Княженику часто называют арктической малиной. На мой взгляд, она гораздо вкуснее, и собирают её на протяжении почти двух с половиной месяцев. Только жаль, растёт не везде.
Маша была родом из небольшого поселка на юге Якутии. И хотя она уже без малого пятьдесят лет жила в Якутске, родину не забывала, ездила два-три раза в год, как только выпадала оказия. Проще, конечно, на самолете, но при размере Машиной пенсии особо не налетаешься. Вот и ждала машину, согласную её взять или оплачивала место в микроавтобусах, курсировавших из Якутска в Нерюнгри. Летом такая поездка была обязательной, ведь в середине августа шла черника, которая не росла в окрестностях Якутска. Обычно Маша приглашала с собой и других родственниц, те охотно соглашались. Но в том году как-то так получилось, что отправиться им пришлось вдвоем с невесткой Аллой, у остальных нашлись какие-то неотложные дела.
- Ну что, сегодня отсыпаемся с дороги, а завтра прямо с утра отправимся, - Маша с удовольствием вытянула уставшие от почти 10-часового сидения в машине ноги, - Зря девочки отказались!
Алла ничего не ответила, только согласно кивнула и блаженно прищурилась.
Утром, запасшись небольшим перекусом и мазью от комаров, они ушли за ягодой. К обеду вернулись с переполненными вёдрами:
- Вот это урожай! Дааа, такими темпами мы уже через три дня будем на всю зиму черникой обеспечены!
Вечером за ужином брат сказал:
- Вы, Маш, сильно не увлекайтесь, далеко не уходите. Видишь, лето жаркое было, пожары, медведи из тайги выходят, в этом году их как-то особенно много. Так что держитесь рядом друг с другом и если что не паникуйте, не бегите…
- Вадя, а как от медведя спастись? – Алла даже поёжилась, представив такую встречу, - У нас никакого оружия нет.
- Да кто ж вам оружие даст? – Вадим усмехнулся, - Ты стрелять хоть умеешь? Нет? Ну вот. Да и Машка лет сорок назад последний раз стреляла, небось и не вспомнит сейчас, что к чему.
Потом мужчина перестал улыбаться:
- Медведи сейчас не голодные, просто так нападать не будут. Разве что на медведицу с медвежатами наткнетесь, ну или побежите. Если медведь увидит, что от него бегут, мигом догонит и разорвет, просто так, инстинкт у него, - увидев ужас в глазах Аллы, добавил, - Поэтому и говорю, далеко в лес не ходите, они к поселку слишком близко не подходят. Ну а если всё же случится, то шумите, желательно железными ведрами. Сегодня с какими ходили? Полиэтиленовыми? Зря. Да, лёгкие и удобные, но железное ведро вам жизнь может спасти.
- О, тёть Маш, - оживился её племянник, двадцатилетний Вовка, - Слышал, если женщина перед медведем разденется по пояс, и он увидит её грудь, не тронет. Отчего, пап?
- Болтают такое, но правда ли – никто не подтвердит, ни одна баба. Пардон, - сконфузился Вадим, и тут же поправился, - Женщина. А почему? Говорят, принимает её за медведицу. Врут или нет, не знаю и знать не хочу.
- Ну, тёть Маш, - засмеялся Вовка, - Встретите с тётей Аллой медведя, самое время проверить!
- Вот язык без костей, болтаешь всякие глупости! – жена Вадима стукнула сына полотенцем, - Иди давай, вон друзья твои маячат за забором уже битый час.
Парень убежал, а она повернулась к золовке:
- Не слушайте обалдуя. Черника хорошо уродилась, прямо за посёлком и собирайте, - потом, немного подумав, добавила, - А ведра всё же железные берите, Вадик прав, не ровен час. Лучше перестраховаться.
Вечером, ложась спать, Алла сказала Маше:
- Что-то мне немного не по себе. Вот не знала об этих медведях, спокойнее было.
- Да ладно! – Маша беззаботно махнула рукой, - Пугают нас больше, чтобы далеко не ходили и не заблудились случайно. Каждый год сюда ездим, а я и вовсе в этих местах выросла. Что-то не помню, чтобы медведи в августе на людей нападали.
Два дня Маша с Аллой ходили с тяжелыми вёдрами и недалеко от посёлка, но всё когда-нибудь заканчивается. Ягод становилось меньше, ведь многие жители посёлка собирали её на продажу, выходили семьями. На третий день Маша уговорила Аллу зайти чуть подальше, на четвертый день – взять легкие удобные полиэтиленовые ведёрки. И вот через день им уезжать, Алла предложила отдохнуть перед дорогой, но Маша сказала:
- Быстренько сбегаем. Черники уже хватит, а вот я тебе место покажу – мы с Вадькой в детстве там собрали дивно вкусную ягоду, княженика называется. Брат говорил, что давно её уже не было, но проверить-то нужно! Нет, так вернемся, а если вдруг найдем! Представляешь, как твои Алёшка и Шурочка обрадуются!
Алёшка и Шурочка были Аллиными внуками, побаловать малышню необычной ягодой, конечно же, хотелось. И Алла согласилась. Рано утром они взяли по маленькому пластмассовому ведерку, и Маша повела невестку в лес. Шли часа два, Алла уже начала беспокоиться, но тут Маша воскликнула:
- Смотри!
Поначалу Алла ничего не увидела, но Маша присела на корточки и стала собирать ягоды. Тогда и Алла, наконец, увидела неброские розовые ягодки, росшие то там, то тут. Женщины азартно наполняли свои ведёрки, и даже не обратили внимание на странные звуки, как будто к ним приближался кто-то очень тяжелый. И только когда эти звуки приблизились и ветер донес запах дикого зверя (это тётя Алла так говорила, не я!), женщины замерли. Неужели медведь?! Вот влипли!
