Удивительная судьба Иосифа Бродского. Поэт, который будоражит умы современной молодежи и старшего поколения. Почему он уехал в Америку? Почему даже в 21 веке граффити, посвященное ему, закрашивают за час? Об этом и не только в биографии поэта.
Маленький Йося. Начало пути
1940 год в семье морского офицера Александра Бродского и переводчицы Марии Вольперт родился сын Иосиф. Практически сразу после рождения Мария вместе с маленьким сыном была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Череповец. Глава семьи остался защищать родной город. Отец будущего поэта был героическим человеком, участвовал в прорыве блокады Ленинграда и обороне Малой Земли. В 1948 году он оставил военную службы и вернулся к семье, став начальником фотолаборатории Центрального Военно-морского музея. Мария и Йося вернулись в Ленинград за 4 года до этого.
Сын мечтал пойти по стопам отца и поступить в Морское училище. Но попытка с треском провалилась, продолжать учебу в школе Иосиф не захотел, и после 8 класса стал работать.
"Мной овладело беспокойство, охота к перемене мест" - именно этими словами великого Пушкина можно описать следующие годы жизни Иосифа Бродского. Кем он только не работал: фрезеровщик, кочегар, фотограф и даже помощник прозектора в морге. Два года Иосиф участвовал в экспедициях с геологами на Дальнем Востоке, пока окончательно не выбрал путь поэта.
Окололитературный трутень
Любой начинающий поэт мечтает о славе и признании. В современном мире любой PR считается отличным, некоторые (не будем показывать пальцем в сторону актрисы Макеевой, это не прилично) даже специально раздувают скандалы вокруг своей персоны лишь бы урвать кусочек внимания СМИ. Впрочем, не о таком развитии карьеры мечтал 23-летний Иосиф Бродский, когда в "Вечернем Ленинграде" о нем вышла статья под названием "Окололитературный трутень".
Чем же молодой человек так привлек внимание? И главное, чье?
Первое выступление Бродского состоялось в 1960 году в ДК имени Горького на литературном турнире. Он прочитал свое стихотворение "Еврейское кладбище". Какой же скандал вызвало его выступление.
Представьте себе: обычное ДК в 5 этажей. Тут дети танцуют, тут хор распевается, а в актовом зале собрались поэты - пестрая публика. Со сцены читают свои стихи, внизу сидят слегка уставшие члены жюри, все идет гладко, звучат стандартные "Взвейся и развейся", может немного декадентства, но в меру, все прилично. И вдруг, молодой человек с пышной шевелюрой и картавым голосом поднимается на сцену и читает:
Еврейское кладбище около Ленинграда.
Кривой забор из гнилой фанеры.
За кривым забором лежат рядом
юристы, торговцы, музыканты, революционеры.
Для себя пели.
Для себя копили.
Для других умирали.
Но сначала платили налоги,
уважали пристава,
и в этом мире, безвыходно материальном,
толковали Талмуд,
оставаясь идеалистами.
Иосиф Бродский, отрывок из "Еврейского кладбища"
Вот как вспоминал тот день Николай Рубцов:
Шуму было! Одни кричат:
— При чем тут поэзия?!
— Долой его!
Другие вопят:
— Бродский, еще!
С этого выступления все и началось. О Бродском заговорили, одни с ненавистью, иные с восторгом. Через год Иосиф знакомится с Анной Ахматовой, которая принимает самое деятельное участие в его судьбе и становлении как поэта. Иосиф продолжает писать и заниматься переводами, но определенным людям со связями и властью он явно не нравится. А у нас в стране раньше как было? Если ты такой смелый, смотри что мы для тебя придумали.
Что придумали?
В 1963 году в главном городском издании "Вечерний Ленинград" выходит заказная статья "Окололитературный трутень" посвященная Иосифу Бродскому. Статья, в которого Бродского изображают бездельником, возомнившим о себе не весть что, который смущает всех приличных граждан, мечтает о чужой родине (к слову, здесь авторы пасквиля просто переврали его стихи, в угоду своей цели). Почему я думаю, что статья заказная? Приведу пример. Откуда корреспонденты местной газеты смогли узнать такие подробности:
Кто же составлял и составляет окружение Бродского, кто поддерживает его своими восторженными "ахами" и "охами"?
