Мне недавно решил пожаловаться на своих подчиненных коллега из параллельного отдела продаж. Говорит, что не умеют продавать, вот совсем, хоть самому с клиентами снова общаться начинать!
Кошмар какой, с клиентами говорить! Тот факт, что я с ними и не прекращал общение, его искренне удивил. Я спросил как у них в отделе проходит обучение, какие методы он использует и он снова искренне удивился. Не учит он своих подчиненных ничему и примера личного не подает.
Нет большого секрета в том, что нужно быть наставником для своих сотрудников и результат появится. Хочу разобраться в дебрях наставничества и поделиться с вами своими изысканиями.
Наставника можно рассматривать как учителя, инструктора и профессионала в своём деле, который готов помочь в обучении своим коллегам.
Суть наставничества
Наставничество — эффективная система передачи знаний и навыков. Быть наставником – значит помогать в обучении своим коллегам, работать над улучшением их деятельности и давать рекомендации, когда это необходимо.
Наставником может быть квалифицированный специалист или опытный работник, у которого спрашивают совета или рекомендации. В первую очередь это сотрудник, на которого хотят равняться.
Что делает наставник?
- Передаёт практические навыки.
- Помогает в процессе обучения.
- Способствует развитию.
- В парном наставничестве ты работаешь со своим коллегой один на один.
- В некоторых случаях продуктивен формат групповых встреч, где обсуждаются вопросы, актуальные для всех подопечных.
Основным форматом наставничества считаются индивидуальные встречи. Здесь ключевым условием успеха становится реальная обстановка доверия, уважения и одновременно требовательности.
Зачем нужно наставничество?
Наставничество выгодно для подчинённого, наставника и организации в целом.
Подчинённый:
- Быстрее адаптируется к новому месту работы.
- Становится более мотивированным к работе.
- Развивается и улучшает результаты в ускоренном темпе.
- Получает рекомендации со стороны опытных коллег.
- Получает обратную связь.
Наставник:
- Систематизирует свой опыт.
- Вносит дополнительный вклад в развитие ресурсов компании.
- Получает возможность увидеть новые пути решения типовых задач.
- Зарабатывает репутацию профессионала и доверие коллег.
- Развивает гибкие навыки (например, управленческие и коммуникативные).
Наставники великих
Даже влиятельные лидеры имели советников и наставников, которые помогали им раскрыть свой потенциал. У Александра Македонского таким советником и учителем был Аристотель, у Цезаря – Гнифон, Стив Джобс считал своим духовным наставником дзэн-буддиста Кобун Чино Отогаву.
Каким должен быть наставник?
Прежде чем «наставлять» коллег, нужно разобраться, кто такой наставник, какими качествами и навыками он должен обладать, чтобы его подопечные прислушивались к нему, обучались и добивались результатов.
Качества наставника:
Способность обучать. Для наставника важны готовность делиться опытом, способность понятно излагать информацию, умение выбирать эффективные методы обучения и большой запас терпения.
Профессиональная компетентность. Значительный опыт в своей сфере, накопленные навыки и системные знания.
Влиятельность. Уважение в коллективе говорит о выдающихся профессиональных и личностных качествах человека. Наставнику лучше всего быть одним из лидеров и иметь влияние на часть коллектива.
Коммуникативные способности. Активное общение, доступное изложение своих мыслей и владение инициативой в разговоре.
Организованность. Способность расставлять приоритеты, последовательно решать задачи, разумно распределять рабочее время и выдерживать большие нагрузки.
Позитивный эмоциональный настрой. Эмоционально «выгоревшим» профессионалам прежде всего нужна помощь в преодолении их собственного состояния, а позитивные и энергичные могут эффективно обучать.
Желание быть наставником. Сотрудник должен понимать суть роли наставника и иметь желание заниматься этой деятельностью.
Как улучшать качества наставника?
Подумай, какие могут быть актуальные преимущества наставничества, перспективные для тебя задачи и выгода от них? Контакты с молодыми сотрудниками иногда очень значимы. Например, оценив задачу свежим взглядом, они могут найти новые более эффективные способы решения некоторых вопросов.
Тебе стоит чаще обращаться за советами к более опытным сотрудникам, брать у них консультации и наблюдать за поведением успешных специалистов. Участвуй в конкурсах мастерства, читай бизнес-литературу, проявляй активность в профессиональных сообществах в своём городе или социальных сетях.
Предпринимай больше попыток говорить с людьми, объяснять им суть явлений и вопросов. Учись выдавать предметную обратную связь, задавать развивающие вопросы, например: «Какие условия были бы идеальны для достижения цели?».
Анализируй результаты взаимодействия после каждого общения с людьми, посмотри, воспользовались ли они твоими советами или обратились к кому-то ещё. Учись использовать вербальные и невербальные инструменты влияния, сосредоточься на своих положительных качествах и раскрывай их в общении.
Учись устанавливать контакты с разными категориями людей, искать к ним индивидуальный подход, давать обратную связь. Используй короткие разговоры на отвлечённые темы в начале общения. Старайся слушать, не перебивая собеседника, говорить на темы, которые его интересуют. Помни об «открытой позе» и улыбке во время общения.
Делай списки дел на день/неделю/месяц, распределяй дела по приоритетности выполнения. Найди удобный для тебя инструмент самоорганизации, например, ежедневник или приложение для смартфона. Передавай непрофильные для тебя виды работ другим сотрудникам, обсуждай распределение задач в коллективе.
Развивай свой эмоциональный интеллект, учись распознавать эмоции у себя и других. Проделай несколько упражнений на выделение позитивных сторон произошедших событий и положительных качеств других людей. Учись праздновать свои достижения и рассказывать о себе в позитивном контексте.
Нельзя просто сидеть и ждать, что сотрудник сам во всем разберется. Да, это возможно, но процесс растянется по времени. Если коллектив видит в своих рядах человека, к которому можно смело обратиться за советом, то рост бизнеса вам обеспечен