политики, выживал в суровые смутные времена перемен на трагических изломах истории. Конфликт Вертинского с миром власти достигает своей апогеи в его советский период жизни Вертинского, в момент, когда он осознаёт, что более не может находится вдали от родины, в нём созревает и укрепляется желание вернуться в Россию. На этом рубеже его жизни, Вертинский после десятилетий жизни в эмиграции сталкивается с цинизмом социалистической идеологической машины, с её утилитарным восприятием культуры искусства. В советской парадигме восприятия мира искусства его творцам отведена утилитарная функция воспевания коммунистической идеи и прославления гуманизма советской власти, в ней они инструменты идеологической машины, куклы-марионетки в руках партийных функционеров.
В своём искреннем стремлению вернуться на родину и воссоединиться с людьми для которых он творил Вертинский осознаёт собственную беспомощность перед аппаратом советской идеологической машины, стоящей на его пути. Осознание своего бессилия вынуждает его идти на компромисс со своими убеждениями и он обращается с прошением к советским властям, так как его путь в Россию безальтернативно должен пройти через жернова советской идеологической машины. Наше изучение диалога Вертинского с советскими властями позволяет нам выделить характерный паттерн взаимоотношения тоталитарных режимов с деятелями культуры и искусства. Он строится на безальтернативной и инвариантной основе, при которой советские власти готовы позволить ему вернуться в Россию только на условиях его полного подчинения, публичном отказе от своих собственных взглядов.
В спектакле этот драматический момент его жизни воплощен в сцене обращения Вертинского к советским властям, в ней мы видим его стоящего перед стеной, символизирующей реплику бастиона могущества советской власти, в этот драматический момент его жизни он абсолютно беззащитен и готов полностью подчиниться машине власти. Особенность этого обращения в его особом звучании, в нём каждое слово Вертинского эмоционально выделено, своим звучанием оно подобно крику - мольбе человека, просящего помощи. В эмоциональной палитре его обращение отчетливо звучит искренность и вера в то, что его мольба сможет преодолеть каменные стены, будет услышана в кабинетах власти и он сможет вернуться на родину.
В нашем изучении взаимоотношений Вертинского с идеологической машиной власти его возвращение в советскую Россию не создаёт эффект хэппи энда и не ставит точку в этом конфликте. На этом отрезке его жизни это драматическое противостояние находит своё продолжение, так как Вертинский не соответствует идеологическим канонам диктатуры и его образ Пьеро, певца печали и драмы человеческого существования подвергается критике и обвинению в упадничестве и декадансу. Идеологический паттерн советской власти отводит ему роль певца поющему оду торжеству коммунистической идеи, воспевающему счастливую жизнь свободных людей. Суровые картины реалий существования людей подливают масло в огонь конфликта Вертинского с властью и усиливают палитру драмы человеческой жизни в образе Пьеро, подчёркивают нотки безысходности в его голосе. Драматический образ Пьеро, покоривший страну непокорен режиму и власть закрывает Вертинскому доступ к телевизионной и радио-аудитории и таким образом одевает на него кандалы узника социалистического рая.
В этом конфликте мы наблюдаем процесс аккумуляции проблемных точек на поверхности существования Вертинского осмысление, которых повергает его в глубокий кризис, постепенно достигающего своей высшей точки кипения, при которой он более не может оставаться внутри и выплескивается наружу. Этот процесс находит своё визуальное воплощение в трансформации образа Пьеро, в этой точке в нём стираются оттенки меланхолии, грусти и печали, на смену им проявляются мрачные лики драмы безысходности человеческого существования.
В спектакле «Интервью В» Роман Каганович фокусирует наше внимание на трагедии творческой личности познавшей круги ада ради возможности служить своим искусством народу. В этой истории имевшей место в середине двадцатого века инсталлированы фрагменты зеркала нашего времени, в котором диалог художника и власти проходит по аналогичному сценарию. Вопреки динамичному развитию информационных технологий и прогрессу в нашем двадцать первом веке мы видим истории других попыток людей искусства, примеривших роль Пьеро у стены власти и финала многих этих попыток очень похож на сюжет истории под названием «Интервью В».
Фрагмент спектакля «Интервью В» и его анализ опубликован на моём авторском Youtube канале «Мой Не_Критический Взгляд»: