Не стал наставником для подчиненных - лишился подчиненных

Мой коллега уверен, что не должен обучать и наставлять своих подчиненных. Он считает, что они должны постигать всё сами. Я порекомендовал ему в таком случае перестать негодовать из-за отсутствия у них результатов.

Беседа с коллегой заставила меня поработать над темой наставничества и сформулировать основные направления и плюсы от такой формы обучения.

Когда использовать наставничество?

Наставничество как технология применяется, когда сотрудникам нужно адаптироваться к изменениям, поменять свои рабочие функции или должностную позицию. Давайте разберём все три случая.

Но и не переусердствуйте с наставничеством. Фото из открытых источников
Но и не переусердствуйте с наставничеством. Фото из открытых источников

Наставничество в процессе адаптации

Чаще всего компании, которые внедрили систему наставничества, используют её как технологию адаптации нового сотрудника в организации, должности и коллективе.

В процессе адаптации наставник помогает новому сотруднику:

  • Понять свой статус в компании, её структуру и механизмы управления.
  • Развить профессиональные умения и навыки до необходимого в организации уровня.
  • Принять новые нормы взаимоотношений, поведения и атмосферы в организации. Здесь успешно применяется формат сторителлинга. Сторителлинг — способ донесения информации через рассказ истории с реальными или выдуманными персонажами.

Наставничество как технология самообучения

Под этот вариант подходят сразу два случая. Их объединяет то, что здесь наставничество проводится ритмично и отвечает текущим потребностям компании.

  1. Создание и внедрение новых технологий. Обученный сотрудник передаёт знания о методиках и навыках работы коллегам, вовлечённым в изменяемые процессы.
  2. Постоянно действующая программа профессионального развития. «Школа наставников» работает на постоянной основе для повышения профессионализма и интеграции передового опыта внутри компании от лица успешных и результативных сотрудников.

Наставничество в процессе становления руководителем

Наставничество применяется, когда сотрудник только становится руководителем, а также когда он получает повышение.

  • Сотрудник впервые занимает управленческую должность

Теперь сотруднику нужно организовывать работу других людей, вести команду к достижению цели, решать конфликты. Наставник в данном случае сам имеет навыки руководителя и стимулирует подопечного к созданию собственного стиля управления. Его задача — усилить и развить мотивацию вхождения подопечного в новую сферу профессиональной деятельности.

  • Руководитель поднимается на новую карьерную ступень

Задачи становятся объёмнее и сложнее, поэтому следует ещё «подкачать» управленческие навыки: целеполагание, планирование, организацию ресурсов. Важно понять, как работать с новой командой, какие сильные стороны есть у её членов. Наставник создаёт ситуацию вызова и одновременно оказывает поддержку, побуждает выйти за пределы привычных приёмов работы и найти для этого ресурсы.

Взрослый человек способен учиться сам. Понимая это, грамотный наставник сможет выстроить эффективное взаимодействие со своим подопечным.

Цикл обучения взрослого человека

Андрагогика — наука, раскрывающая теоретические и практические аспекты обучения взрослого человека на протяжении всей жизни.

Согласно принципам андрагогики, взрослому обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе обучения. Он ставит перед собой конкретные цели обучения и стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению. Наставнику важно учесть эти особенности и использовать их для прогресса.

Андрагогика выделяет следующие стадии цикла обучения:

  • Личный опыт

Сотрудник получает непосредственный опыт, наблюдает за опытом коллег.

  • Осмысление опыта

Сотрудник обдумывает то, что он только что узнал.

  • Теоретические концепции

Сотрудник осмысливает новые знания, старается их теоретически обобщить.

  • Применение на практике

Сотрудник проводит экспериментальную проверку новых знаний и самостоятельно применяет их на практике.

Наставник может помочь своему подопечному раз за разом проходить цикл обучения, развивая каждый необходимый навык и передавая знания.

Мне всегда очень нравилось проходить корпоративное обучение. Pixabay.com
Мне всегда очень нравилось проходить корпоративное обучение. Pixabay.com

Стили наставничества

Сейчас я расскажу о четырёх стилях наставничества. Ты, как наставник, можешь по-разному комбинировать техники, учитывая ситуацию, свои интересы и личность обучаемого.

Покажи — расскажи — сделай

Алгоритм техники:

  • Наставник объясняет цели и задачи.
  • Наставник показывает, как нужно выполнить задание.
  • Сотрудник выполняет задание самостоятельно.

Эта обучающая модель чаще всего применяется в современной практике.

Гуру и последователь

Сотрудник оказывается в подчинении у авторитетного гуру и становится последователем, чтобы перенять знания наставника. Подопечный наблюдает, подражает и запоминает.

Подопечный становится высококлассным специалистом, если ему удаётся понять принципы работы гуру. Минусы у такого подхода есть - низкая включённость сотрудника в обучение, нет обратной связи. Результат может появиться через значительный период времени.

Мастер и подмастерье

  • Мастер разделяет свои рабочие задачи с подмастерьем.
  • Высокая включённость сотрудника в деятельность.
  • Оперативная адаптация.

Творческий тандем

Наставник открыто принимает своего подопечного как равного. Они работают совместно и разделяют ответственность за результат, изучают успешный опыт и анализируют его.

  • Высокая включённость сотрудника в деятельность.
  • Формирование полноценной команды.
  • Отличные результаты.

Минусы у такого подхода следующие:

Мини-группа может стать обособленной в коллективе. Уход одного её представителя из компании, возможно, приведёт к уходу другого. Я недавно стал свидетелем такой ситуации. Люди сработались настолько крепко, что подчиненный не смог работать самостоятельно, после ухода своего руководителя в другую компанию.

Помни: нельзя использовать одинаковые методы для всех подопечных. Я обозначил ряд аспектов, которые стоит учитывать наставнику. Все люди уникальны и к каждому нужно искать подход. Да, это трата времени, но если не уделить время, то отдел может просто развалиться и сотрудники найдут более "заботливого" руководителя.