К рассказам "Она... Судьба" и "Крутые виражи".
Я исполнял обязанности заместителя начальника оперативного отдела Латвийской Республиканской таможни ГУ ГТК СССР. По- сути командовал сменой в Рижском Морском Торговом Порту. Шел август 1991 года. Параллельно с законной советской таможней пыталась «работать» альтернативная латышская «муйта» (таможня) с набором подозрительных личностей в качестве муйтниексов (таможенников). Начальство работе этой «левой» организации не препятствовало, не желая обострять и без того натянутые отношения с новоявленными латвийскими властями. Еще 28 июля 1989 года Верховный Совет Латвийской ССР принял закон «Об экономической самостоятельности Латвийской ССР» и Декларацию о государственном суверенитете Латвии, провозглашавшую верховенство местных законов и органов власти. Чуть позже у новоиспеченного «Государства» появились герб, флаг и прочие атрибуты «государственности» образца 20-30 годов прошлого века. Началось вытеснение советских союзных государственных структур. В Латвийской ССР, мешая друг другу, заработали две Прокуратуры, пара милиций и прочее, и прочее.
Естественно, новые националистические власти решили прибрать к рукам и внешнеторговый оборот Союза на отдельно взятой территории. Так и появилась «муйта» новоявленной Латвийской Республики. (Deklarācija Par Latvijas Republikas neatkarības atjaunošanuот 04.05.1990 г.)
По приходу судов из-за границы в порты Риги или на отход за границу, после нас, законных представителей Власти, на борта стремились просочиться эти самые «левые» муйтниексы и не менее «левые» «пограничники». Не знаю, как обстояли дела в других сменах, мы этих «кунгсов» (господ) гоняли как шпротов. В мои смены ни один не смог подняться по трапу и «поработать». За, что лично меня вся эта шатия-братия на дух не переносила! Отмечу, что мне было на это плевать с высокой колокольни. Капитаны советских судов также не желали видеть у себя на бортах посторонних. Исключение составляли суда Рижской приписки с малиново- белополосым флагом на корме и некоторые «иностранцы». Те пускали кого скажут.
Я приехал на службу как положено к 8.00. Поставил машину у двухэтажного здания, где помимо нашей конторы еще работал бокс для портовой техники. Поднялся на второй этаж. Принял смену, проверил технические средства таможенного контроля, банки и ознакомился с предстоящей на ближайшие 12 часов, работой.
Поставив задачи подчиненным, взял рацию и пошел изучать обстановку в порту.
Тут же обратил внимание на стоящий у 6-го причала сухогруз тышь на 7 валовой вместимости. Двумя кранами грейферами из трюмов теплохода выгружали какой- то сыпучий груз. Скорее всего это был соевый шрот. Меня заинтересовала непонятная возня по борту в носовой части и я решил из любопытства посмотреть, что там твориться.
Сухогруз как сухогруз. На корме стандартные реквизиты. Точно название посудины я уже не помню. Это был старый сухогруз из "Комсомольцев" ("Пятидесятилетие комсомола"). То- ли "Ждановский комсомолец". Возможно, "Советский комсомолец". Что из этого. Порт приписки «Жданов» и советский флаг на кормовом флагштоке. Название судна в носовой части с подвесной люльки старательно закрашивала в цвет борта пара матросов. От названия оставалось только пару букв. Ребята работали сноровисто и старательно.
"Ну... Работают и работают!" Подумал я и пошел дальше по своим делам.
Количество судозаходов в наш порт сократилось в разы. Смена прошла скучно и в 20.00 я отбыл домой к жене и детям.
Следующая ночная смена была чуть веселее и по причалам я просто так не болтался.
А, вот очередная дневная выдалась очень даже веселой. Она пришлась на 18 августа 1991-го года. Домой со службы я вернулся с большой задержкой, что стоило моей жене нервов и в итоге здоровья.
Зазвенел телефон. Диспетчер, как было положено, заказал комиссию на «отход» за два часа. Я начал принимать исходные данные и тихо вошел в состояние прострации.
Заказ выглядел следующим образом:
- Комиссия на отход на … (время).
- 6-й причал.
- Судно в балласте (порожнем).
- Теплоход «Мариуполь», Азовского морского пароходства, порт приписки- Мариуполь, флаг Украина!!!
Принятая информация повергла меня в шоковое состояние.
- Инфлот на борту будет?- Все, что я смог из себя выдавить
На, что завис уже диспетчер.
Через минуту раздался еще звонок. Звонил начальник КПП Пограничных войск СССР.
- Что будем делать?- Это был единственный вопрос с его стороны.
- Ничего! - Ответил я, почесав на всякий случай свой затылок.
- Идем! Там разберемся.- Добавил и положил трубу.
