Найти тему
Ольга Пурчинская

100-й сезон любимого театра имени Вахтангова

Фрагменты премьерных спектаклей 100-го сезона театра имени Евгения Вахтангова. Все фотографии сделаны моим iPhone
Фрагменты премьерных спектаклей 100-го сезона театра имени Евгения Вахтангова. Все фотографии сделаны моим iPhone

Сегодня в 22 часа Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова завершил свой 100-й сезон. Увы, ввиду известных каждому москвичу обстоятельств, это мероприятие, как и год назад, не будет традиционным: праздник на Арбате, у входа на Историческую сцену, будет заменён на уже привычную он-лайн трансляцию... ничего, значит, так надо. А впереди - я уверена - нас ждёт ещё масса прекрасных вечеров в любимом театре. Пока же я порадуюсь за тех, кто позаботился о билетах на последние спектакли сезона.

Уходящий творческий год был непростым, увы, не обошлось без потерь... Фаустас Латенас, Василий Лановой... Этот список не полон...

Но и радостных, счастливых событий тоже было немало. Прежде всего, потрясающие премьеры, которых в моем личном списке насчитывается одиннадцать штук:

1. Б.Бьёрнсон. "Легенда о хромоножке". Режиссер: Владимир Бельдиян. Премьера состоялась 20 ноября 2020 года.

Литературная основа спектакля базируется на романтической пьесе, стилизованной под древнеисландскую сагу - кульминацию развития скандинавской и исландской драмы Средневековья. Подобные сочинения также известны как родовые саги или саги об исландцах. Действие их происходит в Исландии, в так называемый «Век саг» (930-1030). Писались они, главным образом, на рубеже XII-XIII столетий.

Сценическое пространство представляет собой холодный, мрачный северный остров. Даже солнце здесь не дарит света и тепла, едва проглядывая сквозь плотную завесу туч и густой туман. Все время слышится шум моря, который не успокаивает, а, напротив, таит в себе ощущение скорой бури. Среди скал и камней кружатся в эффектных танцах с элементами акробатики пронзительно кричащие чайки. Густое оперение - идеальное облачение в подобном месте.

Центральная фигура спектакля - Хульда-Хромоножка олицетворяет все живое, по мнению творческого коллектива постановщиков, а также связь между прошлым и будущим. Она любит и ревнует, мечтает и страдает, в ней удивительно гармонично уживаются интеллектуальная одухотворенность христианки и варварская инстинктивность язычницы. Внутренний свет и нежность смешиваются в ее натуре с неукротимой жаждой мести, стремлением наказать обидчиков. Большинство персонажей саги - представители одного клана.

2. Ф.Дюрренматт. "Ромул Великий". Режиссер: Уланбек Баялиев. Премьера состоялась 21 декабря 2020 года.

Автор обозначил пьесу как «исторически недостоверную комедию». Действительно, здесь можно встретить некоторые несоответствия. Например, последнему римскому императору Ромулу Августулу здесь около 50 лет, тогда как документальные данные утверждают, что в год, когда разворачиваются описываемые события, был еще ребенком, и до правления ему еще очень далеко; исторически грозный предводитель германских племен Одоакр у Дюрренматта обретает совершенно другие черты. Вообще, «Ромула Великого» литературоведы и историки классифицирует не иначе, как пародию на действительность, имевшую место в Средние Века.

За основу сюжета пьесы драматург взял падение священной Римской империи, похоронившее, по сути, Античность и давшее старт новой эре в жизни Европы - Средневековью. Автору он напомнил современное ему 12-летнее царствование с последующим низвержением Третьего Рейха. Сходство здесь минимально и весьма условно.

Все, что происходит на сцене, напоминает жизнь театра, шумную, суетливую, вдохновляющую, творческую. Здесь есть место стремительному возвышению и мгновенному низвержению, творческому росту, личностному развитию, нравственной деградации, высоким материям, глубокой философии, стремлению к идеалам, достижению целей, преодолению и созданию препятствий и многому другому.

Любовь и верность, предательство и коварство, алчность и леность, глупость и вседозволенность, мудрость и глубина, низость и вальяжность, патриотизм и порывистость, - огромная палитра человеческих чувств и личностных качеств царит в новом спектакле на вахтанговской сцене.

3. О'Генри. "Рождество на чердаке". Режиссер: Анна Горушкина. Премьера состоялась 6 января 2021 года.

Литературная основа спектакля - новеллы американского писателя О.Генри (Уильям Сидни Портер, 1862-1910), яркого мастера, прославившегося, главным образом, своими сочинениями малой формы. В начале автор создавал юморески и словесные карикатуры, обличающие пороки определенных слоев современного ему общества, затем работал над рассказами, проявляя «интерес к человеческому характеру, сочетающийся с драматической интригой». Новеллы О.Генри по большей части отличаются «счастливым примирительно-утешительным финалом».

