Найти в Дзене
Прошлое и настоящее.

Бревно- в гребной винт или бунт на советском судне. 30 лет ГКЧП. Часть 1.

Оглавление

К рассказам "Она... Судьба" и "Крутые виражи".

Я исполнял обязанности заместителя начальника оперативного отдела Латвийской Республиканской таможни ГУ ГТК СССР. По- сути командовал сменой в Рижском Морском Торговом Порту. Шел август 1991 года. Параллельно с законной советской таможней пыталась «работать» альтернативная латышская «муйта» (таможня) с набором подозрительных личностей в качестве муйтниексов (таможенников). Начальство работе этой «левой» организации не препятствовало, не желая обострять и без того натянутые отношения с новоявленными латвийскими властями. Еще 28 июля 1989 года Верховный Совет Латвийской ССР принял закон «Об экономической самостоятельности Латвийской ССР» и Декларацию о государственном суверенитете Латвии, провозглашавшую верховенство местных законов и органов власти. Чуть позже у новоиспеченного «Государства» появились герб, флаг и прочие атрибуты «государственности» образца 20-30 годов прошлого века. Началось вытеснение советских союзных государственных структур. В Латвийской ССР, мешая друг другу, заработали две Прокуратуры, пара милиций и прочее, и прочее.

Естественно, новые националистические власти решили прибрать к рукам и внешнеторговый оборот Союза на отдельно взятой территории. Так и появилась «муйта» новоявленной Латвийской Республики. (Deklarācija Par Latvijas Republikas neatkarības atjaunošanuот 04.05.1990 г.)

По приходу судов из-за границы в порты Риги или на отход за границу, после нас, законных представителей Власти, на борта стремились просочиться эти самые «левые» муйтниексы и не менее «левые» «пограничники». Не знаю, как обстояли дела в других сменах, мы этих «кунгсов» (господ) гоняли как шпротов. В мои смены ни один не смог подняться по трапу и «поработать». За, что лично меня вся эта шатия-братия на дух не переносила! Отмечу, что мне было на это плевать с высокой колокольни. Капитаны советских судов также не желали видеть у себя на бортах посторонних. Исключение составляли суда Рижской приписки с малиново- белополосым флагом на корме и некоторые «иностранцы». Те пускали кого скажут.

Я приехал на службу как положено к 8.00. Поставил машину у двухэтажного здания, где помимо нашей конторы еще работал бокс для портовой техники. Поднялся на второй этаж. Принял смену, проверил технические средства таможенного контроля, банки и ознакомился с предстоящей на ближайшие 12 часов, работой.

Поставив задачи подчиненным, взял рацию и пошел изучать обстановку в порту.

Тут же обратил внимание на стоящий у 6-го причала сухогруз тышь на 7 валовой вместимости. Двумя кранами грейферами из трюмов теплохода выгружали какой- то сыпучий груз. Скорее всего это был соевый шрот. Меня заинтересовала непонятная возня по борту в носовой части и я решил из любопытства посмотреть, что там твориться.

Сухогруз как сухогруз. На корме стандартные реквизиты. Точно название посудины я уже не помню. Это был старый сухогруз из "Комсомольцев" ("Пятидесятилетие комсомола"). То- ли "Ждановский комсомолец". Возможно, "Советский комсомолец". Что из этого. Порт приписки «Жданов» и советский флаг на кормовом флагштоке. Название судна в носовой части с подвесной люльки старательно закрашивала в цвет борта пара матросов. От названия оставалось только пару букв. Ребята работали сноровисто и старательно.

"Ну... Работают и работают!" Подумал я и пошел дальше по своим делам.

Количество судозаходов в наш порт сократилось в разы. Смена прошла скучно и в 20.00 я отбыл домой к жене и детям.

Следующая ночная смена была чуть веселее и по причалам я просто так не болтался.

А, вот очередная дневная выдалась очень даже веселой. Она пришлась на 18 августа 1991-го года. Домой со службы я вернулся с большой задержкой, что стоило моей жене нервов и в итоге здоровья.

Зазвенел телефон. Диспетчер, как было положено, заказал комиссию на «отход» за два часа. Я начал принимать исходные данные и тихо вошел в состояние прострации.

Заказ выглядел следующим образом:

  • Комиссия на отход на … (время).
  • 6-й причал.
  • Судно в балласте (порожнем).
  • Теплоход «Мариуполь», Азовского морского пароходства, порт приписки- Мариуполь, флаг Украина!!!

Принятая информация повергла меня в шоковое состояние.

Сухогруз Азовского Морского пароходства (СССР) типа "Пятидесятилетие комсомола" Открытый источник.
Сухогруз Азовского Морского пароходства (СССР) типа "Пятидесятилетие комсомола" Открытый источник.

- Инфлот на борту будет?- Все, что я смог из себя выдавить

На, что завис уже диспетчер.

Через минуту раздался еще звонок. Звонил начальник КПП Пограничных войск СССР.

  • Что будем делать?- Это был единственный вопрос с его стороны.
  • Ничего! - Ответил я, почесав на всякий случай свой затылок.
  • Идем! Там разберемся.- Добавил и положил трубу.

Как всегда таможня и пограничный наряд встретились у трапа теплохода. На борт с собой я взял только проверенных людей. К тому моменту я уже знал, что и как будет и пребывал в очень сердитом настроении! Попросил меня подождать немного и специально прошелся вдоль корпуса судна от носа до кормы.

