— Pay him, pay! - вышли из за поворота друзья постарше нашего маленького гида и начали всем видом показывать нам, что не заплатив, мы не уйдём.
На первый взгляд они были примерно нашего с парнями возраста (19-20 лет).
— For what? - начали возмущаться мы, так как изначально наш десятилетний «экскурсовод» клялся, что просто хочет нам помочь.
— He helped you! Pay!
Ситуация уже походит на конфликт.
— Ma feesh Flyus [пер. с марокканского диалекта арабского языка - "нет денег"] - ворвался в спор Самир.
— *что-то очень злобное и непонятное на ломаном английском* — проворчал самый старший из бодигардов представителя детского труда.
Я поинтересовался сколько они хотят.
— 500 dirham each.
— Whaaaaat ???????
Марокко — достаточно популярное и хорошо исследованное направление среди студентов-арабистов Института стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова. Готовясь к поездке, мы, пять студентов 3 курса (Я, Самир, Влад, Белла и Алимэ), больших энтузиастов и любителей арабского колорита, много спрашивали у ребят, которые уже были в этой сказочной стране, какие города нам стоит посетить, в каких местах лучше остановиться, где питаться и многое другое. Но главным вопросом был «Во сколько все это нам обойдётся?», ведь мы всего-навсего студенты, и сильно тратиться мы не можем себе позволить. На этот вопрос коллеги и друзья в один голос отвечали, что путешествие в Марокко — одно из самых дешевых из всех арабских стран, так как там можно сбить цену и договориться почти везде. «Это очень круто!», - думали мы, перечитывая конспекты по курсу «Переговорный процесс в странах Азии и Африки», который мы прослушали в зимнем семестре. Сложив воедино всю полученную от друзей информацию и конспекты, а также нужную лексику на арабском языке, мы уверенно и с гордо поднятой головой отправились в страну Жади и Лукаса.
В этом тексте (статье?блоге?) речь не пойдет о таксистах, которые завышали цены в несколько раз, а в ответ на наш торг просто уезжали. Не о торговцах в лавках, которые готовы были лишиться пяти покупателей, лишь бы не снижать цену. И даже не о продуктах, которые не то что дешевле российских, а местами намного дороже. Я расскажу вам о других более интересных историях, переквалифицировавших нашу поездку из "супердешевой", как мы ожидали, в обычную поездку.
Касабланка. Два часа ночи. Мы уставшие после перелёта приезжаем в отель, где у нас нет брони, так как настроены поторговаться и организовать себе приятный бонус в виде скидки. Мы с Самиром, два "старых арабиста", подходим на ресепшен и начинаем диалог, будучи на 100 процентов уверенными в том, что нам сделают скидку, так как мы братья мусульмане, изучающие арабский язык. Ровно через 10 минут мы отдавали сумму, превышающую в два раза ту, которую мы планировали отдавать. И как это произошло, ни я, ни Самир до сих пор не можем понять. Усталость от перелёта, ночь, первый день в незнакомой стране, возможно, стали решающими факторами, однако счёт в матче между нами и МММ (Мутными Марокканскими Мошенниками) открыт— 0:1. Не в нашу пользу.
Прошло несколько дней и вот мы уже в столице страны апельсинов Рабате. Очень современный и красивый город, где смешались арабское прошлое и французское настоящее. Одно из древнейших мест в городе Касбу Одайя мы решили не оставлять без внимания. По картам добрались и даже нашли центральный вход, что очень трудно, если достопримечательность находится в старой части города (медине). У входа нас встретил мужчина лет сорока, сообщивший нам, что крепость закрыта, тем самым он привлёк к себе наше внимание (поймал на крючок). После этого он начал идти внутрь крепости и сказал, что покажет, как пройти. Мы, в свою очередь, очень обрадовались доброму сердцу этого человека и пошли за ним. Через пару секунд он начал рассказывать, в каком году крепость была построена и кем основана, а ещё через пару секунд мы обнаружили, что непонятно каким образом оказались на экскурсии. Поводив нас пятнадцать минут по этой крепости, время от времени повторяя фразу «nice place for picture», мы направились к выходу. Я понял, что сейчас он попросит деньги, так как вряд ли это был жест доброй воли, и уверенно заявил ребятам, что больше 30 дирхамов за эти жалкие 15 минут мы ему не дадим. «Пусть даже не рассчитывает на что-то большее», — сурово декларировал я. Две минуты спустя мы уже собирали по 50 дирхамов с каждого (нас пять человек) и заплатили ему 250 дирхамов.Ха! Счёт на табло 0:2.
