Спор о нравственности на ТВ все больше напоминает диалог поэта с народом.
Андрей Малахов, который стал бессменным ведущим ток-шоу «Прямой эфир», на прошлой неделе вновь удивил публику: через кликбейт «Певица МакSим: между жизнью и смертью» он создал ток-шоу, которое разобрали на видеоцитаты в ТикТок, а YouTube-обозреватели сняли десятки реакций. Этот успешный с точки зрения рейтингов выпуск в очередной раз доказал простую истину: нечего на зеркало пенять…и, как мне кажется, поставил точку в споре о запрете ток-шоу а-ля «Прямой эфир».
Зацепило меня…
Когда-то я работал в одном из крупных региональных, известных на всю страну СМИ. Мне приходилось смотреть ток-шоу Андрея Малахова, так как там было достаточно много инфоповодов для создания пользующихся спросом новостей. Меня поражало, с каким интересом народ читал о том, что приготовил для нас шоумен, получивший несколько раз благодарность президента.
Уволившись, я перестал так пристально следить за телевизионным творчеством Андрея Малахова. Безусловно, иногда в YouTube натыкался на его скандальные выпуски, просматривал их на быстрой скорости, а затем включал сериал «Твин Пикс», чтобы с его помощью найти выход из Черного телевизионного вигвама, в котором неожиданно для себя оказался.
На прошлой неделе в YouTube мне попался выпуск «Прямого эфира» «Певица МакSим: между жизнью и смертью». Я внимательно слежу за новостями об этой певице. В добузовский период МакSим была одной из популярных поп-исполнительниц: песни из её альбома «Трудный возраст» звучали из каждого утюга.
Новости о том, что МакSим может повторить судьбу Юлии Началовой меня поразили. Мне не хотелось, чтобы коллеги-журналисты в очередной устроили пляски с бубном на трагедии поп-исполнительницы. Пока с Максим всё было более или менее в рамках приличия: певица в тяжёлом состоянии в больнице, СМИ дозировано дают информацию о ней, не перебарщивая. И вот «Прямой эфир» с темой о МакSим.
Я подумал, что Малахову удалось добыть эксклюзив о болезни поп-исполнительницы, с которым он решил поделиться с телезрителями. Начало ток-шоу было эмоциональным. Андрей Малахов встревоженным голосом произнёс:
«Вся страна переживает за здоровье певицы МакSим. <…>. Её семья просит тишины и молиться о здоровье рабы божьей Марины».
Далее в студии включили фрагмент клипа «Нежность». После чего нам крупным планом показали выражение лица Яны Поплавской, эмоции доктора Мясникова, нервно прикусившего губу журналиста телеканала «Россия».
Вроде бы в студии возник правильный эмоциональный настрой, но, как мы с вами знаем, дьявол кроется в деталях. Далее в студии стали рассказывать о том, почему необходимо вакцинироваться. Журналист Антон Красовский, который сидел в стильных зелёных носочках, с пеной у рта доказывал о пользе того, о чем воспитанным людям не принято вслух говорить в Дзене.
Удивительно: ранее Красовский в пух и прах разносил то, о чем сегодня настоятельно просит всех. Гонорар в полмиллиона творит чудеса, неправда ли? Доктор Всея Руси Мясников, который готов был закопать телеведущего Уткина, также рассказывал нам: что, где, когда и почему.
В студии одни кричали на других, другие на третьих. Всё это мне напомнило: «Икота, икота, перейди на Федота, с Федота на Якова, с Якова на всякого». Но больше всего меня поразило то, как нежно историю певицы МакSим использовали для пропаганды нелюбимой россиянами медицинской процедуры, смешав личную боль певицы с грязью. Неудивительно, что здравомыслящие зрители высказали свое «фу», посмотрев шоу-кликбейт. Как вы думаете, таких было большинство?
Срочно залить в ТикТок
Это риторический вопрос. Отвечать на него не нужно. Мой ТикТок, как и калитка Ксении Собчак, всегда открыт для потока дурнопахнущей жижи. Поэтому на меня грязной рекой полились видеоцитаты с передачи Малахова «Певица МакSим: между жизнью и смертью». Народ буквально растащив выпуск на минутные видеоцитаты. Каждый такой ролик набрал десятки тысяч просмотров, сотни тысяч лайков и тысячи комментариев.
Пользователи ТикТок без купюр обсуждают действие, происходившее в студии «Прямого эфира». Делятся своим опытом, ругаются или просто приводят теории заговора. Спрос рождает предложение, поэтому видео для ТикТок стали записывать некоторые герои передачи «Певица Максим: между жизнью и смертью». И вновь десятки тысяч лайков и тысячи комментариев.
По моим ощущением, эта передача стала одной из рейтинговых за всю историю «Прямого эфира». Как раньше песни МакSим звучали из каждого утюга, так теперь из каждого ТикТок звучат герои ток-шоу «Прямой эфир».
Почти никто не обратил внимания на то, как Андрей Малахов и его редакторы втоптали в грязь личную историю известного человека, использовали её для достижения вполне конкретных и, как по мне, не совсем правильных целей. Но стоит ли в данном случае ругать ведущего и его команду, если россияне сами продолжают смотреть это, обсуждать это, делиться этим.
Повторюсь: спрос рождает предложение. Андрей Малахов чётко показал на что сегодня у массового зрителя спрос. Вы говорите, «что не смотрите это», но это, которое вы не смотрите, хотите того вы или нет, ворвётся в вашу жизнь. Те немногие, которые против, словно герои романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин». Вам, как и главному антигерою романа Алексу, насильно запихивают в голову то, чему противится ваше сознание.
Информация среда так или иначе меняет сознание человека. Хотим мы того или нет, но невольно интегрируемся с «Прямым эфиром» и его героями. Поэтому, как мне кажется, все просьбы навести порядок на ТВ разбиваются о скалу реальности. Через шоу-кликбейты нам продолжают вкладывать в голову то, что нужно в верхах. Своеобразный 25 кадр. Поэтому свои немного сумбурные размышления мне хочется закончить фразой Миранды Пристли из «Дьявол носит Прада»:
«А чувство стиля и вкуса вам не свойственны. Нет-нет! Это было не вопрос…Это всё».
Спасибо, что дочитали до конца! До встречи на "Киноамнезии" , где Вас ждёт много всего интересного из мира кино, музыки, литературы, культуры в целом и телевидения!
Для чтива:
Как спор о нравственности на телевидении обнажил главную культурную проблему страны
Без Манижи и аморального ТВ: пенсионерка попросила Путина спасти её от зомбоящика
«Скоро никто не узнает вашего ребёнка»: как ток-шоу с Макеевой и Прокловой зеркалят общество