Для советской поп-музыки 1980-х Юрий Чернавский — фигура монументальная. Перфекционист, вечно одержимый творческими поисками и новыми звуками, он корпел над необычными песнями и делал аранжировки, которые звучали невероятно свежо для своего времени.
Пройдя многолетнюю школу джазовых ансамблей, Юрий Чернавский занялся деятельностью, которая на Западе называлась продюсированием, но в нашей стране пока не получила развития. Композитор углубился в изучение современных синтезаторов, став в 1980-е одним из главных экспертов по электронике на отечественной сцене.
ВИА «Красные маки» «Кружатся диски» (1980)
В преддверии Олимпиады 1980 года советским властям потребовалось показать, что в стране всё в порядке с модной музыкой. ВИА «Красные маки» было поручено записать современный диско-альбом. Аранжировки для пластинки делал увлечённый джаз-роком клавишник и саксофонист Юрий Чернавский, который засел в студии, чтобы выдать актуальный саунд.
Альбом «Кружатся диски» был выполнен в дискотечном формате нон-стоп, а песни советских авторов вдруг заиграли новыми красками. Для Юрия Чернавского эта пластинка стала началом головокружительных экспериментов.
«Динамик» «Ливень» (1982)
В 1983 году в хит-параде газеты «Московский комсомолец» группа «Динамик» обошла по популярности «Аквариум» и «Машину времени». За новым проектом, записавшим два магнитоальбома в холле гостиницы «Салют», стоял тот же Чернавский — вместе с проверенной ритм-секцией в лице бас-гитариста Сергея Рыжова и ударника Юрия Китаева. В качестве вокалиста выступал выходец из «Карнавала» Владимир Кузьмин.
«Динамик» сторонились политики и пафоса, стремясь производить остроумный рок и новую волну по лучшим западным лекалам. И попали точно в нерв времени: по всему пути следования гастролирующей группы залы были переполнены.
Юрий Чернавский и Владимир Матецкий «Я робот» (1983)
«Банановые острова» — шедевр советского магнитиздата, студийный эксперимент Юрия Чернавского и Владимира Матецкого. Альбом был записан при участии музыкантов ВИА «Весёлые ребята» в подвальной репетиционной базе, где постоянно текли трубы. Рыжов и Китаев были тут как тут, а Чернавский сам исполнил вокальные партии своим скрипучим голосом.
Антисанитарные условия, передовая для тех лет электроника, несуразные, но остроумные тексты каким-то образом сошлись вместе — и сработали. Арт-поп «Банановых островов» стал символом времени, одним из культурных артефактов эпохи. Песня про сошедшего с ума робота и сегодня звучит на удивление современно.
Юрий Чернавский «Автоматический комплект» (1984)
Завершив работу над «Банановыми островами» и отправив альбом свободно гулять по стране, Юрий Чернавский официально расстался с «Весёлыми ребятами» и покинул обжитый репетиционный подвал. Но не приостановил эксперименты с инновационной электроникой, синтезаторами и драм-машинами.
Альбом «Автоматический комплект» был записан композитором в гордом одиночестве — в собственноручно оборудованной домашней студии в коммуналке на Бауманской улице. Успеха предшественника он не снискал, но стал очередной вехой советской электронной музыки.
Алла Пугачёва «Белая дверь» (1985)
В середине 1980-х самая популярная певица страны Алла Пугачёва работала с Юрием Чернавским над несколькими новаторскими песнями в духе нью-вейва, среди которых были и «Белая панама», и «Сирена», и «Робинзон». Написанная композитором на стихи Леонида Дербенёва баллада «Белая дверь» вошла в музыкальный фильм «Сезон чудес» режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича — и стала одним из самых заметных хитов певицы.
Пугачёва говорила о Чернавском так: «Юра — не просто человек-компьютер. В этом он обогнал наше время. Он глубокий музыкант, давший мне импульс на многие годы».
Аркадий Хоралов «Заброшенный лес» (1985)
Вокалист ВИА «Красные маки» Аркадий Хоралов в середине 1980-х обратился к сольному творчеству. В качестве аранжировщика его дебютной пластинки «Бесконечность» выступил старый товарищ по ансамблю — Юрий Чернавский. Узнаваемый синтезаторный саунд дополнил сильные песни.
Валерий Леонтьев «Маргарита» (1986)
В 1986 году Юрий Чернавский заведовал делами Студии популярной музыки «Рекорд» — советского лейбла на принципах хозрасчёта — а также курировал грандиозную дискотеку на Малой спортивной арене «Лужников», одну из самых массовых в стране. Здесь впервые и прогремела написанная им «Маргарита» — в исполнении Сергея Минаева.
Правда, студийный вариант хита вышел в версии Валерия Леонтьева, который записал песню на основе модного булгаковского романа для альбома «Грешный путь». Соло на саксофоне сыграл сам Юрий Чернавский.
Сергей Минаев «Принцесса дискотек» (1986)
Безоглядно романтичный дискотечный боевик в исполнении Сергея Минаева окутан в массивное электро-звучание и положен на неспешный, качающий ритм, идеальный для вечерних танцев в «Лужниках».
Владимир Пресняков «Острова» (1986)
Телефильм режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Выше радуги» покорил аудиторию не только атмосферой сказочной романтики, но и песнями, над которыми работали композитор Юрий Чернавский и поэт Леонид Дербенёв.
Саундтрек фильма был выполнен в стиле на стыке синти-попа и электро-фанка. Песни, исполненные юным Владимиром Пресняковым за главного героя Алика Радугу, покорили страну и заложили основу популярности певца. Синтезаторный бит «Спит придорожная трава» — одно из самых трогательных воспоминаний для тех, кто рос в 1980-е.
Михаил Боярский «Лунное кино» (1987)
Главмушкетёр всея СССР в роли странного актёра, который мечтает увидеть себя на экране в лунном зале под гипнотический бит... Юрий Чернавский и Михаил Боярский записывались вместе для фильма «Выше радуги». В итоге появилась отдельная пластинка — яркий образец психоделической поп-музыки, выпущенный фирмой «Мелодия». Под стать песне и клип — со странными искажениями лица артиста, мерцающими лампочками и наивным брейкдансом.
Наталья Нурмухамедова «Малиновый сироп» (1987)
Про Наталью Нурмухамедову ходят слухи, что «кислород» на сцене ей перекрыла Алла Пугачёва. Так или иначе, певице из Узбекистана тоже довелось сотрудничать с Юрием Чернавским, который предложил ей слегка шизоидную, но задорную песню, рекламирующую малиновый сироп. Что во времена горбачёвской антиалкогольной кампании было как раз ко времени.
Хита не случилось, но спустя годы этот приторный авант-поп с непременным брейкдансом и Владимиров Пресняковым на бэк-вокале звучит вполне убедительно!
Амбициозные замыслы Юрия Чернавского всегда влекли его на новые территории. Он легко преодолевал границы — и творческие, и географические. В 1990 году композитор основал собственный лейбл в Берлине, а через четыре года обосновался в Голливуде и со временем преуспел в заокеанском шоу-бизнесе.
Читайте также:
Спасибо за подписку! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и донатом!