Следующий город, который мы посетили, был Мекнес. И тут я не могу вам поведать о том, как нас "разводили" на деньги только по той причине, что таких историй не было. А все благодаря нашему доброму другу Юнусу. Волею судьбы мы познакомились с ним еще в самолете в Москве. Юнус — марокканец, который учится на стоматолога в Астрахани. Узнав, что мы с друзьями собираемся посетить его родной город, он настоял, чтобы по приезде мы с ним связались, так как Мекнес он хотел показать нам сам. Мы решили принять его предложение и не прогадали. Юнус в первый же день провёл нам обзорную экскурсию по городу на машине и сказал, что у него есть друг-гид, который может нам подробнее рассказать про основные достопримечательности Мекнеса. Так мы познакомились с Амином. Экскурсия получилась очень интересной, но важнее то, что Амин даже не думал у нас что-то просить. Позже нам представили и других друзей Юнуса: Анаса, Омара, Хамида. Все очень тепло нас приняли, а мама Омара, узнав о нашем визите, даже пригласила нас в гости на ужин.
Последний день в Мекнесе мы так же провели с Юнусом, и ради нас он впервые пропустил пятничный кус-кус, на котором собирается вся семья. Вот оно — восточное гостеприимство! Огромное спасибо нашему брату Юнусу, ждём его в гости в Москве! Ну а мы поехали дальше.
На следующий город я возлагал большие надежды. Я прочитал много литературы, связанной с городом, изучил различные путеводители, знал историю достопримечательностей и два раза посмотрел выпуск «Орла и решки». Одним словом, основательно подготовился. Фес оправдал все мои ожидания. Невероятной красоты и колорита город, каждый квадратный метр которого имеет свою историю и запах.
Ну а новый «персонаж» встретил нас в медине Феса (старой части города), когда мы гуляли по узким улочкам, фотографировались, общались с торговцами в лавках и просто получали удовольствие от атмосферы. Он подошёл к нам и начал что-то предлагать. Обернувшись и увидев мужчину лет пятидесяти в белой рубашке и бейджем на шее, мы сразу поняли, что это очередной навязчивый гид, и начали отнекиваться до тех пор, пока он не заявил, что это «for free». Через две минуты совместного обсуждения было решено принять его предложение, и, в случае, если он попросит деньги, ничего ему не давать, поскольку был устный договор о бесплатном предоставлении данной услуги.
Буду честным, экскурсия была реально интересной и познавательной в отличие от той, которую нам провёл шарлатан из Рабата. Наш гид показал нам различные мастерские в старой части города, включая знаменитую кожную мастерскую, провел по старейшим местам и улочкам, параллельно рассказывая про них легенды и необычные факты. В каждой из мастерских её работник проводил для нас отдельную мини-экскурсию, показывая все тонкости свой работы и в целом рассказывая о своём ремесле.
Все было прекрасно до того момента, пока наш гид не начал показывать фотографии своих дочек и рассказывать о том, какой он бедный. Тут все стало ясно — классика жанра, но мы не были против заплатить ему, так как было за что. Но! Когда наша экскурсия подошла к концу он не просто ждал от нас «материальной благодарности», а назвал точную цену. «25 euro it’s okey», —невозмутимо озвучил нам ценник. А это между прочим почти 300 дирхамов, хотя изначально был договор, что все бесплатно. А когда мы ему предлагали что-то меньше 300 дирхамов, он отказывался брать и требовал озвученную сумму. В этот раз обошлось без каких-то разборок и скандалов: мы ему дали столько, сколько могли и считали нужным, и разошлись. Неприятный осадочек, конечно, остался, однако в этот раз мы не дали себя надурить и «размочили» счёт в этой неравной игре не на жизнь, а на дирхамы. 1:2!
