6,8K подписчиков

О ПОЭЗИИ , ЛИЧНОСТИ И СУДЬБЕ АЛЕКСАНДРА ВВЕДЕНСКОГО

437 прочитали


.

.

.

Кого именно из русских поэтов, я бы назвал самым внешне красивым? Даже не Александра Блока, а Александра Введенского. Как и Блок, Веденский был с немецкой кровью в жилах, но был красивее внешне даже Блока, за что в него постоянно влюблялись незнакомые женщины, даже не зная, ещё, о том, что он поэт, влюбляясь в него просто как в красивого мужчину. Красивый мужчина - всегда редкость, а тем более для тех, суровых лет -ещё большая редкость, чем поэт. А кроме внешности, Введенский прекрасен именно как поэт, думаю он самый лучший и самый глубокий из обэриутов. Введенский бывал и тёмным, и даже страшным в своих видениях, но он умел быть и удивительно светлым, и лиричным, каким не умел быть и Хармс, или ранний, и даже поздний, лиричный Заболоцкий. Я бы сказал, Введенский даже не так по поэтике близок к Хармсу и Крученых, (которых он любил), как к Баратынскому, даже в чем то, может быть, ещё ближе Бродского к нему, именно по философичности, истоки которой у Введенского скрываются в памяти его детства, а может быть и рождения, и небесных сфер до рождения.

А ВВЕДЕНСКИЙ (1904-1941)
А ВВЕДЕНСКИЙ (1904-1941)



СНЫ


.

.
1

Села кошка на окошко,
Замурлыкала во сне.
Что тебе приснилось, кошка?
Расскажи скорее мне!
И сказала кошка: — Тише,
Тише, тише говори.
Мне во сне приснились мыши —
не одна, а целых три.

2

Тяжела, сыта, здорова,
Спит корова на лугу.
Вот увижу я корову,
К ней с вопросом подбегу:
Что тебе во сне приснилось?
— Эй, корова, отвечай!
А она мне: — Сделай милость,
Отойди и не мешай.
Не тревожь ты нас, коров:
Мы, коровы, спим без снов.

3

Звѐзды в небе заблестели,
Тишина стоит везде.
И на мху, как на постели,
Спит малиновка в гнезде.
Я к малиновке склонился,
Тихо с ней заговорил:
— Сон какой тебе приснился? –
Я малиновку спросил.
— Мне леса большие снились,
Снились реки и поля,
Тучи синие носились
И шумели тополя.
О лесах, полях и звѐздах
Распевала песни я.
И проснулись птицы в гнѐздах
И заслушались меня.

4

Ночь настала. Свет потух.
На дворе уснул петух.
На насест уселся он,
Спит петух и видит сон.
Ночь глубокая тиха.
Разбужу я петуха.
— Что увидел ты во сне?
Отвечай скорее мне!
И сказал петух: — Мне снятся
Сорок тысяч петухов.
И готов я с ними драться
И побить я их готов!

5

Спят корова, кошка, птица,
Спит петух. И на кровать
Стала Люша спать ложиться,
Стала глазки закрывать.
Сон какой приснится Люше?
Может быть — зелѐный сад,
Где на каждой ветке груши
Или яблоки висят?
Ветер травы не колышет,
Тишина кругом стоит.
Тише, люди. Тише. Тише.
Не шумите — Люша спит.

А. Введенский

ВСПОМИНАЯ СТИХИ ВВЕДЕНСКОГО ПРО УМНОГО ПЕТЮ

.


.

.

Даже детские стихи Введенского про умного Петю написаны потрясающе по уму, а кроме этого изысканно по языку и по форме, по полифоничной игре смыслов. Даже Хармс так глубоко и так живо не писал... Введенский отличается от Хармса серьезностью, сдвигом сознания и языка не столько в сторону юмора, сколько в сторону необъяснимого умом, о чем и свидетельствуют эти чудесные стихи, с их детской, мифической интерпретацией природным явлениям. А убил Введенского, как подлинного поэта, даже не Сталин, как нечто ему внешнее, и от него далёкое, (не случайно Введенского поначалу судили за аполитичность) а его внутренний предел, или рок его эпохи, который Введенский пытался разрешить в Божью Вечность, что ему и удавалось в лучших стихах. Абсурд для Введенского был способом достичь неземного Логоса. А чекисты, арестовавшие его ,были лишь жалким довеском в его земном конце, на пути обретения поэтом бессмертия в его тридцать семь лет, в возрасте Александра Пушкина и Артюра Рембо.

УМНЫЙ ПЕТЯ
.



