Найти тему
2K подписчиков

Nakajima B5N1 "Kate" Топи их всех?

1,4K прочитали

Палубные торпедоносцы - своеобразный тип летательных аппаратов, консерватизм которых обуславливался как развитием техники, та и самим способом применения: шутка ли, надо было взлететь с "пятачка" палубы с тяжеленной плюхой, торпедой, а это, в японском случае, более 800 кг, оттащить ее на максимально возможное расстояние, а потом, в случае необходимости и сесть на палубу: жертвовать, за здорово живешь, столь дорогим устройством, как авиа-торпеда никто не собирался.

Nakajima B5N1 с авианосца "Сорю"- участник боевых действий в Китае. 1939-40. *Фото из открытых источников.
Nakajima B5N1 с авианосца "Сорю"- участник боевых действий в Китае. 1939-40. *Фото из открытых источников.

Японцы, вернее наиболее продвинутые граждане, в лице, например, тогда еще никому не известного капитана Ямамото, прекрасно осознавали перспективы подобного вида оружия, учитывая то, что основными противниками рассматривались США и Англия с их огромными флотами и первый серийный палубный торпедоносец был принят на вооружение аж в середине 20-х годов: Mitsubishi B1M, он же "Тype 13". Естественно, стране, нет так давно, в исторической перспективе, вышедшей из средневековья и совершавшей "большой скачок", помогали. В случае B1M - англичане.

Основная ударная сила палубной авиации от середины 20-х до конца 30-х. Верхний ряд (слева направо): Mitsubishi B1M и Mitsubishi B2M. Нижний ряд (слева направо): Yokosuka B3Y и Yokosuka B4Y.  *Фото из открытых источников.
Основная ударная сила палубной авиации от середины 20-х до конца 30-х. Верхний ряд (слева направо): Mitsubishi B1M и Mitsubishi B2M. Нижний ряд (слева направо): Yokosuka B3Y и Yokosuka B4Y. *Фото из открытых источников.

Последователи, чисто английская разработка: Mitsubishi B2M, "корявенький" но свой Yokosuka B3Y и относительно удачный "Суордфиш по-японски" - Yokosuka B4Y, тоже не были откровением. Вся бипланная братия была обкатана с переменным успехом в Китае , но нужно было что-то новое.

Что-то новое: Nakajima B5N1 type 97 с авианосца "Акаги". 1940 - начало 1941. Хорошо видно родовое отличие этой модификации. Капот в виде обрезанной "луковицы". * Фото из открытых источников.
Что-то новое: Nakajima B5N1 type 97 с авианосца "Акаги". 1940 - начало 1941. Хорошо видно родовое отличие этой модификации. Капот в виде обрезанной "луковицы". * Фото из открытых источников.

Новое, Nakajima B5N1 тип 97, он же "Kanko", позднее получивший в американской "кодировке" имя "Kate", первый флотский цельнометаллический моноплан с убираемым шасси, созданный по спецификации 10-Shi отличавшийся от предшественников-этажерок, как "Мерседес" от "Запорожца", был принят на вооружение в 1937 году, по пути похоронив достаточно удачного и более простого конкурента Mitsubishi B5M1 "Mabel" и самолет-разведчик Nakajima C3N. Хотя и пошел в серию, составившую, по некоторым источникам, 125 машин, с двигателем Nakajima Hikari 3, вместо планировавшегося к установке двигателя Nakajima Sakae 11 (фактически того же, что и на Зеро) - а это 270 "лошадок" в минус.

Mitsubishi B5M1 type 97 "Mabel". 33 корпус, 1942. Детище "Отца Зеро" - Дзиро Хоикоши мало уступало "Кейту", но должен был остаться только один, поэтому выпуск ограничился только 125 машинами.  * Фото из открытых источников.
Mitsubishi B5M1 type 97 "Mabel". 33 корпус, 1942. Детище "Отца Зеро" - Дзиро Хоикоши мало уступало "Кейту", но должен был остаться только один, поэтому выпуск ограничился только 125 машинами. * Фото из открытых источников.
Nakajima C3N1 type 97. Китай. Конец 30-х. "Скрипач не нужен" (с) - функции самолета благополучно выполнял "Кейт" и C3N вполне резонно не запустили в серию. Одновременно, редчайший случай, когда оба прототипа ЛА участвовали в боевых действиях - в Китае.  * Фото из открытых источников.
Nakajima C3N1 type 97. Китай. Конец 30-х. "Скрипач не нужен" (с) - функции самолета благополучно выполнял "Кейт" и C3N вполне резонно не запустили в серию. Одновременно, редчайший случай, когда оба прототипа ЛА участвовали в боевых действиях - в Китае. * Фото из открытых источников.