Герои спектакля «Рождество на чердаке» - молодые, небогатые люди, любящие, добрые, мечтающие о спокойной, счастливой жизни. Они не всегда могут досыта поесть, одеться по фактической погоде, оплатить и обогреть свое жилье.

Героиня новеллы «Алое платье» Мейда мечтает о новом красивом наряде, но отдает накопленные с трудом четыре доллара своей подруге, которая потратила аналогичную сумму на платье и теперь не может оплатить жилье.

Бывший мошенник Малыш Брэди (новелла «Тщеславие и соболя»), теперь живущий «правильной» жизнью, дарит своей жене Молли роскошные меха. Одновременно аналогичные изделия пропадают у богатой жительницы города. Бывший преступник вновь становится объектом внимания полиции.

Молодая семейная пара - Делла и Джим - обладают некоторыми предметами роскоши: у нее шикарные волосы, у него золотые часы («Дары волхвов»). Приближается праздник, и они хотят порадовать друг друга дорогими подарками. Денег на такие радости им не хватает.

Развязки действительно представляют собой некий компромисс, примиряющий героев с той непростой ситуацией, в какую поставила их жизнь.

Постановка не делится на части и на акты, рассказы идут один за другим, выстраиваясь в единое сюжетное полотно. Герои - небогатые американцы рубежа XIX-XX столетий. Это заметно и по их внешнему виду, и по визуальному решению сценического пространства. Персонажи, несмотря на образ в стиле ретро, очень похожи на современных людей с их мыслями, чувствами, проблемами и желаниями. Даже те, кто нарушает закон, делают это не по «призванию», а по крайней нужде.

Эффект реалистичности происходящего достигается, прежде всего, благодаря вдумчивой, глубокой, проникновенной игре молодых актеров-стажеров вахтанговской труппы. Они пропускают все жизненные сложности, проблемы и несчастья персонажей через себя, дарят сатирическим, гротесковым, комическим и трагическим персонажам частичку своей души. Вот потому каждый человек, находящийся на сцене, и находит отклик в зрительских сердцах.

4. Г.Бюхнер. "Войцек". Режиссер: Хуго Эрикссен. Премьера состоялась 8 февраля 2021 года.

«Войцех» считается вершиной творчества Г.Бюхнера. Эта его пьеса прошла немало аудиовизуальных воплощений, от драматических и музыкальных (опера, мюзикл) спектаклей до большого кино. В основе сюжета лежит документальная хроника о немецком брадобрее и солдате Иоганне Христиане Войцеке. Молодой человек приревновал свою жену и убил ее, за что был казнен.

Пьеса написана в эпоху Романтизма, когда во главу сюжета принято было ставить душевные терзания «маленького человека». Яркие, благородные, восхитительно элегантные и галантные герои-любовники в литературе XIX века отошли на второй план.

Постановка очень сильная, с глубоко скрытыми смыслами и психически-психологическими подтекстами. На протяжении всего спектакля (а это полтора часа действия, не прерываемого антрактом) у меня было ощущение, что мы видим мир глазами душевно больного человека. Именно таким - нервным, чрезвычайно напряженным, неспокойным, нестабильным предстает заглавный персонаж в исполнении Максима Севриновского. Голова его вдавлена в плечи, глаза смотрят исподлобья, горят лихорадочным огнем, фигура выражает нерешительность.

Сценическое пространство погружено в темные, мрачные цвета. Все очень туманно, расплывчато, зыбко. Другие персонажи поданы либо чрезвычайно ярко, либо едва заметно. Огромное значение здесь приобретает звуковое оформление, от звенящей тишины до зловеще капающей воды и грозно тлеющей свечи, от наливающегося шнапса до позвякивающих монет.

В мрачном, туманном освещении ярко, четко проступает стройный, подтянутый силуэт супруги Войцека Марии (Ася Домская). В образе роковой обольстительницы с длинными волосами и алыми губами и в виде кормящей матери она точно сошла с портретов европейских художников эпохи Ренессанса.

Действие пьесы разворачивается в годы, когда мир переживал последствия войны 1812. Герои спектакля переживают описанные драматургом события на 100 лет позже, Европа тогда медленно оправлялась после Первой Мировой войны. Зрители проходят ритуал духовного очищения посредством страданий в 2021. Пищу для ума постановка оставляет весьма щедрую.

5. "Танго между строк". Режиссер: Наталья Ковалева. Премьера состоялась 19 февраля 2021 года.

Центральная фигура постановки - некоронованный король танго, советский композитор и мелодист Оскар Строк (1893-1975), автор более трехсот музыкальных сочинений. Многие плоды его творчества - «Черные глаза», «Лунная рапсодия», «Мое последнее танго», «Мурка» и др. - сразу стали и остаются по сей день самыми яркими шлягерами и хитами.

