Найти тему
MOTOBAZA.RU

Дискомфорт и опасности для эндуриста на маршрутах

Оглавление

Доброго, друзья! Приветствуем всех, открывших наш очередной пост. Сегодня хотим поделиться своими наблюдениями - а за 10 лет их накопилось много! - о том, где эндуриста-любителя поджидает дискомфорт, а в каких случаях таится конкретная #опасность. Будем рассматривать ситуации, происходящие в #теплый сезон , когда #любители особенно активны.

Если вас заинтересует наш опыт на конкретном типе грунта, или хотите разобрать ситуацию, пишите в комментариях. Мы будем отвечать отдельным постом)).

"Прилечь" под присмотром тренера - безопасно ;))
"Прилечь" под присмотром тренера - безопасно ;))

Что есть дискомфорт, а где опасность?

Райдеры-любители редко задумываются об этих понятиях. Особенно это касается людей, периодически пользующихся прокатной техникой, или же тех, кто приобрел #питбайк или легкий #эндуро для разовых выездов на природу.

  • «Комфорт» - когда вы едете по прямой, тропа ровная, сцепление с грунтом достаточное, маршрут хорошо просматривается, никаких препятствий не предусмотрено.
  • Под «дискомфортом» договоримся понимать ситуации и факторы, способные причинить райдеру легкий урон, заставляющие напрячься. Не столько вреда, сколько обидно, если все-таки упал.
  • «Опасность» - ситуации, когда реальны конкретные #травмы с потерей трудоспособности.

Шкала «дискомфорт-опасность» смещается относительно полюсов в зависимости от уровня навыков эндуриста. Где для любителя уже опасно, для PRO райдера – легкий дискомфорт. Также перспектива опасности растет пропорционально скорости. Если на 2км/ч въехать в бревно – обидно, но не критично, то на 40 км/ч уже грозит ушибами и переломами.

Итак, переходим к разбору… Рассматриваем езду на средней скорости. На большой скорости практически любой маневр расценивается опасным.

Песок

По песку безопасно - можно прокатиться эффектно)).
По песку безопасно - можно прокатиться эффектно)).

Самый комфортный тип грунта. Даже если вы упали, ничего страшного не произойдет. Падать в песок мягко и безопасно (при условии, что вы надели защитную экипировку). Чтобы ушататься на песке даже на мотоцикле средней мощности, нужно ОЧЕНЬ ПОСТАРАТЬСЯ.

Эндуро на песке – это прежде всего карьеры и популярные летом пляжи. Если песчаный #пляж часто пологий, хорошо просматривается, то в карьерах нередки резкие перепады высот. Из-за насыпей можно не увидеть провала, из которого выбирался грунт.

Главная опасность в карьерах – резкий обрыв сразу за пиком затяжного подъема. Падение в такой провал может быть очень опасным для любителя. Приезжая в локацию, обязательно разведайте местность по ходу предполагаемого маршрута!

Если же вы катаетесь со скоростью 10-20 км/ч и все-таки упали в песок, серьезных последствий не будет.

Второй по популярности способ упасть на песке – поймав кураж на мокром песке у кромки воды, резко вывернуть на сухой участок не сбавляя скорости. Если не соблюдать технику езды – это верный способ зарыться.

  • На плотном мокром песке можно катать в средней стойке.
  • На сухом песке ездят на специальной резине, плюс – с сильной оттяжкой назад, чтобы разгрузить переднее колесо. Газ не сбрасывайте, выжимайте только сцепление.

Если переднее колесо зарывается, #райдер рискует совершить вылет через руль. При наличии защиты и навыка группировки в падении, приземление в песок будет безопасным.

Каменистый грунт: в основной массе большой объем щебня

Эндуро-йога: необходимость, когда застрял на руле из-за косяков в технике... (Иллюстрация: ENDURO YOGA - YouTube).
Эндуро-йога: необходимость, когда застрял на руле из-за косяков в технике... (Иллюстрация: ENDURO YOGA - YouTube).

