Продолжаем потрошить 2020! В статье расскажу о фильмах 2020 года: инновационный хоррор"Кошмары" Энтони Скотта Бёрнса (ужасы), "Любовь и монстры" (комедия, фантастика, боевик) Майкл Мэтьюза и "Отец" (драма) Теа Шэррок. По наградам: у "Любви и монстров" номинация на Оскар 2021 (лучшие визуальные эффекты), а у "Отца" Оскар 2021 за лучшую мужскую роль.
"Кошмары" Энтони Скотта Бёрнса
Жизнь Сары давно похожа на сон, причем далеко не на самый приятный. Дома проблемы, в школе тоже. Когда она спит, то видит жуткие кошмары, когда бодрствует - перемещается от одной чашки кофе к другой, пытаясь не заснуть по пути. После очередной серии неприятных событий, Сара натыкается на объявление о наборе в группу по изучению сна в местном институте. Кто знает, может хоть там разберутся, что с ней не так, или хотя бы дадут как следует выспаться.
"Кошмары" окрестили хоррором новой волны - философским, сложным, с упором на атмосферу в ущерб физиологичности. Пока запущенная создателями сюжетная спираль раскручивается в заданном темпе, фильм и в правду вызывает восхищение - это что-то новое, стильное и по-настоящему ужасающее. Но, к сожалению, нужный накал страстей не удается поддерживать до конца - вместо этого авторы напускают туману, намереваясь сбить зрителя с толку, заставить его пуститься в пространные размышления, вместо того, чтобы следить за логикой повествования.
После очередного пробуждения Сары понимаешь, что структура истории начинает разрушаться. Режиссер и компания будто бы понимают это и пытаются заставить вас поверить в то, что это лишь художественный прием, а не просчет. Концовка и вовсе размывает все оставшиеся границы между сном и реальностью, как бы намекая, что ни один из элементов фильма не претендует на какую бы-то ни было устойчивость. Вообще, это действительно критерий хорошего кино, вполне соответствующего той самой "новой волне", ведь чем больше зритель думает и додумывает, тем о большем художественном эффекте можно говорить. Так-то оно да, но в этом случае задача режиссера с самых первых кадров формировать нужный настрой и соответствующие предпосылки. В "Кошмарах " же этого почти нет - начавшись как логичный триллер, фильм под конец полностью растекается в своей собственной философии. Выглядит это именно так, как звучит - "начали за здравие, а закончили..."
Поэтому общее впечатление двоякое. Когда немного отходишь от просмотра, начинаешь пытаться разобрать кино "по-обычному", но оно практически не поддается обработке, все попытки вбить клин логичности хотя бы в один из стыков заканчиваются тем, что перед тобой разверзается лишь новая эфемерность. Когда Сара погружается в последний сон? Кто такие сущности-тени? Когда телефон перестал быть просто телефоном? К сожалению, ни одна из фанатских теорий не дает полных ответов на эти вопросы, во всех случаях это не больше, чем интерпретации. Оттого и грустно, ведь со всей этой зыбкостью соседствует отличная история, плотная атмосфера и пресловутый эффект новизны - поверьте, у "Кошмаров" действительно есть отличия от огромной массы тех фильмов, которые вам доводилось видеть до этого.
Почему стоит посмотреть: мультижанровый хоррор про сновидения.
"Любовь и монстры" Майкла Мэтьюза
Человечество переживает один из классических вариантов апокалипсиса - к Земле приближается гигантский астероид, грозящий уничтожить все живое. Люди встречают его залпом из всех орудий - угрозу удается устранить, но радиоактивный мусор от бомб возвращается в атмосферу и убивает 95% населения планеты. Выжившие ютятся в маленьких бункерах, ведь соседствовать теперь приходится с гигантскими мутировавшими жуками, земноводными и даже членистоногими...
Джоэл расстался с Эйми перед самым началом конца, но ему удалось отыскать ее колонию и наладить с ней радиосвязь. Проходит долгих семь лет, прежде чем Джоэл находит повод и мотивацию проделать долгий путь в 150 километров до своей возлюбленной. Дорога полна опасностей, а наш герой совсем не боец, а больше радист, ну, или максимум повар...
"Любовь и монстры" - довольно традиционный пример постапокалиптической фантастики, примечательный упором на романтическую линию и неординарных чудищ. Первое привлечет не только любителей привычного для жанра рубилова, но и ценителей подростковых мелодрам. Здесь, кстати, все почти без прикрас - авторы не пытаются втюхать нам про жаркую и пылкую семилетнюю любовь на расстоянии, хотя могли бы.
Что касается монстров, то местные жуки, крабы и жабы явно черпали элементы для своих образов из фильмов Гильермо дель Торо, что не может не радовать. Приоткрою секрет - некоторые из них не просто бездушные убийцы, но и создания со своими чувствами и мыслями. Видимо, радиация способствовала не только росту тел, но и росту мозгов.
Почему стоит посмотреть: номинация на Оскар 2021 (лучшие визуальные эффекты).
"Отец" Флориана Зеллера
Энтони - пожилой мужчина, который привык к своей размеренной жизни в большой лондонской квартире. Иногда заходит дочь Энн, чтобы надоедать своей чрезмерной заботой, ругать его за невнимательность и пытаться навязать какую-то совершенно ненужную сиделку. Поэтому, когда в привычном мире Энтони начинают происходить странные и необъяснимые события, он оказывается совершенно к ним не готов. Его дом больше не его крепость: дочь непоследовательна в разговорах с ним, в квартире пропадают вещи и появляются незнакомые люди, а интерьер постоянно норовит перестроиться.
Флориан Зеллер снял фундаментальное исследование на тему деменции, причем рассмотрел вопрос изнутри, заставив зрителя сомневаться в реальности и задумываться над каждым кадром. По мере угасания разума Энтони мир вокруг разрастается все большим количеством иллюзий и искажений, а жизнь превращается в череду однообразных действий и разочарований. Сюжет не обходит стороной и семью главного героя: окружающие относятся к его недугу по-разному, кто-то сочувствует, а кто-то лишь раздражается. Энн же поочередно проходит все стадии от отрицания до неизбежного принятия и ее, пожалуй, не в чем упрекнуть. Превосходная драма-головоломка, позволяющая в полной мере ощутить всю боль и одиночество старости.
Почему стоит посмотреть: в ролях Энтони Хопкинс, Оскар 2021 (лучшая мужская роль).
Привет, читатель! Спасибо, что читаешь меня. Не возбраняется подписка, лайки и комментарии любого рода.
Также по теме: Кино. 3 крутых фильма из 2020-го, которые вы могли пропустить. Часть 12