14,6K подписчиков

Испытание "Гамлетом". Дзеффирелли высоту не взял. И Мэл Гибсон не помог.

1,2K прочитали

Продолжаем обзор вариантов трагедии "Гамлет" Вильяма нашего Шекспира.

Аж с третьей попытки удалось мне досмотреть экранизацию этой величайшей пьесы в трактовке авторитетнейшего режиссера Франко Дзеффирелли.

Дзеффирелли - театральный и оперный режиссер. Взявшись за кино, он и на экране мастерски создает эффектное, порой даже пафосное действо, как в опере, где все чувства немного преувеличены. "Костюмные" фильмы - это "фишка" Дзеффирелли.

Продолжаем обзор вариантов  трагедии "Гамлет" Вильяма нашего Шекспира.

"Hamlet"

  • Год - 1990
  • Страна - США, Великобритания, Франция
  • Режиссер - Франко Дзеффирелли
  • Сценаристы - Кристофер Де Воре, Франко Дзеффирелли
  • Оператор - Дэвид Уоткин
  • Композитор - Эннио Морриконе
  • Художник - Данте Ферретти
  • В ролях: Мэл Гибсон (Гамлет) , Гленн Клоуз (Гертруда), Алан Бейтс (Клавдий), Пол Скофилд (Призрак), Иэн Холм (Полоний), Хелена Бонэм Картер (Офелия), Стивен Диллейн (Горацио), Натаниел Паркер (Лаэрт), Шон Мюррей (V) (Гильденстерн), Майкл Малони ( Розенкранц).

В титрах режиссер честно пишет, что картина снята по мотивам трагедии, поэтому фанаты пьесы, наверное, будут обескуражены тем, что половина текста трагедии выброшена и даже переставлены местами некоторые сцены. А также есть события, которых нет в "Гамлете" Шекспира.

Начинается фильм с похорон отца Гамлета. Затем - как бы через некоторое время - идет объявление о свадьбе Клавдия и Гертруды. Потом проводы Лаэрта во Францию и только следующий эпизод - это сообщение Горацио Гамлету о Призраке Отца. Далее идет очень подробная сцена Гамлета с Призраком, фоном к которой - где-то там внизу под зубцами башен - шумная свадьба Клавдия и Гертруды.

Монолог "Быть или не быть" герой произносит в склепе.

Когда Гамлета отсылают в Англию, мы видим, как он подменяет письма Гильденстерну и Розенкранцу и сразу же - кадр, как этих бедолаг волокут на казнь и отрубают головы.

Такого персонажа как Фортинбрас просто нет. Этого претендента на земли Датского королевства, о котором говорят в оригинале трагедии и который приходит в конце действа и, как я поняла, восседает на опустевший трон - Дзеффирелли выбросил за ненадобностью.

Я читала множество восторженных отзывов на эту трактовку. Многие восхищаются Гибсоном, мол, осовременил Гамлета. Хвалят режиссера, что создал темпераментное действо и т.п.

Возможно, если бы этот фильм итальянского мастера был для меня первым знакомством с кино на тему "Гамлета" - то и я бы положительно отнеслась к версии Дзеффирелли. Но я смотрела картину сразу же после советского "Гамлета" Козинцева! И все, на фоне предыдущей кино-трагедии, где витает дух Шекспира, который вызывает дрожь, фильм 1990 года при всех его плюсах мне показался поверхностным! Да, красивая картинка, да, звезда в главной роли. Но результат?!

О, Дзеффирелли воссоздал великолепную картину эпохи. Замок в Шотландии, где проходили съемки, отлично подходит как декорация Эльсинора. А уж каковы костюмы!

Да, самый большой плюс этого фильма - КОСТЮМЫ!! Они бесподобны!

Недаром фильм был номинировал на "Оскар" в 1991 году в двух номинациях: "лучшая работа художника-постановщика и "лучший дизайн костюмов".

Если в советском кино герои относятся к эпохе Возрождения, их костюмы - это 16 век, то в этой трактовке мы видим раннее Средневековье, примерно 11-12 век. И это мне очень понравилось!