Этот тип распространён в Крыму, Геленджике. Может встречаться в гористой местности, на холмах, в карьерах, но чаще – это старые грейдерные дороги, которые покрывались щебнем.

Основная проблема заключается в пробуксовке, из-за чего райдера начинает «мотать».

  • Справиться с маршрутом позволит добавление газа и посадка с оттяжкой назад.
  • Тормозите с выжиманием сцепления.
  • Тормозить двигателем нельзя – переднее колесо может повести в сторону и возникнет риск падения.
  • На гравии передним тормозом стоит пользоваться очень аккуратно. Мелкие камни под колесом не дают качественной опоры.

Гравийный подъем требует от райдера осторожности. #Падение, пусть и на небольшие камни с острыми краями, не добавит вам приятных ощущений. Как и в случае с песком, если вы забрались в карьер или на местность с плохим обзором, маршрут стоит предварительно разведать.

Есть специальная техника, позволяющая комфортно брать подъемы средней сложности. Если вам интересна эта тема, мы готовы написать об этом отдельный пост.

Собственно, дискомфорт на щебне доставляет именно подвижность камней. Решить проблему можно, грамотно дозируя газ. Как конкретно это делать, мы разберем отдельно. Для самых нетерпеливых – welcome на Мотобаза.ру, наш инструктор научит этому скиллу на практике.

Твердый грунт с мелкодисперсной пылью

По припудренной пылью тропинке...
По припудренной пылью тропинке...

Такой грунт часто присутствует на равнинах, в степных зонах. Иссушенная солнцем глина затвердевает, покрываясь пылевой пудрой. Выглядит безобидно, но на деле требует большой осторожности.

Сухая пылевая прослойка не дает стабильного сцепления колесу. Заднее колесо часто проскальзывает. Именно поэтому трассы на соревнованиях проливают – чтобы прибить пыль, усилить сцепление с грунтом. На пыльной дороге не рекомендуют разгоняться, особенно, если маршрут не просматривается. Оттормаживать также нужно аккуратно.

Высохшие колеи из окаменелой глины на большой скорости представляют серьезную опасность. Если на влажном грунте колея подается колесу и хотя бы частично прорезается, твердый желоб превращается в жесткий фиксатор. Чтобы уверенно проходить колеи, нужно наработать навык. На Мотобаза.ру мы специально обучаем такому скиллу.

Земля, поросшая травой

Аккуратная езда по траве - блаженство!
Аккуратная езда по траве - блаженство!

Высокая травянистая растительность стабилизирует во время езды, но может скрывать неприятные «сюрпризы» (покрышки, сеялки). Даже, если вы уверены, что в высокой траве нет мусора, не стоит гнать на максималках – ямки и кротовины, оставленные животными, отправят вас в красивый полет.

  • 25-30 км/ч – оптимальный выбор, чтобы в случае наезда на препятствие отделаться парой синяков, без серьезных травм.
  • Разгон до 70-80 км/ч в случае падения может закончиться печально.

Если предстоит катать по мокрой траве (сразу после дождя или по росе), делайте также, как на грунте с вкраплением щебня.

Этот тип почвы преобладает в лесистой местности, лесопосадках. В этих локациях самые большие неприятности доставляют не поваленные деревья, а небольшие по диаметру ветки, лежащие относительно траектории движения под углом. Причем угол – более 45 градусов. Их не воспринимают всерьез. При этом райдер не успевает сманеврировать, чтобы переехать ветку под прямым углом, и часто поскальзывается. Небольшие мокрые ветки уже без коры – очень скользкие.

  • Если нет возможности переехать под прямым углом – лучше объехать.
  • Даже, если вы прыгаете как Джарвис, стоит ли этот бурелом затраченных сил?
  • Всегда катайтесь в стойке. Хотите отдохнуть – остановитесь, посидите на бревнышке. Катая сидя, вы рискуете не успеть вовремя оторвать филейную часть, и потеряете баланс.