Приехав в Фес, любой турист просто обязан посетить Шефшауэн, известный во всем мире как «синий город». Он находится в четырёх часах езды по горной дороге от самого Феса. Изначально планировали ехать туда на такси, так как дорога предстояла долгая, но, узнав расценки, сошлись во мнении, что автобусы тут достаточно комфортабельные.
Билеты на автобус «туда-обратно» обходились каждому в 160 дирхамов (960 рублей), однако рейсы туда ограничены: два-три в день. В связи с этим мы решили взять билеты за день до самой поездки, чтоб уж наверняка! А то вдруг утром не успеем, и все билеты раскупят! Приехав вечером покупать билеты, очень «неожиданно» оказалось, что их все раскупили. Наш гениальный план не сработал. «Как так?», — раздосадовано начали мы терять надежду на то, что посетим знаменитый во всем мире "синий город", как вдруг из пустоты, словно голыми руками раздвинув все наши грезы и печали, появился «спаситель» Мубарак.
Он предложил нам следующее: предоставление такси, которое отвезёт нас туда и вернёт обратно, а также гида в самом Шэфшауне, который покажет нам все самые интересные места и не даст потеряться. Все его услуги обходились в разумную цену: по 220 дирхамов с каждого. Учитывая тот факт, что только одни билеты на автобус стояли на 60 дирхамов дешевле, мы решили, что от такого предложения не стоит отказываться.
На следующее утро мы встретились с Мубараком, он нас посадил в такси и дал «программу поездки» (фото ниже), где подробно описал наши действия, а также взял с нас аванс. Пожелав нам удачи, Мубарак так же неожиданно, как появился, исчез.
Спустя четыре часа долгого пути мы доехали до Шефшауэна, где к нам в такси сел наш гид. Небольшое уточнение: гид слишком громко сказано для него. Это был обычный босяк, который живет в этом городе и знает популярные места в нем — все. Он, конечно, пытался на ломаном английском нам что-то рассказывать, но спустя первые пять минут, осознав свою непригодность в этом деле, просто молча стал показывать красивые места, пару раз предложив нам купить у него гашиш. Ну вот такой вот гид — всем гидам гид.
Но мы все равно были довольны, так как «синий город» был невероятным, и отсутствие адекватного гида никак не омрачало наш визит.
Спустя два часа наша «экскурсия» начала подходить к своему логическому концу. Мы уже начали выдвигаться в сторону выхода, как в какой-то момент он остановился и заявил мне, что такси ждёт нас на следующем повороте, а сейчас настало время заплатить ему. Ровно на словах «pay me» мой уровень злости достиг максимума, ведь нас прямо внаглую пытаются раскрутить на деньги. Я, пытаясь не поддаваться эмоциям и включив все свои дипломатические способности и умения, произношу ровно такую фразу: «Эээээ (именно такое русское «эээ»), we won’t pay you anything, because Mubarak said that the guide is included in the price». Сказав это, я понял, что полностью дестабилизировал ситуацию и вспомнил, что не обладаю никакими дипломатическими способностями.
Наш гид начал злиться и поспешно звонить кому-то. Я тоже стал пытаться дозвониться до Мубарака. Дозвонившись, я начал обрисовывать ему ситуацию, на что получил такой ответ: «it’s not your guide, you took him yourself, it’s not my business», после чего он сбросил трубку. Шайтан-Мубарак кинул нас. «Ничего-ничего, экономику арабских стран в этом семестре я смог сдать — и здесь разберусь», — стал настраивать себя я.