Шерсть, войлок, кожа, мех - жители Эльсинора хорошо утеплялись, потому что в этих каменных замках всегда царил холод. Цветовая гамма приглушенная, костюмы будто "живут" на героях, они не идеально чистенькие, поэтому у нас нет ощущения новодела только что из костюмерной.
Шерсть, войлок, кожа, мех - жители Эльсинора хорошо утеплялись, потому что в этих каменных замках всегда царил холод. Цветовая гамма приглушенная, костюмы будто "живут" на героях, они не идеально чистенькие, поэтому у нас нет ощущения новодела только что из костюмерной.
У Гамлета многослойная одежда: черный  свитер толстой ручной вязки, сверху - кожаная накидка, а под свитером - льняная рубаха. Гертруда в начале фильма в светлых одеждах: шерсть, небеленый лен, нашитые жемчужины, крупные украшения с камнями грубой отделки.
У Гамлета многослойная одежда: черный свитер толстой ручной вязки, сверху - кожаная накидка, а под свитером - льняная рубаха. Гертруда в начале фильма в светлых одеждах: шерсть, небеленый лен, нашитые жемчужины, крупные украшения с камнями грубой отделки.
Грубые стежки и простая декоративная вставка в приглушенно-красное платье королевы.
Грубые стежки и простая декоративная вставка в приглушенно-красное платье королевы.
ОФелия выделяется светлой одеждой среди темных мрачных нарядов остальных персонажей. На ней нательная рубаха с вышитыми манжетами, сверху - вторая рубаха с шнуровкой на груди, и завершает наряд трикотажный сарафан с грубой отделкой выреза.
ОФелия выделяется светлой одеждой среди темных мрачных нарядов остальных персонажей. На ней нательная рубаха с вышитыми манжетами, сверху - вторая рубаха с шнуровкой на груди, и завершает наряд трикотажный сарафан с грубой отделкой выреза.

О костюмах можно писать бесконечно, любуясь отдельными продуманными деталями, здесь нет мелочей и небрежностей, работа художника по костюмам и их создателей вызывает у меня восторг.

Музыка. Я ожидала от именитого и популярного композитора Эннио Морриконе бОльшего. Да, музыка прекрасна, но если музыка Шостаковича является важнейшей частью действия фильма Козинцева, то здесь музыка - фон.

Кастинг актеров.

Меня устраивают все герои - их внешность, игра, трактовки образов. Кроме главного - Мэла Гибсона!

На момент съемок Гибсону было всего 33 года, но выглядит он старше. Не только из-за бороды. На лбу -глубокие морщины, возрастная "сеточка" вокруг глаз.
На момент съемок Гибсону было всего 33 года, но выглядит он старше. Не только из-за бороды. На лбу -глубокие морщины, возрастная "сеточка" вокруг глаз.

Предполагаю, что Гибсона пригласили в "Гамлет" для зрительского успеха фильма. Возможно, это даже не инициатива режиссера, а требование продюсеров. Это обычная практика - делать ставку на звезд, которые соберут кассу. Я не раз видела этого актера на экране, но более всего он мне запомнился в комедии "Чего хотят женщины", замечательно сыграл! Как режиссер - тоже не плох. Меня с ним примирили его "Страсти Христовы".

Но Гамлет - вы меня извините - он НИ-КА-КОЙ! Много вращает глазами, возносит очи к небу, и постоянно "пересаливает лицом", как говорил Карцев. Несколько раз за фильм я почти засыпала, и всегда - во время его монологов, в том числе на "Быть или не быть". Нет, не удалось актеру вжиться в роль, именно поэтому он пытается брать избыточной мимикой и чрезмерной жестикуляцией. Даже если сравнивать его с Гелой Месхи, тоже темпераментно игравшего Гамлета в современной версии, то и тут Гибсон проигрывает вчистую. Геле Месхи веришь, сострадаешь, а Мэлу Гибсону - нет.

Продолжаем обзор вариантов  трагедии "Гамлет" Вильяма нашего Шекспира.-7

Чуть коснусь Офелии в исполнении Хелены Бонэм Картер. Сначала внешность актрисы мне показалась неподходящей к образу юной хрупкой девушки. Потом понимаешь, что ранее средневековье не рождало нежных лиц, все было грубее из-за недавнего выхода европейцев из варварства и их сурового быта. В том числе и внешность. А актерская игра Хелены - выше всяких похвал. Может быть, она даже лучшая в этом фильме.

В сцене сумасшествия Хелена Бонэм Картер вызвала слезы. Аж сердце сжималось от жалости к девушке. Да, игру бы Бонэм Картер - да к облику Вертинской...
В сцене сумасшествия Хелена Бонэм Картер вызвала слезы. Аж сердце сжималось от жалости к девушке. Да, игру бы Бонэм Картер - да к облику Вертинской...

Резюме.

Фильм смотреть стоит, хотя бы из-за красивой картинки. Но великих потрясений не ожидайте. Есть иллюстрация эпохи, но нет духа трагедии. Нет магнетизма и глубины. Это далеко не лучшее произведение Дзеффирелли.

P.S. А завершим мы "гамлетиану" обзором фильма Кеннета Брана, вышедший на экраны в 1996 году. Я его не видела, и только недавно о нем услышала. ! А потом будет резюмирующая статья со сравнительным анализом всех вариаций великой пьесы.

Читать еще:

Я без ума от этого "Гамлета"!

Советский фильм "Гамлет" 1964 года "убил наповал" Голливуд и Британскую киноакадемию

"Гамлет. XXI век" Юрия Кары. Душераздирающие страсти на фоне крымских дворцов

«Гамлет 2000». «Такой хоккей нам не нужен»

Лучшие экранизации Достоевского

Российские экранизации, которые превзошли мои ожидания