Увиденное, привело меня в ярость! На носу кривыми буквами красовалась свеженькая надпись «Мариуполь». На корме также дважды повторялось «Мариуполь» (название и порт приписки) а, на флагштоке болталась жолто-голубая прямоугольная тряпка! Типа «государственный флаг» вместо Советского кормового флага.

Вот чем так старательно занималась команда теплохода во время стоянки у причала! Переписывали название и порт приписки судна! С полного одобрения местных портовых и прочих властей.

  • Что делать- то будем?- К трапу подошел сам начальник КПП полковник Б....
  • Оформлять и хай валит куда по- дальше?- Он тихонечко задал вопрос, опасаясь ушей вездесущих муйтниексов. Одетые в нелепые балахоны муйтниексы уже крутились в сторонке с важно — неуверенным видом и черными папками в руках.
  • Пойдем! Ваньку валять будем! - Я не стал распространяться о своих планах.

Еще до таможни мне пришлось изучить все нормативные документы в области международного судоходства «от и до». Такая у меня была прежняя работа до таможни! Дальнейшие события я представлял себе уже довольно четко.

На палубе у трапа нас встретил очень любезный вахтенный помощник и сразу проводил в кают- компанию. Агент «Инфлот» в присутствии отсутствовал.

«Раз! Первое «попадание»! Есть контакт!» Отметил я сей факт. Судно- то «иностранное»!

Расселись по ведомствам за столиками. Нам любезно предложили по чашечке кофе.

Вахтенный принес пачки личных деклараций экипажа, «Судовую роль» и еще какие- то бумаги. Они меня совершенно не интересовали. Мы достали штемпельные подушки и личные номерные печати и приготовились «работать».

  • Простите! Пригласите капитана!- Я поковырялся в бумагах и подозвал вахтенного.
  • Зачем? Он вас потом сам пригласит.- Вахтенный явно не ожидал такого.
  • Он сейчас занят.- Вахта замялась у стола.
  • Мастера сюда! Быстро! Или с вами на аглицком общаться?! Как с иностранцами?- Я просто зарычал от злости.

Вахта рванула с места за мастером.

  • Шо такое? - К столику подошел капитан и недоуменно уставился на меня.
  • Господин, капитан! Будьте любезны предоставить Регистровые документы! Без них я не могу идентифицировать теплоход.- Подчеркнуто вежливо я сунул мастеру под нос документы на приход одного теплохода и «отходные» на иной под гордым именем «Мариуполь».
  • Шо такое?! Судно переименовано в соответствии с распоряжением законных властей Украины! Я буду жаловаться!- Мастер едва не затопал копытами по палубе.
  • Прошу прошения! Каких властей? Какой там еще «Украины»? - Вопрос я задал неспроста. Ответ секрета для меня не представлял.
  • Властей Украины!- Мастер попал в ловушку и мне оставалось ее захлопнуть.
  • Прошу прощения! Господин капитан... А, что это за государство такое Украина? Где находится?- Я уже откровенно издевался над недалеким национально повернутым мастером.
  • Как это, где? Украина... Это ж! - Капитан чуть не задохнулся от охватившего его экстаза.
  • Прошу прощения! Вот... Понимаете... В школе и институте учился. География любимым предметом была... Только вот где находится «Украина» понятия не имею! Как столица называется?- Погранцы с интересом следили за полетом моих мыслей.
  • Как это? Вы издеваетесь? Столица Украины- город Киев!- Капитан от возмущения побагровел.
  • Прошу прощения! Мастер, а какой флаг у Украины? - Мне надоело представление и я решил «добить» капитана.
  • Как это какой? Жовто — блакитный прапор!- Капитан, похоже, собрался затянуть «Щэ не вмерла вукраина».
  • Рига- радио один!- Я нажал кнопку вызова рации.

Продолжение.

Материалы канала:

Рассказ "Морской волчонок".

Хорек Ташинда за работой (Видео).

Хорек Фуфик (Фотогалерея).

Котики, собачки, рыбки... ХОРЬКИ! (Фотогалерея).

Ухты! Мы вышли из бухты! Первый выход в море. (Видео о прогулках и путешествиях под парусами на яхтах).

Жизнь на обочине. Латвийская провинция (видео, рассказ).

Нетуристическая Латвия (видео, рассказ).

По волнам нашей памяти. Латвия. 2018 г.

Детские "перлы" (фото и байки).

Печальная годовщина. 20.01.1991. Рижский "майдан" (непридуманная история).

Рига. 20.01.1991 г. Годовщина трагических событий.

Рига. 20.01.1991 г. Годовщина трагических событий. P. S.

Пионерский "концлагерь". Или рассказ о том, как советские дети отдыхали в лагере МО СССР. Ч.1. Заезд.

Обращаюсь к читателям!

Очень у меня к вам, уважаемые посетители большая просьба! Оставляйте, пожал-ста, свои комментарии. Мне важно ваше мнение. Вылавливайте «косяки». Указывайте на них. Что не нравится!? Если, что понравилось, отмечайте. Не молчите!

Все материалы принадлежат каналу "Юрий Гулов". Использование статей, фото, видео разрешено исключительно с согласия автора.