Подойдя к таксисту, я начинаю предъявлять ему, мол, почему с нас требуют деньги, но в ответ таксист просто кивал головой и молчал, направив пустой взгляд в никуда. Тогда я понял, что остался один на один с разъярённым экскурсоводом, и тут в моей памяти всплыла одна мудрость: «держи друзей близко, а врагов ещё ближе». Я принялся убеждать его в том, что мы и так заплатили огромное количество денег, что там есть его часть, однако негодяи Мубарак и таксист пытаются его обмануть. Он в упор отказывался меня слушать.
Честно говоря, мне было очень сложно, так как из всей нашей компании говорил только я, а все мои друзья молча стояли рядом. Теперь я в полной мере могу оценить значение фразы «друг познаётся в беде». Лишь Белла время от времени толкала меня в плечо, как бы подбадривая, и говорила «давай, скажи ему, что фиг он чего получит от нас, давай-давай». В какой-то момент я хотел попросить её перестать так делать, потому что у меня уже начало болеть плечо, однако она считала, что это меня подбадривает, и переубеждать её в обратно мне не хотелось. Раздор в команде не входил в мои планы!
Когда я понял, что спорить смысла больше нет и сказал таксисту, что мы готовы уезжать, настал пик конфликта. Наш недо-гид на арабском начал нас оскорблять. Тут я уже решил себя не сдерживать, собрав воедино всю похабную лексику на арабском, я начал выдавать: лжец, вероотступник и так далее. Несколько минут между нами велась ожесточенная перестрелка проклятиями. Мой оппонент пожелал нам разбиться по дороге домой, я — попасть ему в ад за то, что он курит гашиш (на тот момент я думал, что это максимально обидно и он, как минимум, должен впасть в депрессию). Вдруг, во время всего этого "кипиша" ко мне подходит Влад и тихо произносит фразу, которую я запомню на всю жизнь, и впредь все проблемы будут решать только так. Влад медленно подходит ко мне и произносит: «Мага, звони в консульство».
Да, конечно, Влад, секунду. «Алло, консульство? Отправляйте поддержку с воздуха, нас тут гид проклинает».
В тот момент я не сразу обратил внимание на эту идею, но по приезде обратно в отель мы долго не могли перестать смеяться.
Все в итоге и закончилось тем, что вплоть до отправления такси мы с моим оппонентом соревновались в изящности проклятий. И несмотря на череду препятствий, которые нас подстерегали в течение этой поездки, мы не дали обвести себя вокруг пальца и не заплатили ни единого дирхамчика сверх того, что уже отдали. Я считаю, счёт равный — 2:2.
Из всех крупных городов, которые мы планировали посетить в Марокко, оставался лишь Марракеш. Город ночных вечеринок, богатых туристов и тусовок, — вот такое описание приводилось во всех статьях. Но мы уже были научены горьким опытом не доверять рассказам, а знакомиться со всем лично. Оказались правы — Марракеш стал для нас очень спокойным и размеренным местом, где мы просто могли отдыхать и наслаждаться погодой, время от времени выходя из отеля на культурное просвещение и осмотр города. Мы уже были уверены, что все, кто хоть как-то мог поиметь с нас деньги, уже сделали свое дело, а те, кому мы могли дать отпор, им мы его дали. В общем, надеялись на плавное завершение первой части путешествия, перед тем как отправиться на лазурный берег Атлантического океана. Но разве жизнь была бы интересной, если бы каждый из нас получал то, чего он хочет?
Мы гуляли в старой части города. Как вы уже поняли, в основном все мошенники проворачивают свои грязные делишки именно там. Медина Марракеша очень большая и наполнена различными достопримечательностями. Посетив примерно половину из них, мы решили закругляться. Влад открыл карту на телефоне и мы отправились к выходу. Вообще, использование каких-либо электронных карт в медине — странная затея, так как дорогу реально знают только местные жители, но выбора у нас не оставалось. Спустя час ходьбы мы смирились с мыслью, что потерялись, и просто начали бродить и спрашивать у местных, каждый из которых, показывал разную дорогу. В очередной раз спросив дорогу, мы услышали, как нас окрикивает детский голос. Обернувшись, заметили десятилетнего ребенка, бежавшего в нашу сторону. Добежав, он судорожно начал объяснять нам, что дальше идти нельзя, так как там сейчас будут молиться, и полиция не сможет пропускать туристов. Говорил он, кстати, на английском, и я был в таком культурном шоке от манеры его общения, что первые несколько минут просто слушал его. На мой вопрос о том, где он выучил английский язык, ребёнок ответил, что в школе. Возникло ощущение, что в марокканских школах помимо таких направлений, как гуманитарное и техническое, существует еще гидо-шарлатанское. Причем последнее пользуется большим спросом среди учеников. Без шуток. Его мимика, жестикуляция, фразы, — все это я встречал ранее в других городах, но я и подумать не мог, что в таком раннем возрасте можно познать все тонкости «ремесла», и уже по полной практиковать его.
