Смольный институт благородных девиц был основан в 1764 году и стал первым женским учебным заведением в Российской империи.
Екатерина II, занимаясь основанием института и вопросами образования, хотела сделать человека нового типа. Специально для этого в институте была замкнутая система образования и преподаватели старались минимизировать контакты родителей с детьми.
1. Кого принимали в институт?
В основном туда принимали девушек из дворянских семей. Учеба в Смольном считалась престижной. Там можно было встретить представительниц богатых семей империи и среднего дворянства с хорошими связями.
В самом институте также существовало училище для малолетних девушек, где недворянских девушек готовили на учительниц и воспитательниц. Такое разделение на «дворянок» и «мещанок» порождало конфликты между девушками.
2. Какие были этапы учебы?
Начиналась учеба очень рано, в 5-6 лет. Длилась 9 лет. Обучение делилось на 3 этапа по 3 года. Ученицы каждого этапа носили особого цвета платья.
Девочки с 6 до 9 лет носили коричневые платья и прозвище «кофейница». Жили они в дортуарах по 9 человек с наставницей и монастырским контролем.
Девочки с 9 до 12 лет носили голубые платья и соответственное прозвище. Они часто хулиганили, редко делали уроки и доставляли проблемы из-за переходного возраста.
Девочки с 12 до 15 лет носили зеленые платья на занятиях и имели прозвище «белые». Имели право посещать балы.
3. Обучение в Смольном.
Несмотря на масштабные идеи императрицы, образование в Смольном было поверхностным. Серьезное значение придавалось знанию языков. Хорошо обучали танцам и рукоделию. А математику, физику и остальные науки свели к преподаванию элементарных знания. Потому воспитанницы учились по ним спустя рукава.
Отдельно стоит сказать про преподавание литературы XIX века, когда должность профессора в институте занимал Плетнев, приятель Пушкина. Он знакомил воспитанниц с творчеством великого поэта.
Смольный институт был всегда под особым попечением императорской династии. Екатерина II, Александр I и Николай I часто посещали Смольный институт, общались с воспитанницами, следили за процессом обучения.
4. Итоговый экзамен.
Итоговые экзамены были большим событием в жизни института. На них присутствовали члены императорской фамилии. Накануне девушкам выдавали билеты, которые они должны были выучить и ответить на экзамене. Даже такой «облегченный экзамен» вызывал у девушек много волнений.
За первые 3 места по результатам экзамена выдавался шифр — вензель от императрицы, украшенный бриллиантами. С такой наградой девушек сразу брали в придворные фрейлины.
Большинство девушек из знатных семей, окончив институт, уезжали домой, где выходили замуж. Девушки из небогатых семей становились чиновницами, воспитательницами и учительницами женских учебных заведений.
Понравилась статья? Тогда поставь лайк, подпишись на канал и поделись статьей с друзьями!
Читайте также:
1. Великие реформы Александра II: 9 реформ, которые изменили Россию. Часть 2.
2. Какое княжество могло объединить Русь, кроме Москвы? 2 пути развития.