Найти тему

Как ребёнку не рестерять за лето все знания!

Оглавление
Лето: как отдохнуть и не забыть всё
Лето: как отдохнуть и не забыть всё

Наконец-то наступило лето, и почти каждый ученик школы (и даже вуза) мигом отключается от того, что он зубрил весь год. Знания никуда не исчезают — просто становится на порядок меньше триггеров для того, чтобы вспоминать заученное.

Психологи и учителя изучают такую проблему, как потеря знаний за время длительных каникул. Мы изучили их исследования и расскажем вам, как не растерять то, что учили с таким трудом — и вернуться в школу в отличной интеллектуальной форме.

Дело в практике!

Да, триггеров — “крючков”, вытягивающих из памяти определённые правила, — становится летом меньше. Ведь мало кто летом будет решать задачки по математике, если они не включаются в жизненную ситуацию. А вот такие предметы как литература, русский язык, биология и физкультура — могут вспоминаться чаще.

Это подтверждает исследование Университета Миссури, напечатанное в журнале Review of Educational Research.
Учёные сравнили проверочные работы, написанные весной и осенью. Хуже всего летние каникулы отразились именно на математике, конкретнее — с задачами на вычисление. Итог: за три летних месяца дети в состоянии забыть тот объем информации, на освоение которого они ранее потратили до полутора месяцев.

Давайте разбираться, как это работает

Окунёмся в когнитивную психологию. Начнём с того, как устроен процесс познания. А происходит он на трёх уровнях: концептуальном, фактическом и процедурном.

Концептуальные знания отражают осведомленность об общих вещах, на уровне понятий, а также наиболее общие качества предмета.

Фактические знания хранятся в долговременной памяти — это определения, термины и конкретные детали.

Например, знание о том, что у организмов есть органы осязания — концептуальный уровень, а названия этих органов — вибриссы, усики, боковая линия у рыб — фактическая область знаний.

Наконец, процедурное знание подразумевает, какие операции необходимо осуществить для достижения результата.

Психика устроена так, что понимание на концептуальном уровне предполагает наличие опыта, но не постоянной практики, а вот обучение на процедурном и фактическом уровнях — тех, что задействованы в процессе решения математических задач и выполнении упражнений на правописание, — требует постоянной практики и повторения.

Именно поэтому недостаток практики летом приводит к резкому падению школьной успеваемости осенью.

Вот выводы, сделанные психологами и социологами:

  • Общение — полезно. Летом проводите с ребёнком больше времени, отвечайте на его вопросы, расширяйте его кругозор. Вместе играйте в игры.
  • Экскурсии — учат и развивают. Мотивируйте посещать экскурсии — и посещайте их вместе. Ведь каждая экскурсия включает в себя как минимум два урока — а это большое количество информации. Обучение начинается уже в дороге, будь то автобусная экскурсия или поход в музей.
  • Ещё не планировали совместные занятия на лето? Уже июль! А в следующем году сделайте это в начале весны.
  • Обязательно учтите пожелания ребёнка. Например, не нужно отправлять его в спортивный лагерь, если он открыто заявляет о намерении саботировать тренировки.
  • Прошедший год показал проблемы с одним из предметов? Один из летних месяцев стоит уделить работе с репетитором — но помните, что основная задача каникул — всё же дать ребёнку отдохнуть.

Планируете переезжать или сконцентрироваться на профессиональной деятельности, например спорте или музыке? Задумайтесь о переходе на онлайн-обучение — это позволит эффективно совмещать желаемое.

Хорошего лета!