Сегодня принимала экзамен у очников - первокурсников.
В этом вузе, как и во многих других, действует накопительная система. Ходишь на занятия, сносно выполняешь контрольные, набираешь 50 баллов - "удовлетворительно" у тебя в кармане, на экзамен можешь не приходить. Нужна "четверка" - придется на экзамене перевести незнакомый текст с бумажным словарем. Без гаджета. На "пятерку" к переводу добавляется одна из 10 устных тем.
Группа слабенькая, но за "четверками" пришли все. По- моему, я первый раз увидела эту группу почти в полном составе.
Одна девушка очень хотела "отлично", но темы не выучила. Ни одной. "А если весь текст перевести на отлично?" - вопрошала она, сдерживая слезы. Но нет. Злой препод (то есть я)) был неумолим.
Раньше, в стародавние времена, темы сдавались только для того, чтобы быть допущенным до экзамена...
Впрочем, этот подход - "зазубривание топика" - изрядно критикуют уже лет... 30. Все мы слышали эти шуточки о том, что дети, закончив школу, знают только, что "London is the capital of Great Britain". И, конечно, прогрессивные учителя про Лондон с детьми тексты уже не учат. Это, конечно же, моветон. Ну что ж... Дошутились, доэкспериментировали со всякими edutainment.
Сегодня с утра мой студент не смог перевести фразу "Washington is the capital of the USA". Перевел capital как "государство" и ничего его в этой фразе не смутило. А ещё одна троечница, пришедшая за четверкой, не могла перевести United States of America - нет такого в словаре.
Тотальное сужение кругозора - главная беда современных студентов. Что с ними делают эти 10 лет в школе? Почему при увеличении нагрузки, дети знают все меньше?
Смотрю на свою старшую дочь - если бы не мои попытки расширить ее кругозор, что бы она знала об истории и географии?
И что она вообще помнит? Потому что мозг современного подростка удивительно прагматичен - файлы очищаются за ненадобностью, вся "лишняя" информация безжалостно удаляется. Закончен учебный год - "зачищается" информация про древних греков... И действительно, кому они, эти древние греки, сейчас нужны? Современное искусство больше не опирается на мифы и легенды, ценится лишь утрановое.
Новое общество, возможно, не будет нуждаться в багаже знаний, накопленном предыдущими поколениями. Что там вообще хорошего, в этих мифах? Сплошной абьюз. История, биология и география тоже штука вредная. Так ведь люди смогут критически оценивать информацию, выдаваемую за новости и экспертное мнение. И языки туда же. Кому они нужны в век гаджетов и чипов, которые совсем скоро разработает Илон наш Маск?
Эх...
А что вы думаете об эрудиции? Нужна она современному человеку?
И как ее развить у ребенка, не способного сосредоточиться на чем-либо больше 5 минут?