Гонять в лесу на большой скорости – повышать опасность. Деревья по ходу движения, низко опущенные ветки, выпирающие корни, торчащие сучья – все это из факторов дискомфорта с повышением скорости становится объективной угрозой для здоровья райдера.

На мокрых корнях гуляет переднее колесо. Плюс, их расположение хаотично, приходится напрячься, чтобы сохранить баланс.

Решить проблему защиты глаз помогает маска с двойным стеклом. Такие очки закрывают верхнюю половину лица, не запотевают. Сохранить маску помогает защитная пленка-«отрывничок» (пары штук на прогулку в лес хватит). Отдавайте предпочтение не темным, а розовым линзам – все видно, реакция нормальная.

Болотистая местность, волглая земля

На болотах летают примерно так... Источник: motofotki.ru (Эндуро в Красногорске, 26.05.2012).
На болотах летают примерно так... Источник: motofotki.ru (Эндуро в Красногорске, 26.05.2012).

Та самая категория, которую демонстрируют любители «грязных покатух». Топкие места, грунт после проливных дождей или разлива рек. Райдеру важно определять эти территории заранее и не стараться пролететь участок на максималках. Даже с сильной оттяжкой назад, вероятность перелета через руль очень высокая. Либо вы можете сильно застрять и технику придется буквально выковыривать.

Несмотря на то, что грязь оказывает стабилизирующую поддержку, под ее слоем могут быть скрыты острые предметы, толстые ветки и даже куски бревен. Если на это наехать или упасть, высок риск серьезной травмы.

Есть «секретный прием» для эндуро, когда даже тяжелый мотоцикл до 140 кг можно вытащить из грязи без посторонней помощи и тросов. Ему также посвятим отдельный пост.

Фактором дискомфорта на волглых и грязных маршрутах становятся колеи. Если нет навыка, можно надолго застрять, изгваздаться и потратить силы не на покатушки, а на выволакивание техники.

Лучшим способом избежать проблем на болотистом грунте – объехать его. Обращайте внимание на состояние земли и растительность: по ходу движения влажность грунта все больше, а вокруг пошли камыши и осока. Не стоит ли сделать небольшой крюк по сухому?

Попытка проскочить болотистый участок на высоких скоростях – плохая идея.

Впереди колея через лужу, показывающая, что до вас там кто-то проехал? Не спешите повторять подвиг. Идеально, если сначала оцените реальную глубину. Лучше длинной палкой. Может статься, что прошедший перед вами тяжелый квадр разрыл дно так, что ваш мотоцикл попросту утонет.

Вода

Красивое фото с перспективой коррозии мото из-за солей в воде.
Красивое фото с перспективой коррозии мото из-за солей в воде.

На пути эндуриста могут быть как пресноводные препятствия, так и морская вода. Последний вариант неприятен тем, что соль разъедает технику, нанося серьезный урон. Даже если вы помыли мотоцикл сразу после проезда по полосе прибоя, полностью избавиться от соли будет очень трудно. Трижды подумайте, будет ли фоточка или видосик равноценна дальнейшим затратам на устранение последствий коррозии.

Теперь о пресной воде. Даже в небольшом ручье мотоцикл может застрять намертво. Повторимся: перед пересечением водного препятствия обязательно проверяйте дно! Превысив уровень «ватерлинии» (середина заднего колеса), вы рискуете залить воздушный фильтр – вода попадет в двигатель.

Также на дне могут быть коряги, камни, ямы. В реках райдера может снести течением. Вы упадете в воду. Опять-таки получите залитый мотор, плюс – неприятные синяки или царапины.

Идея перелететь через речку на скорости повышает риски всего вышеперечисленного и уровень опасности.

Во время тренировок на Мотобазе.ру учатся проходить все виды грунтов. Это особенно важно, если вы собрались провести отпуск вдали от дома, приобретя #эндуро-тур или решите разово взять внедорожный мотоцикл на прокат.

С нами получают самые яркие летние эмоции, видео и фоточки без травм и убитой техники! Только позитив, только эндуро-лето!

Наши публикации в дополнение к теме:

-8