Марианна Волнянская, 1944 года рождения, ради богемной жизни оставившая в одиночестве мать-пенсионерку, которая глубоко переживает это; приятельница Волнянской -- Нежданова, проповедница учения йогов и всяческой мистики; Владимир Швейгольц, физиономию которого не раз можно было обозревать на сатирических плакатах, выпускаемых народными дружинами (этот Швейгольц не гнушается обирать бесстыдно мать, требуя, чтобы она давала ему из своей небольшой зарплаты деньги на карманные расходы)...
Из статьи "Окололитературный трутень"
Авторы этого заказного материала даже не удосужились изменить казённые фразы досье. А вот как они изобразили Бродского:
Несколько лет назад в окололитературных кругах Ленинграда появился молодой человек, именовавший себя стихотворцем. На нем были вельветовые штаны, в руках - неизменный портфель, набитый бумагами. Зимой он ходил без головного убора, и снежок беспрепятственно припудривал его рыжеватые волосы...
С чем же хотел прийти этот самоуверенный юнец в литературу? На его счету был десяток-другой стихотворений, переписанных в тоненькую школьную тетрадку, и все эти стихотворения свидетельствовали о том, что мировоззрение их автора явно ущербно. "Кладбище", "Умру, умру..." - по одним лишь этим названиям можно судить о своеобразном уклоне в творчестве Бродского.
Из статьи "Окололитературный трутень"
Дальше больше - авторы называют стихи Бродского абракадаброй, его самого предателем родины. Еще через 2 месяца газета опубликовала письма "возмущенных граждан" творчеством Бродского, а через две недели после этого за ним пришли. Бродский был обвинен в тунеядстве.
Цирк Суд
Судья: Чем вы занимаетесь?
Бродский: Пишу стихи. Перевожу. Я полагаю...
Судья: Никаких “я полагаю”. Стойте как следует! Не прислоняйтесь к стенам! Смотрите на суд! Отвечайте суду как следует! У вас есть постоянная работа?
Бродский: Я думал, что это постоянная работа.
Судья: Отвечайте точно!
Бродский: Я писал стихи. Я думал, что они будут напечатаны. Я полагаю...
Судья: Нас не интересует “я полагаю”. Отвечайте, почему вы не работали?
Бродский: Я работал. Я писал стихи.
Судья: Нас это не интересует. Нас интересует, с каким учреждением вы были связаны.
Бродский: У меня были договоры с издательством.
...
Судья: А вообще какая ваша специальность?
Бродский: Поэт. Поэт-переводчик.
Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
Бродский: Никто. (Без вызова). А кто причислил меня к роду человеческому?
Судья: А вы учились этому?
Бродский: Чему?
Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить Вуз, где готовят... где учат...
Бродский: Я не думал, что это дается образованием.
Судья: А чем же?
Бродский: Я думаю, это... (растерянно)... от Бога...
Когда все вышли из зала суда, то в коридорах и на лестницах увидели огромное количество людей, особенно молодежи.
Судья: Сколько народу! Я не думала, что соберется столько народу!
Из толпы: Не каждый день судят поэта!
Судья: А нам всё равно — поэт или не поэт!
второй день
Бродский: Я писал стихи. Это моя работа. Я убежден... я верю, что то, что я написал, сослужит людям службу и не только сейчас, но и будущим поколениям.
Голос из публики: Подумаешь! Воображает!
Другой голос: Он поэт. Он должен так думать.
Судья: Значит, вы думаете, что ваши так называемые стихи приносят людям пользу?
Бродский: А почему вы говорите про стихи “так называемые” ?
Судья: Мы называем ваши стихи “так называемые” потому, что иного понятия о них у нас нет.
Убедить судью, что поэт - это работа Бродский не смог. Весь суд был похож на разговор глухого и слепого. Судья игнорировала, что Бродский поэт и переводчик, уточняя почему он не стоит у станка. Бродский пытался доказать, что поэзия - это труд. Напрасный труд! 5 лет ссылки в село под Архангельском на принудительные работы - занавес.
Ссылка
Удивительно, но факт ссылка пошла на пользу Бродскому. Он много писал и читал именно в ссылке были написаны многие его знаменитые стихи. Об отмене ссылки (20 век!) хлопотали многие видные деятели того времени Шостакович, Маршак, Чуковский, Паустовский, Твардовский, даже Жан-Поль Сартр. Через год Бродский был освобожден, но жить на родине ему оставалось меньше пяти лет.
А вы любите стихи Бродского? Считаете его русским поэтом или мы потеряли это право, выгнав его из страны? Какое ваше любимое стихотворение? Давайте обсудим.