О возгорании и задымлении должна предупреждать специальная система, которая есть в каждом современном многоквартирном доме. Старый жилфонд ими, как правило не оснащен: управляющие компании не располагают бюджетами на их установку (в тариф подобные траты не включены), и жильцы должны принимать решение общим собранием. Но даже в новостройках оборудование иногда выходят из строя. Павел Медведев, директор по сервису компании «Звезда-СБ», которая специализируется на противопожарных системах, составил чек-лист с картинками. По нему можно проверить наличие и работоспособность противопожарной системы многоэтажного дома.
— В современных многоэтажных домах противопожарные системы спроектированы и смонтированы так, что при правильном поведении жителей последствия будут минимальными. Но есть важное условие — противопожарные системы должны хорошо работать. Тогда возгорание мгновенно обнаруживается, система дымоудаления не дает людям пострадать от продуктов горения, а система пожаротушения позволяет пожарным быстро справиться с огнем.
Проблема противопожарной системы в том, что в обычных условиях ее работоспособность неочевидна, люди не понимают, работает она или сломалась. Вот чек-лист, который поможет это проверить.
Над входной дверью в квартире установлен тепловой извещатель — один из них на фото выше. Он реагирует на критическое повышение температуры в помещении. Есть? Ставим галочку.
В подъезде — или в любом другом месте общего пользования — установлены дымовые извещатели. Это белые датчики на потолке, которые реагируют на любой дым, в том числе сигаретный.
Там же, в месте общего пользования, есть ручные извещатели. Обычно они располагаются на пути к эвакуационной лестнице и обязательно в пределах досягаемости. В случае пожара ручной извещатель нужно нажать для принудительного запуска противопожарной системы.
В современных системах работоспособность каждого элемента демонстрируют светодиоды, которые моргают с периодичностью около 5–10 секунд. Если они горят постоянно или не светятся вообще, что-то не так.
На каждом этаже в местах общего пользования должны располагаться клапаны дымоудаления. Во время пожара клапан открывают на этаже, откуда идет дым. Остальные должны быть закрыты, иначе дым не вытянет. Клапан закрыт? Значит, все в порядке. Открыт? Возможно, пожарную систему в доме давно не проверяли.
Кроме клапана дымоудаления, на каждом этаже должен быть шкаф с пожарным краном. Функциональным будет только тот, в котором есть запорная арматура — то есть пожарный клапан, и шланг для тушения. Элементы должны быть надежно соединены между собой, а внутри коробки не должно быть мусора. Проверить это можно, отогнув дверцу шкафа, но лишь немного. Стекло бить не нужно.
То, как срабатывает пожарная система, специалисты проверяют по регламенту. Обычно реальное тестирование проходит раз в три месяца — периодичность зависит от условий договора, а смотр проводят ежемесячно. Во время тестирования в доме проверяют работу системы оповещения, лифтов — в случае пожара они должны уйти на первый этаж, и клапанов дымоудаления, которые должны без проблем открываться.
Системы пожарной сигнализации, оповещения и дымоудаления из мест общего пользования должны быть во всех современных домах, которые выше 28 метров, то есть 10 этажей. А если в здании расположены апартаменты или оно выше 25 этажей, то в местах общего пользования и жилых помещениях должна быть автоматическая система водяного пожаротушения — спринклеры, которые лопаются при нагревании выше 57 градусов и заливают водой очаг возгорания. Однако определять, работают они или нет, обычный житель не сможет.
Многоквартирные дома должны обслуживать специализированные сервисные организации. Они регулярно по специально разработанному регламенту проверяют системы — осматривают и тестируют их — и устраняют обнаруженные поломки.
В чек-листе приведены легко обнаружимые и легко устраняемые поломки. Если их нет, можно жить спокойно, дом обслуживают качественно. Если обнаружились одна-две поломки — это тоже не беда, вполне возможно, они появились недавно, их не успели обнаружить ни сервисники, ни дежурный персонал УК. Надо понимать, что идеально работающих технических систем не бывает.
Бить тревогу нужно, если простых поломок много. Вероятно, сервисная компания пренебрегает работой. В таком случае нужно провести сторонний аудит состояния систем, как минимум поговорить со специалистами сервисной компании или сменить ее.