Мы много рассказывали про самоотверженных ребят, готовых шагать долгие километры по труднопроходимому ночному лесу в поисках заблудившегося человека. Однако без грамотного руководства их благородный порыв превратился бы в бестолковую беготню по лесам и болотам. Эта статья о тех, кто управляет поисками – РПСР – руководителях поисково-спасательных работ.
Чем занят руководитель?
Руководитель – это опытный спасатель, который на себе десятки раз прочувствовал прелести поисков в природной среде. Потом прошёл дополнительное обучение. Именно он общается с потерявшимся человеком по телефону или с его родными-близкими, заявившими о пропавшем человеке, с МЧС и другими службами. РПСР опрашивает их, собирает всю значимую информацию и ставит задачи для поисковых групп. Группа – это два спасателя, готовых за 12-14 часов доехать до нужного участка леса и обыскать 8-20 километров маршрута. Это в среднем.
Пока вроде несложно? Ну что ж, давайте проведём с руководителем одни рабочие сутки. Возьмем реальный день, со средней нагрузкой. Итак, август. С утра было солнце, после полудня зарядил дождь. В течение дня поступило 22 заявки. Вообще-то их и по 70 бывало, так что сегодня еще ничего. Три заявки взяли в работу штатные спасатели. Искать глухую старушку с высоким риском по здоровью отправилась ЛизаАлерт. Двух человек Руководитель смог сориентировать и вывести по телефону, еще четверо идут, периодически отзваниваясь и сверяя направление. Там поводов для беспокойства нет, только контроль. Девять человек заявились, что потерялись, но почти сразу же отзвонились, и сообщили, что уже нашлись. Вот и славненько! Лучший поиск – это не состоявшийся поиск. 22-3-1-2-4-9=3. И вот этих троих придётся искать всерьез. Телефонов у них нет. Двое ушли в лес пешком, известна хотя бы точка входа. А третий уехал на машине и в первую очередь предстоит разыскать автомобиль, чтобы хотя бы знать, в каком из лесов надо разворачивать поисково-спасательные работы.
Еще два поиска «висят» с прошлых суток, по ним прямо сейчас работают в лесах три группы, то есть шестеро спасателей.
Как он со всем этим справляется?
Итак, чем же занят руководитель, за которым мы подсматриваем? Он пытается распределить имеющиеся ресурсы на все свалившиеся случаи. Ресурсы – это спасатели, готовые выехать сегодня в лес. Их восемь. Очевидно, в разы меньше, чем нужно бы. И руководитель оценивает по степени риска, кого из пострадавших «вынимать» из леса первым. Психологически невероятно сложная задача. После принятого решения, ему придётся сообщить кому-то, что спасатели поедут его искать только через сутки. Или двое.
Казалось бы справедливое решение – на каждого заблудившегося по группе спасателей – малоэффективно. Частичное покрытие района поиска не работает, ведь человек спокойно может зайти в уже закрытый район, и вся работа будет зря. Сначала ищут тех, для кого риск самый высокий – по здоровью, возрасту, готовности к нахождению в лесу…
Руководитель работает в паре с Координатором. Координатор занимается логистикой, формирует группы и отправляет их на поставленные Руководителем задачи. Вместе они решают, кого куда лучше направить. Опытные «лоси» поедут в сложный болотистый лес. Ребята, которым надо к семи утра вернуться в город – на ближайший поиск. Новичков – в пару к опытным и т.д. А еще надо учесть, какое оборудование есть у групп: сирены, пневмогудки…
Сам руководитель в #лес не выезжает. Всё, что ему необходимо для работы – это компьютер, телефон и надёжная связь. Тратить время на дорогу – неэффективно. РПСР – мозг. Рядовые спасатели – ноги. Они выполнят на месте поставленную им задачу.
Тем временем, все четверо потеряшек, выходящих самостоятельно, добрались успешно. В том числе и тот, который беспокоил Руководителя больше всего. Он отказывался идти, демонстративно страдал и требовал, чтобы его вывели за ручки. Однако, в конце концов смог взять себя в руки и дойти до железной дороги, с которой ему старательно гудели проезжающие электрички. Пользуясь случаям, в очередной раз выражаем благодарность сотрудникам РЖД, не отказывающим нам в просьбах «погудеть».
Еще пять человек остаются в лесу, двое со вчерашнего дня. В общем-то, на часах 21.00, рабочая смена руководителя уже закончена. Однако, это означает только то, что он не будет принимать новые заявки. Всё, что он взял в работу, остаётся с ним. При передаче не избежать потери информации. Мы отказались от этого. Кто начал искать человека, тот ищет его до завершения поисков.
Работа РПСР – это работа с человекочасами, километрами, цифрами, картами, компьютерными программами, спутниковыми снимками, данными об известных ориентирах на местности, калькулятором солнца и луны, расписаниями общественного транспорта, прогнозом погоды, схемой расположения сотовых вышек и так далее, далее, далее. Потом, когда все будут найдены, руководитель попереживает за заблудившихся, их родственников, уставших спасателей. На смене для этого ресурса не остаётся.
Работа руководителей не заметна для заявителей. Они видят поисковиков, заходящих в лес, а потом выходящих вместе с потерявшимся.
А вы теперь знаете и другую сторону нашей работы. Вот эту: