Найти тему
Шахматы для детей

Всегда ли шахматы должны дать результат?

пешка
пешка

Часто слышишь - я отдам ребенка в шахматы и он будет у меня хорошо знать математику. При этом родители не понимают что такое шахматы. Не понимают нагрузки которые есть в спортивных шахматах. А вы родители - уверены? Раскрою небольшой секрет - шахматы они разные, как и любой вид спорта. Есть футбол спортивный, а есть дворовой. Не всем доступен футбол как спорт, но научиться в него играть - могут практически все. В вопросе шахмат - аналогично. Есть шахматы спортивные, а есть шахматы развивающие. К сожалению об этом в настоящее время практически все забыли, и подобный вопрос игнорируют. А зря...

Общая мысль всех кто отдает ребенка в любой вид спорта  — ребенок должен дать результат. Для самого спорта это нормально, но сколько поломанных детей стоит за одним выдающимся ребенком? Проблема заключается еще и в том, что подобное часто пишут педагоги. Кажется, они забыли, что цель педагога — подготовить ребенка к жизни, дать ему базовые знания и заинтересовать. Попытка сделать педагогику результативной обречена на провал.

Попытка поставить ребенка в позицию выдачи результата - создает проблемы. И в шахматах тоже. Не все дети могут выдержать спортивную нагрузку, но изучить сам предмет и понять его - могут все. И тут мы подходим к одному плачевному моменту - большая часть людей, которые их внедряют шахматы в школы — спортивные шахматные тренеры. А цель любого спорта — результат. Если даже 1 из 100 детей даст результат, уже хорошо. Ведь этот ребенок может что-то выиграть и на фоне остальных школ эта конкретная поднимется в глазах руководства. А что остальные дети? В спорте это расходный материал. Не смог — вали отсюда. Но не в школе. Цель школы — дать развитие всем детям. Для этого совершенно не подходят спортивные методики, детям нужны педагогические программы.

Научить играть в шахматы можно всех детей. Но начинать надо в 6–8 лет. Почему именно в этом возрасте? Потому что в возрасте 3-7 лет у ребенка преобладает игровая деятельность, а в возрасте 7-11 лет — учебная. И шахматы ловят детей именно на стыке этих возрастов. Именно шахматы дают возможность ребенку перейти с уровня «игра в шахматы» на уровень «обучение шахматам». А что же с результатом? А результат — это возраст 11-15 лет, возраст, в котором целью у ребенка становится стремление занять положение в группе сверстников.

Когда тренер начинает переносить цели одного возраста в другой — это катастрофа. Для тренера, конечно, нет — не сможет этот ребенок, будет другой. Амбиции родителей — безграничны. А для ребенка — это слезы и разочарование.

Громкие заявления Дворковича (спортсмен), Васильевой (оперирует данными спортсменов, требуется результат), Илюмжинова (спортсмен), РШФ (Шахматной Федерации России — спорт) — это работа на результат. Которого нужно избегать в воспитательном процессе младшего школьного возраста. Часто даже составители учебников — это спортсмены, которые не в курсе возрастной психологии.

Уважаемые родители, разделяйте, пожалуйста, спортивные и образовательные шахматы. Если вы хотите развить ребенка, не нужно его заставлять. Дети в возрасте 6-8 лет охотно идут в шахматы. Я не видел ни одного ребенка, который бы в этом возрасте не хотел научиться в них играть. Не надо недооценивать ребенка, даже если он будет играть слабо. Для детей это не катастрофа, им все равно интересны шахматы как отдельный мир, существующий в их руках, в котором они главные.

А теперь небольшой лайфхак КАК определить уровень педагога по шахматам. Это можно сделать по следующим признакам:

1. Порядок изучения фигур

Многие тренера изучают фигуры вот в таком порядке: Король, Пешка, Ферзь, Ладья, Слон, Конь. Но ребенку психологически и физически проще изучать в другом порядке: Ладья, Слон, Ферзь, Конь, Пешка, Король. Это не мое изобретение. Еще Рауль Капабланка (1888–1942 года жизни, 3-й чемпион мира по шахматам) описал подобный порядок изучения фигур.

Сейчас практически во всех школьных учебниках порядок именно такой, и он удобен детям — начинать с ладьи. Если вы видите другой порядок — бегите от этого преподавателя подальше. Это спортивный тренер. «Нас так учили деды» — просто оправдание.

2. «Ребенок будет играть через полгода»

Не будет. Он будет уметь двигать фигуры — это да. Играть в шахматы гораздо сложнее. Если в первые месяцы вам дают играть с ребенком, или ребенку дают играть — лучше к такому тренеру не ходить. Это тренер. Он наигрывает ребенка к турнирам и приучает его справляться с поражениями. С одной стороны вы скажете что это хорошо, но возраст… Я об этом писал раньше. Зачем ломать ребенка, если он ещё не справляется с нагрузкой?

3. «Он будет великим шахматистом!»

Не верьте. Это решите не вы и не преподаватель, а ребенок. Посмотрите тот же сериал «Ход королевы», это только верхушка айсберга. Психологическая нагрузка на тех, кто хочет стать великим, очень высока, справляются далеко не все — единицы из тысяч.

Это только маленькая толика того, на что нужно смотреть в обучении. Соглашусь, что из любого правила есть исключения. Есть дети, которые и в 3-4 года могут начать учить шахматы. И дети, которым проигрыш не помеха. Но это спорт, а мы разговариваем о педагогике.

Удивительно, как убивают шахматы в последнее время тренера, которые их искренне любят. Выдавливают из шахмат педагогов простым требованием «дай результат». Если как педагог я не дам результат с ребенком в ближайшие лет 5, это катастрофа? Я вот точно уверен, что то, что я даю детям, пригодится им в жизни. В обычной, не шахматной.

Если вам интересна тема — пишите комментарии.

Сайт проекта "Шахматы для детей" - https://ШахматыДляДетей.РФ