Как всегда таможня и пограничный наряд встретились у трапа теплохода. На борт с собой я взял только проверенных людей. К тому моменту я уже знал, что и как будет и пребывал в очень сердитом настроении! Попросил меня подождать немного и специально прошелся вдоль корпуса судна от носа до кормы.
Увиденное, привело меня в ярость! На носу кривыми буквами красовалась свеженькая надпись «Мариуполь». На корме также дважды повторялось «Мариуполь» (название и порт приписки) а, на флагштоке болталась жолто-голубая прямоугольная тряпка! Типа «государственный флаг» вместо Советского кормового флага.
Вот чем так старательно занималась команда теплохода во время стоянки у причала! Переписывали название и порт приписки судна! С полного одобрения местных портовых и прочих властей.
- Что делать- то будем?- К трапу подошел сам начальник КПП полковник Б....
- Оформлять и хай валит куда по- дальше?- Он тихонечко задал вопрос, опасаясь ушей вездесущих муйтниексов. Одетые в нелепые балахоны муйтниексы уже крутились в сторонке с важно — неуверенным видом и черными папками в руках.
- Пойдем! Ваньку валять будем! - Я не стал распространяться о своих планах.
Еще до таможни мне пришлось изучить все нормативные документы в области международного судоходства «от и до». Такая у меня была прежняя работа до таможни! Дальнейшие события я представлял себе уже довольно четко.
На палубе у трапа нас встретил очень любезный вахтенный помощник и сразу проводил в кают- компанию. Агент «Инфлот» в присутствии отсутствовал.
«Раз! Первое «попадание»! Есть контакт!» Отметил я сей факт. Судно- то «иностранное»!
Расселись по ведомствам за столиками. Нам любезно предложили по чашечке кофе.
Вахтенный принес пачки личных деклараций экипажа, «Судовую роль» и еще какие- то бумаги. Они меня совершенно не интересовали. Мы достали штемпельные подушки и личные номерные печати и приготовились «работать».
- Простите! Пригласите капитана!- Я поковырялся в бумагах и подозвал вахтенного.
- Зачем? Он вас потом сам пригласит.- Вахтенный явно не ожидал такого.
- Он сейчас занят.- Вахта замялась у стола.
- Мастера сюда! Быстро! Или с вами на аглицком общаться?! Как с иностранцами?- Я просто зарычал от злости.
Вахта рванула с места за мастером.
- Шо такое? - К столику подошел капитан и недоуменно уставился на меня.
- Господин, капитан! Будьте любезны предоставить Регистровые документы! Без них я не могу идентифицировать теплоход.- Подчеркнуто вежливо я сунул мастеру под нос документы на приход одного теплохода и «отходные» на иной под гордым именем «Мариуполь».
- Шо такое?! Судно переименовано в соответствии с распоряжением законных властей Украины! Я буду жаловаться!- Мастер едва не затопал копытами по палубе.
- Прошу прошения! Каких властей? Какой там еще «Украины»? - Вопрос я задал неспроста. Ответ секрета для меня не представлял.
- Властей Украины!- Мастер попал в ловушку и мне оставалось ее захлопнуть.
- Прошу прощения! Господин капитан... А, что это за государство такое Украина? Где находится?- Я уже откровенно издевался над недалеким национально повернутым мастером.
- Как это, где? Украина... Это ж! - Капитан чуть не задохнулся от охватившего его экстаза.
- Прошу прощения! Вот... Понимаете... В школе и институте учился. География любимым предметом была... Только вот где находится «Украина» понятия не имею! Как столица называется?- Погранцы с интересом следили за полетом моих мыслей.
- Как это? Вы издеваетесь? Столица Украины- город Киев!- Капитан от возмущения побагровел.
- Прошу прощения! Мастер, а какой флаг у Украины? - Мне надоело представление и я решил «добить» капитана.
- Как это какой? Жовто — блакитный прапор!- Капитан, похоже, собрался затянуть «Щэ не вмерла вукраина».
- Рига- радио один!- Я нажал кнопку вызова рации.
Продолжение.
Материалы канала:
Рассказ "Морской волчонок".
Хорек Ташинда за работой (Видео).
Хорек Фуфик (Фотогалерея).
Котики, собачки, рыбки... ХОРЬКИ! (Фотогалерея).
Ухты! Мы вышли из бухты! Первый выход в море. (Видео о прогулках и путешествиях под парусами на яхтах).
Жизнь на обочине. Латвийская провинция (видео, рассказ).
Нетуристическая Латвия (видео, рассказ).
По волнам нашей памяти. Латвия. 2018 г.
Детские "перлы" (фото и байки).
Печальная годовщина. 20.01.1991. Рижский "майдан" (непридуманная история).
Рига. 20.01.1991 г. Годовщина трагических событий.
Рига. 20.01.1991 г. Годовщина трагических событий. P. S.