Продолжаем обзор вариантов трагедии "Гамлет" Вильяма нашего Шекспира.
Аж с третьей попытки удалось мне досмотреть экранизацию этой величайшей пьесы в трактовке авторитетнейшего режиссера Франко Дзеффирелли.
Дзеффирелли - театральный и оперный режиссер. Взявшись за кино, он и на экране мастерски создает эффектное, порой даже пафосное действо, как в опере, где все чувства немного преувеличены. "Костюмные" фильмы - это "фишка" Дзеффирелли.
"Hamlet"
- Год - 1990
- Страна - США, Великобритания, Франция
- Режиссер - Франко Дзеффирелли
- Сценаристы - Кристофер Де Воре, Франко Дзеффирелли
- Оператор - Дэвид Уоткин
- Композитор - Эннио Морриконе
- Художник - Данте Ферретти
- В ролях: Мэл Гибсон (Гамлет) , Гленн Клоуз (Гертруда), Алан Бейтс (Клавдий), Пол Скофилд (Призрак), Иэн Холм (Полоний), Хелена Бонэм Картер (Офелия), Стивен Диллейн (Горацио), Натаниел Паркер (Лаэрт), Шон Мюррей (V) (Гильденстерн), Майкл Малони ( Розенкранц).
В титрах режиссер честно пишет, что картина снята по мотивам трагедии, поэтому фанаты пьесы, наверное, будут обескуражены тем, что половина текста трагедии выброшена и даже переставлены местами некоторые сцены. А также есть события, которых нет в "Гамлете" Шекспира.
Начинается фильм с похорон отца Гамлета. Затем - как бы через некоторое время - идет объявление о свадьбе Клавдия и Гертруды. Потом проводы Лаэрта во Францию и только следующий эпизод - это сообщение Горацио Гамлету о Призраке Отца. Далее идет очень подробная сцена Гамлета с Призраком, фоном к которой - где-то там внизу под зубцами башен - шумная свадьба Клавдия и Гертруды.
Монолог "Быть или не быть" герой произносит в склепе.
Когда Гамлета отсылают в Англию, мы видим, как он подменяет письма Гильденстерну и Розенкранцу и сразу же - кадр, как этих бедолаг волокут на казнь и отрубают головы.
Такого персонажа как Фортинбрас просто нет. Этого претендента на земли Датского королевства, о котором говорят в оригинале трагедии и который приходит в конце действа и, как я поняла, восседает на опустевший трон - Дзеффирелли выбросил за ненадобностью.
Я читала множество восторженных отзывов на эту трактовку. Многие восхищаются Гибсоном, мол, осовременил Гамлета. Хвалят режиссера, что создал темпераментное действо и т.п.
Возможно, если бы этот фильм итальянского мастера был для меня первым знакомством с кино на тему "Гамлета" - то и я бы положительно отнеслась к версии Дзеффирелли. Но я смотрела картину сразу же после советского "Гамлета" Козинцева! И все, на фоне предыдущей кино-трагедии, где витает дух Шекспира, который вызывает дрожь, фильм 1990 года при всех его плюсах мне показался поверхностным! Да, красивая картинка, да, звезда в главной роли. Но результат?!
О, Дзеффирелли воссоздал великолепную картину эпохи. Замок в Шотландии, где проходили съемки, отлично подходит как декорация Эльсинора. А уж каковы костюмы!
Да, самый большой плюс этого фильма - КОСТЮМЫ!! Они бесподобны!
Недаром фильм был номинировал на "Оскар" в 1991 году в двух номинациях: "лучшая работа художника-постановщика и "лучший дизайн костюмов".
Если в советском кино герои относятся к эпохе Возрождения, их костюмы - это 16 век, то в этой трактовке мы видим раннее Средневековье, примерно 11-12 век. И это мне очень понравилось!
О костюмах можно писать бесконечно, любуясь отдельными продуманными деталями, здесь нет мелочей и небрежностей, работа художника по костюмам и их создателей вызывает у меня восторг.
Музыка. Я ожидала от именитого и популярного композитора Эннио Морриконе бОльшего. Да, музыка прекрасна, но если музыка Шостаковича является важнейшей частью действия фильма Козинцева, то здесь музыка - фон.
Кастинг актеров.
Меня устраивают все герои - их внешность, игра, трактовки образов. Кроме главного - Мэла Гибсона!
Предполагаю, что Гибсона пригласили в "Гамлет" для зрительского успеха фильма. Возможно, это даже не инициатива режиссера, а требование продюсеров. Это обычная практика - делать ставку на звезд, которые соберут кассу. Я не раз видела этого актера на экране, но более всего он мне запомнился в комедии "Чего хотят женщины", замечательно сыграл! Как режиссер - тоже не плох. Меня с ним примирили его "Страсти Христовы".
Но Гамлет - вы меня извините - он НИ-КА-КОЙ! Много вращает глазами, возносит очи к небу, и постоянно "пересаливает лицом", как говорил Карцев. Несколько раз за фильм я почти засыпала, и всегда - во время его монологов, в том числе на "Быть или не быть". Нет, не удалось актеру вжиться в роль, именно поэтому он пытается брать избыточной мимикой и чрезмерной жестикуляцией. Даже если сравнивать его с Гелой Месхи, тоже темпераментно игравшего Гамлета в современной версии, то и тут Гибсон проигрывает вчистую. Геле Месхи веришь, сострадаешь, а Мэлу Гибсону - нет.
Чуть коснусь Офелии в исполнении Хелены Бонэм Картер. Сначала внешность актрисы мне показалась неподходящей к образу юной хрупкой девушки. Потом понимаешь, что ранее средневековье не рождало нежных лиц, все было грубее из-за недавнего выхода европейцев из варварства и их сурового быта. В том числе и внешность. А актерская игра Хелены - выше всяких похвал. Может быть, она даже лучшая в этом фильме.
Резюме.
Фильм смотреть стоит, хотя бы из-за красивой картинки. Но великих потрясений не ожидайте. Есть иллюстрация эпохи, но нет духа трагедии. Нет магнетизма и глубины. Это далеко не лучшее произведение Дзеффирелли.
P.S. А завершим мы "гамлетиану" обзором фильма Кеннета Брана, вышедший на экраны в 1996 году. Я его не видела, и только недавно о нем услышала. ! А потом будет резюмирующая статья со сравнительным анализом всех вариаций великой пьесы.
Читать еще:
Советский фильм "Гамлет" 1964 года "убил наповал" Голливуд и Британскую киноакадемию
"Гамлет. XXI век" Юрия Кары. Душераздирающие страсти на фоне крымских дворцов
«Гамлет 2000». «Такой хоккей нам не нужен»
Лучшие экранизации Достоевского
Российские экранизации, которые превзошли мои ожидания