НА МОМЕНТ СВОЕГО ВЫХОДА В РЕЙС «Титаник» был самым современным кораблем в мире. Команда была полностью уверена в самом корабле и его техническом оснащении, ее участники хвалились этим. Венцом технической оснастки «Титаника» была радиостанция, на то время самая мощная среди где-либо применявшихся.
«Титаник» был оснащен двумя комплектами искровых станций для беспроводной телеграфии с 5-ти кВт передатчиками и приемниками с электромеханическими магнитными детекторами настроенными на фиксированную волну 300 м (резервную 600 м), расположенными в служебных помещениях на шлюпочной палубе.
Один комплект использовался для текущих работ, второй, с автономным питанием от аккумуляторов, предусматривался как запасной. Металлические мачты послужили опорами для 2-х, разнесенных на 2,4 м, параллельных проводов Т-образных антенн длиной 120 м, протянутых выше дымовых труб на 15 м [1,2]. В одной из комнат располагалась высоковольтная и генерирующая шумная часть искрового передатчика, в другой ('тихой' комнате) - помещался приемник, там же происходила работа на ключе С.Морзе, осуществлялось получение сообщений на головные телефоны, распечатка телеграфных текстов [1,2].
Уверенная (гарантированная) дальность работы станций составляла порядка 2000 км ночью и 500 км днем. Обслуживание телеграфной рубки осуществляли специалисты - старший оператор Джон Джордж «Джек» Филлипс (John George “Jack” Phillips; 1887-1912) и младший оператор Гарольд Сидни Брайд (Harold Sydney Bride; 1890-1956).
В начале 1910-х годов на гражданских судах и военных кораблях для навигации и обеспечения безопасности плавания морские инструкции еще не предусматривали штатные телеграфные рубки и соприсутствие в них операторов связи. Приемно-передающие станции беспроводной телеграфии и эксплуатировавшие их дежурные операторы Дж.Филлипс и Г.Брайд на «Титанике» относились к «Международной компании морской связи Маркони» (Marconi International Marine Communication Company), основанной итало-ирландским предпринимателем Г.Маркони (Guglielmo Marchese Marconi; 1874-1937). На гигантском лайнере предприятие арендовало площади для круглосуточного почтово-скоростного обслуживания пассажиров - технической трансляции их текстовых сообщений, извлечения прибыли. Киоск по принятию заказов компании располагался на палубе, прилегающей к каютам богатых пассажиров, но доступ к нему получали любые потребители входной и выходной клиентской корреспонденции. С операторской комнатой пункт приема соединяться трубой пневматической переправки телеграфных бланков. По договоренности с компанией-владельцем парохода в обязанности операторов телеграфной рубки входило информирование капитана парохода и старших офицеров прогнозами погоды и предупреждениями о ледовых опасностях по маршруту следования.
На пароходе выпускалась собственная ежедневная газета, куда по настоянию Г.Маркони (с целью рекламы беспроводной связи), Дж.Филлипс и Г.Брайд помещали принятые воздушным путем пересказы сообщений о происходивших в странах по обе стороны Атлантического океана важных политических событиях, великосветских сплетнях, курсах акций на лондонской и нью-йоркских биржах. В обратную сторону (на 'большую землю') операторы слали репортажи об интересной текущей жизни на лайнере.
Поочередные дежурства операторов были расписаны, но рабочий день не нормировался. Так как пассажиры были так увлечены возможностью отправлять радиограммы друзьям и членам семьи на берегу, что радистам приходилось делать это буквально без передышки. Засыпанные заказами на отправку личных сообщений, они работали сверхурочно до полного изнеможения. Ночью им разрешалось спать в отсутствие заявок на телеграфные отправления.
Интересный факт: Г.Маркони с семьей надумывал путешествие на «Титанике» в первом его трансатлантическом плавании, но благоразумно отказался от намерения. По мнению Г.Маркони на лайнере не оказалось апартаментов, соответствующих его статусу. Две самые дорогие люкс-каюты заняли глава «Уайт Стар Лайн» Дж.Исмей (Joseph Bruce Ismay; 1862-1937) и американская миллионерша Шарлотта Кардеза (Charlotte Drake Cardeza; 1854-1939) с сыном. Арендовать номер на менее престижном пассажирском ярусе вкупе с большим количеством соседей Г.Маркони не захотел. Кроме того, он был и не столь уж богат, чтобы позволить себе не сулящее особой прибыльности дорогостоящее мероприятие. В США он приплыл заблаговременно, чтобы «Титаник» повстречать в порту Нью-Йорка.
Машинные телеграфы "Титаника"
Шкивный телеграф состоит из двух одинаковых колес. Одно их них расположено на командной станции (например, капитанский мостик), а второе на принимающей (машинное отделение). Каждое колесо было разделено на секторы, соответствующие определенным командам. К этому колесу на вал прикреплялся рычаг, выходящий снаружи корпуса на градуированную шкалу. К колесу прикреплён передаточный трос. При отдаче команды, рычаг снаружи корпуса переводился в сектор с соответствующей командой. В свою очередь рычаг поворачивал вал, на котором было закреплено передающее колесо, которое при повороте тянуло стальной трос. На другом конце провода принимающее идентичное колесо поворачивалось на тот же угол, переводя стрелку на нужную команду. При повороте, принимающее колесо тянуло пружину, и раздавался привлекающий внимание звонок. Чтобы сигнализировать, что команда принята и исполняется, оператор на принимающем телеграфе переводил рычаг в соответствующее положение и по обратной связи (принцип действия тот же, что и для прямой) сигнал передавался на командную станцию, где стрелка занимала нужное положение.
Интересный факт: Не существует ни одного исторического документа или чертежа, описывающих расположение и функционирование машинных телеграфов ни для "Титаника", ни для "Олимпика". И вплоть до начала непосредственного исследования останков лайнера телеграфы были объектом споров для многих историков. Однако подводные исследования развеяли все споры.
Машинные телеграфы на «Титанике» связывали три важнейших поста: 1) капитанский мостик, 2) платформу управления двигателями), 3) швартовочный мостик.
На некоторых других крупных судах того времени устанавливали дополнительные телеграфы между мостиком и баком судна для лучшей коммуникации при швартовке, но на судах «Олимпик-класса» они заменялись переносным телефоном или просто мегафоном.
Немного мистики:
Последний раз сигналы бедствия с Титаника радисты ловили в 1978 году. Весьма живуч миф, согласно которому в день гибели Титаника в эфир летят его отчаянные сигналы SOS. Любители непознанного, к примеру, верят что поданы они были еще в 1912 году с того самого беспроводного телеграфа фирмы Маркони, который, возможно, скоро поднимут и восстановят. Но что-то произошло, и почему-то циркулируют в пространстве-времени. Застряли…
Суть классической версии легенды, попавшей во все справочники по аномальным явлениям, примерно такова: 15 апреля 1972 года радист американского авианосца «Теодор Рузвельт» - некто Детмер - принял слабый сигнал. Сигнал состоял из нескольких слов, переданных азбукой Морзе: «SOS... Титаник... тону... требуется помощь... мои координаты...».
Точка на карте, указанная в сообщении, соответствовала месту, где действительно затонул легендарный лайнер. Радист заинтересовался и будто бы позднее в архивах военно-морского ведомства обнаружил, что такой же сигнал принимали его коллеги каждые шесть лет - в 1924, 1930, 1936 и 1942 годах. Детмер сообразил, что после 1972 года сигнал следует ждать 15 апреля 1978 года.
Радист утверждал, что так и случилось. Но из балтиморской клиники неврозов, где он находился, заверения моряка выглядели не слишком убедительными. Вскоре Детмер умер, но слухи о таинственных сигналах SOS выжили.
Понравилось? Тогда стоит прочесть другие статьи о печально известный Титаник и его "братьях". А так же подписаться на канал About&Everything СПАСИБО!
Турбинная установка «Титаника».
Интересное о еде и столовых на Титанике.
Интересное о строительстве "ТИТАНИКА"
Титаник - катастрофа из-за заклепок.
СКОЛЬКО НУЖНО УГЛЯ, ЧТОБЫ ПРОКОРМИТЬ ТИТАНИК?
ГИБЕЛЬ ТИТАНИКА - СПЛАНИРОВАННАЯ ОПЕРАЦИЯ!
10 ИНТЕРЕСНЫХ, НО МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ О ПАССАЖИРАХ "ТИТАНИКА"
Котельные на "Титанике"