Вот сидит пред вами Петя,
Он умнее всех на свете,
Все он знает, понимает,
Все другим он объясняет.
Подходили дети к Пете,
Говорили с Петей дети:
— Петя, Петя. Ты ученый, —
Говорят они ему. –
Облетает лист зеленый,
Объясни нам, почему?
И ответил Петя:
— Дети!
Хорошо, я объясню.
Лист зеленый облетает,
По траве сухой шуршит,
Потому, что он плохими
К ветке нитками пришит.
Услыхали это дети
И сказали:
— Что ты, Петя,
Неужели, в самом деле,
В самом деле, это так?|
— Если все ты знаешь, Петя,
Если ты умнее всех,-
Расскажи-ка нам про снег.
Не поймем – зачем зимою
Снег на улице валит
И над белою землею
Больше зяблик не летит?
И ответил Петя:
— Дети!
Ладно, ладно, расскажу.
Знаю очень хорошо:
Снег – зубной порошок,
Но особый, интересный,
Не земной, а небесный.
Зяблик больше не летает,
Как известно, оттого:
Крылья к туче примерзают,
Примерзают у него.
Услыхали это дети,
Удивились:
— Что ты, Петя,
Неужели, в самом деле,
В самом деле, оттого?
Хороши ответы эти
Но ответить на вопросы
Мы еще тебя попросим:
— Видишь, стали дни короче
И длиннее стали ночи?
— Почему, ответь потом,
Вся река покрылась льдом?
И ответил Петя:
— Дети!
Так и быть уж, объясню.
Рыбы в речке строят дом
Для своих детишек
И покрыли речку льдом –
Он им вроде крыши.
Оттого длиннее ночи,
Оттого короче дни,
Что мы стали рано очень
Зажигать в домах огни.
Услыхали это дети, засмеялись:
— Что ты, Петя,
Неужели, в самом деле,
в самом деле, оттого?
Как вы думаете, дети:
-А не врет ли этот Петя?

А Введенский

Кого именно из русских поэтов, я бы назвал самым внешне красивым? Даже не Александра Блока, а Александра Введенского.-2




ПОЧЕМУ ВВЕДЕНСКИЙ И ХАРМС БЫЛИ РАЗНЫМИ

.

.

.

Даниил Хармс был сосредоточенным, и очень серьезным человеком, почти аскетичным. Александр Введенский же напротив был гулякой, очень любил женщин и алкоголь. Мы воспринимаем Введенского трагичным, по его жизни и особенно, стихам. Но сам Введенский ощущал себя счастливым в своем чувстве жизни как некоей стихийной и загадочной игры. Но сознание его было ранено с самого рождения, он играл и жил стихийно потому, что не мог примириться с теми вопросами, на которые он мучительно искал ответы, и найти их не мог. Может быть потому и такие потрясающие у него не только взрослые, но и детские стихи, про того же умного Петю. Детям проще понять мир, пока к ним не придут самые "взрослые" логические ответы. Хармс играл в стихах, а в жизни был серьезным. Введенский наоборот играл в жизни, но очень серьезным был в поэзии, не смотря на то, что временами он напоминает и Хармса и Заболоцкого по поэтике. Но все таки, Введенский дальше был их от Велимира Хлебникова, и скорее был ранним предтечей постмодернизма, каким был, например, и Кафка на Западе.



…Мне жалко что я не звезда,
бегающая по небосводу,
в поисках точного гнезда
она находит себя и пустую земную воду,
никто не слыхал чтобы звезда издавала скрип,
ее назначение ободрять собственным молчанием рыб.
Еще есть у меня претензия,
что я не ковер, не гортензия.
Мне жалко что я не крыша,
распадающаяся постепенно,
которую дождь размачивает,
у которой смерть не мгновенна.
Мне не нравится что я смертен,
мне жалко что я неточен.
Многим многим лучше, поверьте,
частица дня единица ночи.
Мне жалко что я не орел,
перелетающий вершины и вершины,
которому на ум взбрел
человек, наблюдающий аршины.
Мы сядем с тобою ветер
на этот камушек смерти.
Мне жалко что я не чаша,
мне не нравится что я не жалость.
Мне жалко что я не роща,
которая листьями вооружалась.
Мне трудно что я с минутами,
меня они страшно запутали.

(их стихов Введенского, Мне жалко что я не зверь)

А.Введенский
А.Введенский

КАСАЯСЬ ПРОБЛЕМАТИКИ АБСУРДА У ВВЕДЕНСКОГО

.

.

.

В чем состоит суть абсурда поэтики Введенского? В философичности , я бы сказал, далекой от Канта, особенно в вопросе времени, который Введенский остро переживал. Время с точки зрения Канта связывает наши беглые, или текучие впечатления во что- то пространственное, стабильное. На этом чувстве времени построена и классическая поэзия, с той разницей, что в поэзии время возвращается в чистую музыкально- темпоральную длительность, которой нет внешнего ему измерения, ибо чистое время поэзии одновременно и Вечности. Введенский же жил в иную эпоху, (эпоху распада классического 19 века) и полагал, что время
не столько связывает, сколько все развязывает , и обессмысливает, лишая все вещи и понятия стабильности. Мир с точки зрения Введенского не соразмерен ни разуму, ни рассудку. Сознание у Введенского слишком уж суверенно. Отсюда и его поэтика абсурда, хотя у Введенского в стихах есть Бог , как Единственный, в ком может быть обретена вечность, а с ней и стабильность. Это видение можно назвать очень необычным, даже Заболоцкий возражал Введенскому. Но положительного Бога Введенский мог обрести лишь в детских своих стихах.

ЧЕРНЫЙ КОТ

.

Дождь идет,
Потоки льются,
Черный кот
Глядит на блюдце.
В блюдце
Нету молока,
Смотрит кот на облака:
Хоть бы раз
Полил нарочно
С неба в блюдце
Дождь молочный!


(А. Введенский)

____________

.

P. S.

Поэты делятся на тех, кто переживают себя, (как Пастернак переживший Цветаеву, и ранее Мандельштама, переживши тем самым и себя) ,и не переживают себя. Хотя пережить себя - пережить и свое время. Но все написанное Введенским - пережило его время.