Первым новый самолет получил корпус Татеяма в 1938 года, в сентябре 38-го новой мат-часть были укомплектованы подразделения 12-го и 14-го корпусов, позднее действовавших с наземных аэродромов в Китае. Там же, в 39-ом, отметились "Кейты" с "Сорю". О потерях и какой-то бескомпромиссной борьбе в воздухе информации нет, торпеды тоже не применялись, ибо цели отсутствовали как класс, стандартной нагрузкой были шесть 60-кг бомб или две 250-кг плюхи.

B5N1 14-го корпуса в полете над Китаем. На заднем плане пара пикировщиков Aichi D1A. *Фото из открытых источников.
B5N1 14-го корпуса в полете над Китаем. На заднем плане пара пикировщиков Aichi D1A. *Фото из открытых источников.

Однако в том же 39-ом в серию пошла новая модификация - B5N2, получившая таки новый двигатель Sakae 11 и, к 7 декабря 1941-го года "Кейты" модификации B5N1 оказались на вторых ролях: учебные подразделения, авианосцы второй линии, например Home Defense Fleet в лице "Зуйхо" или "Рюдзе", внесшего посильную лепту в захват Филиппин и Голландской Ост-Индии, а так же поучаствовавшего в превращении эвакуации Сингапура-42 в подобие второго Дюнкерка или Севастополя.

Редкий кадр: B5N2 и B5N1 (на заднем плане) с авианосца "Рюдзе" над Голландской Ост-Индией, 1942. Почувствуйте разницу.  * Фото из открытых источников.
Редкий кадр: B5N2 и B5N1 (на заднем плане) с авианосца "Рюдзе" над Голландской Ост-Индией, 1942. Почувствуйте разницу. * Фото из открытых источников.

Встречающаяся в различных источниках информация о участии B5N1 в налете на Перл-Харбор ничем не подтверждается, возможно речь идет о киношных "Кейтах" из пропагандистского фильма "Hawai Marei Oki Kaisen" ("Гавайи- Морское сражение в Малайе") образца 1942-го года, взлетающих с макета авианосца.

B5N1 учебного корпуса Куре - кинозвезда, садится на муляж авианосца, что хорошо видно по надстройке "острова". * Фото из открытых источников.
B5N1 учебного корпуса Куре - кинозвезда, садится на муляж авианосца, что хорошо видно по надстройке "острова". * Фото из открытых источников.

Собственно, так и закончилась толком не начавшись боевая история первой модификации легендарного (в узких кругах) "Кейта". Расчет на перспективность изначальной конструкции и не оправдался. Модифицированный B5N2 не далеко ушел от прародителя, оставаясь "самолетом чистого неба": тихоходная машина (380 км/ч) с чисто символическим оборонительным вооружением (один пулемет винтовочного калибра) и полным отсутствием пассивной защиты, была жестко завязана на наличие квалифицированного истребительного прикрытия и отсутствие хорошо организованного сопротивления. С ухудшением первого фактора и резким улучшением второго - американцы если и совершали ошибки, то быстро на них учились, все пошло прахом.

Стандартная судьбинушка "Кейтов" модификации B5N1 - учебные подразделения. В данном случае - корпус Касумигаура.
Стандартная судьбинушка "Кейтов" модификации B5N1 - учебные подразделения. В данном случае - корпус Касумигаура.

Бесконечно выезжать на факторе неожиданности (как над Перл-Харбором), мужестве и профессионализме таящих на глазах опытных экипажей было можно, но очень сложно: последняя победа под Санта-Крузом в октябре 42-го оказалась Пирровой и стоила, в частности, 49% экипажей всех имевшихся торпедоносцев.

Стандартная картина войны на Тихом Океане. Фейерверк из "Кейта". Битва в Коралловом Море. Май 1942. * Фото из открытых источников.
Стандартная картина войны на Тихом Океане. Фейерверк из "Кейта". Битва в Коралловом Море. Май 1942. * Фото из открытых источников.

Справедливости ради, американский аналог из 30-х, Douglas TBD Devastator, обладал теми же недостатками, что блестяще доказала битва у Мидуэя в июне 42-го. Однако в отличие от японцев, у американцев получилось создать не просто адекватную замену, Grumman TBF Avenger, но и лучший самолет подобного класса за всю Вторую Мировую войну.