- Машка, давай на дерево, - Алла взяла себя в руки, - Бросай ты свою ягоду!
- Я не смогу залезть, я толстая, - жалобно произнесла хммм…, скажем так, изрядно упитанная Маша, - Ты лезь сама, если что моим расскажешь потом.
- Совсем сдурела?! – Алле было очень страшно, поэтому хотелось ругаться, это успокаивало, - Без паники. Если ты не можешь, то и я не полезу. Давай отходить, только тихонько и медленно, помнишь, Вадик говорил, главное не поворачиваться спиной и не бежать.
- А Вовка говорил, помнишь? Надо попробовать, а вдруг это шанс?
Женщины разговаривали шёпотом, и от этого им было ещё страшнее.
- Жаль, Нинка не поехала, она бы этого медведя быстро в бегство обратила! – как бы ни было страшно, Алла невольно рассмеялась, - А уж Клавка и вовсе заставила бы отжиматься и делать приседания!
И в эту минуту из кустов появилась медвежья морда. Забыв о том, что она не умеет лазать по деревьям, Маша вдруг оказалась довольно высоко. Алла же среагировать не успела и осталась внизу. Медведь тоже замер, не зная, нападать или ну их к медвежьей бабушке. Так они и стояли какое-то время, Алла и медведь. Потом зверь припал к земле, будто собрался нападать и понюхал воздух. В мгновение ока Алла сорвала с себя брезентовую куртку, майку и нижнее белье и кинула всё это в медвежью морду. Затем начала быстро карабкаться на дерево, где уже сидела замершая от ужаса Маша. Медведь ударом лапы отбросил от себя непонятные тряпки и, не обращая внимания на женщин, уселся под деревом и стал спокойненько пожирать прямо из ведерка собранные ягоды.
- Ууу, ирод! Для него собирали, как же! – Алла всхлипнула, - И долго нам тут сидеть?
Маша, наконец, пришла в себя:
- Вадя говорил, они шума боятся. Ты, Алка, держись.
И сказав это, Маша вдруг завизжала на весь лес, громко, противно, пронзительно, Алла чуть не свалилась вниз от неожиданности. Но она быстро сообразила, что к чему, и подхватила визг невестки. Медведь, не обращая на них никакого внимания, спокойно доел ягоды из одного ведерка и принялся за другое.
- Ну, братец, посоветовал! Ни хрена этот медведь не боится! – Маша рассердилась не на шутку. – Вот вернемся, я ему покажу шум!
- А Вовку заставим раздеться ниже пояса и в лес отпустим, - поддержала Алла, - Опыт поставим! Может, медведь не на женщину с голой грудью не реагирует, а на мужика без штанов!
Тем временем, медведь доел ягоды, постоял, словно раздумывая, а не лечь ли ему отдохнуть прямо тут, под деревом.
- Слушай, Михайло Потапыч, или как там тебя? - Маша вдруг обратилась к медведю с пламенной речью, - Пожрал? Пора и честь знать, ступай давай, зря что ли тебе тут стриптиз устроили? Прям по классике, и хлеба, и зрелищ, всего в достатке.
К их удивлению медведь поднял голову, чуть ли не кивнул, потом развернулся и спокойно пошёл прочь.
- Как думаешь, правда, ушел или хитрит? – у Аллы зуб на зуб не попадал, но от предложенной Машиной штормовки отказалась, - У меня уже всё тело затекло.
Посидев еще немного, приняли решение спускаться. И если Алле это удалось сравнительно легко, то у Маши никак не получалось:
- Я, кажется, застряла, - виновато объясняла она, - Говорила же, слишком толстая. Что делать-то?
В общем, чтобы залезть на дерево Маше потребовалось меньше минуты, а слезть с него – чуть ли не час. Но всё же это сделать удалось. Алла отыскала то, что осталось от её одежды, кое-как нацепила эти лохмотья, всё ж теплее, чем нагишом. Ведёрки медведь порвал, да и не до княженики уже было, добраться бы живыми до дома.
Из леса вышли, когда уже стемнело. Увидели фонарики, услышали беспокойные голоса – это жители посёлка вышли на поиски. Хорошо, что обошлось. На следующее утро за ними приехал сын Аллы Гоша, ведь на такси собранную ягоду было не увезти.
В машине Алла сидела молча, задумчиво глядя в окно. Маша же говорила без остановки, рассказывая племяннику о встрече в лесу. Гоша только головой качал:
- Ну вы артистки! Укротительницы медведей! Кому расскажешь, не поверят, - Гоша посмотрел в зеркало на мать и вдруг растерянно спросил, - Мам, ты что, плачешь? Всё же хорошо закончилось, не плачь, мамочка.
- Да я не плачу, - вытерла слёзы Алла, - Просто так и не попробовала эту княженику, думала, Алёшке и Шурочке повезу. Не обращай внимания, сынок, сейчас пройдет.
В город приехали уже затемно. Сначала отвезли Машу, её сыновья спустились вниз, забрали привезенную чернику. Маша, выходя, вдруг вспомнила:
- Ванька, стой! Вот эту сумку дай, - она достала свою штормовку, в которой ходила по ягоды, сунула руку в карман и победно улыбнулась, - Вот, Аллочка, только не плачь.
Алла непонимающе посмотрела на Машу, потом на её протянутую ладонь. Там лежали три ягодки княженики…
С сегодняшнего дня я перехожу на обычный режим "Один день - одна история". Надеюсь, к середине следующей недели книгу отпечатают и привезут, тогда уже буду некоторые дни пропускать, очень много работы предстоит с подписанием и отправкой:)