Выслушав все, последовали за ним, поскольку жара была страшная, все мы были вымотаны и искать дорогу уже не было сил. Вел он нас молча по очень тихими улочкам и чем больше поворотов он делал, тем глубже, по моим ощущениям, мы уходили в медину.
— Ахахаха, ставлю 100 дирхамов, что этот малыш разведёт нас на бабки - слышу смех Самира из за своей спины.
— Кого-кого, ну этого малого я точно уработаю! - отвечает ему Влад.
— Ага, сейчас он позовет своих старших братьев, и посмотрим, как вы тогда заговорите - отвечает уставший голос Беллы.
— Белла фильмов пересмотрела - дружно посмеялись мы над ней и отправились дальше за нашим маленьким путеводителем.
Начала виднеться главная дорога, как вдруг наш мальчуган остановился и сказал, что мы пришли. После этого он начал просить у нас деньги за то, что показал дорогу, однако мы, посмеявшись и поблагодарив его, пошли дальше. Но далеко не ушли.
— Pay him, pay! - вышли из за поворота друзья постарше нашего маленького гида и начали всем видом показывать нам, что не заплатив, мы не уйдём.
На первый взгляд они были примерно нашего с парнями возраста (19-20 лет).
For what? - начали возмущаться мы, так как изначально наш десятилетний «экскурсовод» клялся, что просто хочет нам помочь.
— He helped you! Pay!
Ситуация уже походит на конфликт.
— Ma feesh Flyus [пер. с марокканского диалекта арабского языка - "нет денег"] - ворвался в спор Самир.
— *что-то очень злобное и непонятное на ломаном английском* — проворчал самый старший из бодигардов представителя детского труда.
Я поинтересовался сколько они хотят.
— 500 dirham each.
— Whaaaaat ???????
Они попросили 250 евро за то, что ребенок сопроводил нас, а сопроводил он нас даже не до выхода из медины, а всего лишь до главной дороги! Это был пик наглости, с которым мы столкнулись за все то время, которое провели в Марокко. Мы, конечно, отправили их куда подальше, но отставать от нас они не собирались. По ходу спора они много раз меняли цену, однако каждый раз она была высокая. Конечно! Любая цена за дело, которое можно оценить максимум в один дирхам, будет высокая, но они были настойчивы. После долгих споров и разговоров мы решили дать ему по пять дирхамов каждый (25 дирхамов в общей сложности), чтобы они уже просто отстали от нас. Но когда я, собрав мелочь, протянул ему руку, то он отказался брать, сказав, что это всего лишь "бакшиш", который ему не нужен. Тут нам все это надоело и мы заявили, что либо он берет то, что даем, либо мы уходим. И только тогда они отстали от нас, забрав 25 дирхамов.
Выйдя на главную дорогу, мы поняли, что это не главная дорога, а ровно та, на которой мы встретили этого мелкого врунишку, просто на 100 метров дальше. И именно за это мы отдали 25 дирхамов… 25 дирхамов за 100 метров… 25 дирхамов ни за что. Вот так мы снова оказались в дураках. 2:3. И, похоже, шансов отыграться в этом матче у нас нет.
Впереди нас ждут 10 дней в городе Эс-Сувейра и лишь один Бог знает, как дальше будет развиваться наша игра, в который мы пока явно не фавориты.