Мутное, но "говорящее" фото. TBD-1 Devastator из, вероятно, эскадрильи VT-3 авианосца "Йорктаун" отправляется атаковать соединение Нагумо.  Мидуэй. 4 июня 1942 года. Из 41 участвовавшего в атаке торпедоносца, домой вернулось только шесть. Больше "Девастаторы" в первой линии не использовались. В отличие от... *Фото из открытых источников.
Мутное, но "говорящее" фото. TBD-1 Devastator из, вероятно, эскадрильи VT-3 авианосца "Йорктаун" отправляется атаковать соединение Нагумо. Мидуэй. 4 июня 1942 года. Из 41 участвовавшего в атаке торпедоносца, домой вернулось только шесть. Больше "Девастаторы" в первой линии не использовались. В отличие от... *Фото из открытых источников.

Китография масштаба 1/72.

Фирма Airfix.

* Фото из открытых источников.
* Фото из открытых источников.

Кит, по модельным мерках новинка - 2016 год (B5N2, на основе которого и сделана - 2015 год). Пока лучшее, что встречал у Фикса в его "Нью молдсе" (обновленной серии, после годов, если не десятилетий, полного застоя).

Прекрасная деталировка, максимально богатая подвеска (правда, почти максимальная - в наборе B5N1, 250-кг бомба только одна), отличная сходимость, три (ТРИ) варианта фонаря (закрытый, с открытой секцией стрелка и полностью открытый).

Интерьер. Кроме ремешков на сиденья, доработки минимальны. * Фото из личной коллекции.
Интерьер. Кроме ремешков на сиденья, доработки минимальны. * Фото из личной коллекции.

Не без недостатков, у кого их нет.

-Безудержная любовь Airfix к отклоняемым, надо-не надо, рулевым поверхностям ничего, кроме недоумения не вызывает, элероны и закрылки, что закрытом, что в "распушенном" состоянии требуют не просто подгонки, но и времени. И Шпаклевки. Много и того, и другого.

-Местами встречающиеся утяжины . Мелкие, потому мало заметные и вдвойне подлые. На голом пластике лучше просмотреть всю поверхность заранее.

-Декали со сплошным цветом (Хиномару, полоски)- "жестянки".

Естественно, стоковый пулемет лучше заменить на что-то смоляное или металлическое.

* Фото из личной коллекции.
* Фото из личной коллекции.
* Фото из личной коллекции.
* Фото из личной коллекции.
* Фото из личной коллекции.
* Фото из личной коллекции.

Модель выполнена в варианте Yokosuka Kokutai, Maintenance Training Unit, лето 41-го года. "Учебка" в общем. Декаль - Rising Decals. Качественная вещь, начисто лишенная вышеописанных недостатков стоковой декали.

Из дополнение использованы остатки травления Eduard для Hasegawa B5N2 и пулемет Lewis Mk II от Miniworld - близкий аналог японского Type 89.

* Фото из личной коллекции.
* Фото из личной коллекции.
* Фото из личной коллекции.
* Фото из личной коллекции.
* Фото из личной коллекции.
* Фото из личной коллекции.
На заднем плане, Hasegawa/Mania B5N2. * Фото из личной коллекции.
На заднем плане, Hasegawa/Mania B5N2. * Фото из личной коллекции.

Конкуренты:

Модификацию B5N1 в 1/72 выпускает и Hasegawa в лимитированных изданиях, полученную путем добавления литника с капотом, "причендалами" и шестью 60-кг бомбами. По сути, старая модель фирмы Mania, родом из середины 70-х. Несколько раз переиздавалась.

Hasegawa 1/72 B5N1 "Kate". Фото из открытых источников.
Hasegawa 1/72 B5N1 "Kate". Фото из открытых источников.

В том числе в наборах Combo (две модели в наборе).

Набор Combo от Hasegawa. В одном "флаконе" и B5N1 и B5N2. * Фото из открытых источников.
Набор Combo от Hasegawa. В одном "флаконе" и B5N1 и B5N2. * Фото из открытых источников.

Вопрос, какую модель брать был решен фирмой Hasegawa заранее, решительно и бесповоротно. Форма капота, предоставленная Хасегавой ТАКОЙ занимательной формы, что вообще трудно определить, какую модификацию имели ввиду, но точно не B5N1, с ее характерным "луковичным" капотом.

Это по версии Hasegawa - B5N1. * Фото с сайта https://web.ipmsusa3.org.
Это по версии Hasegawa - B5N1. * Фото с сайта https://web.ipmsusa3.org.

Поэтому, ИМХО, выбора-то, на самом деле нет.

Всем здоровья.