Жизнь Оскара Строка - череда ярких событий, оставивших глубокий след в душе и сердце талантливого человека. Они наложили серьезный отпечаток на его творчество, неустанно закаляли его характер и корректировали судьбу.

Центральный герой спектакля - Оскар Строк - на протяжении всего действа практически неотлучно находится на сцене. Эльдар Трамов не просто органично вживается в образ: в течение двух с половиной часов он проживает жизнь своего персонажа. Великий композитор постоянно меняется - взрослеет, влюбляется, творит, находится в постоянном поиске идеального ритма и звука, старается сбежать от стремительно настигающей его советской власти, общается с представителями разных профессий и поколений, стареет, горбится, теряет родных и близких и, в конце концов, сам умирает. Артист не только живет, растет и развивается вместе со своим героем, но также дарит зрителям щедрые плоды его творчества. Здесь все существуют, поют и танцуют в ритме строковского танго в сопровождении живого оркестра.

Все мысли, чувства и эмоции персонажей выливаются не только в глубокие, пронзительные монологи и диалоги, но и, прежде всего, в горячее, страстное, искреннее, порывистое, максимально честное танго. Песни и танцы порой могут сказать в этом спектакле больше, чем самая емкая, тщательно обдуманная, заранее подготовленная и примененная в верном контексте фраза.

Музыка Оскара Строка звучит на протяжении всей оригинальной инсценировки его биографии. Ее не может остановить ни жестокая война, ни безжалостная советская цензура, ни щемящее горе от потерь родных и любимых людей. Уже много лет она завоевывает все новые и новые сердца и души, обретает поклонников среди молодежи. Не зря ведь сказано, что «ничто не остановит музыку».

6. У.Шекспир. "Король Лир". Режиссер: Юрий Бутусов. Премьера состоялась 27 февраля 2021 года.

«Король Лир» - трагедия, сюжет которой основан на вечном, как само человечество, конфликте «отцов и детей», старшего и младшего поколений, имеющих разные взгляды на жизнь, экономику, политику, культуру, искусство. Молодые и зрелые люди порой опираются на свои, не понимаемые и не принимаемые другими, моральные нормы и семейные ценности. Такова, по сути, база одной из самых пронзительных пьес классика британской драматургии.

Я определила для себя жанр спектакля как кровавый триллер с элементами карнавала. Действо захватывает с первых секунд и не отпускает до самого конца. Даже в антракте в легендарном зале вахтанговского театра не наблюдается привычного оживления: глубоко задумавшиеся зрители осмысливают только что увиденное. Напряжение нарастает с каждой минутой, кульминация наступает в финале. Вот он - ожидаемый, желанный катарсис, необходимое внутреннее очищение через страдание.

Юрий Бутусов - мастер ярких аудиовизуальных эффектов, сосредотачивающих внимание зрителей на том или ином повороте сюжета. В «Короле Лире» все важные сцены завершаются оригинальными интермедиями (правда, вопреки классическому определению, вставки эти носят отнюдь не легкий, комический характер) с громкой, тяжелой музыкой, гипнотизирующими танцевальными движениями, впечатляющими световыми пассажами. В этом мастеру и артистам помогают предметы реквизита - дискотечные и воздушные шары, исполинские чайки, зеркала, доски и многое другое. Такие необычные вставки помогают почувствовать внутреннее состояние центральных персонажей. Красочные «подвижные иллюстрации» напоминают карнавал на крови. Это и необратимые изменения в сознании короля Лира, и светлая душа Корделии, и мрачная сущность Реганы, Гонерильи и их мужей, и дворцовые интриги, и война.

Свет в постановке становится одним из ключевых средств сценической выразительности. Он ободряет и угнетает, делает явным многое из того, что должно быть скрыто, помогает быстро понять, что происходит в мыслях и душе у того или иного персонажа. Именно свет показывает мрачную, гнетущую, вечно затуманенную Британию и куда более приветливую Францию, а также открывает истинные лица притворяющихся «для дела» действующих лиц.

7. Р.Гари. "Обещание на рассвете". Режиссер: Лейла Абу-аль-Кишек. Премьера состоялась 24 марта 2021 года.

Спектакль представляет собой инсценировку биографического романа французского писателя еврейского происхождения, военного, дипломата, кинорежиссера, литературного мистификатора, прославившегося под псевдонимом Ромен Гари.

На страницах самого своего знаменитого сочинения автор 35 произведений крупной формы вспоминает свою жизнь и ту огромную роль, которую в ней сыграла его мать, малоизвестная провинциальная актриса Мина Иоселевна Овчинская.

Спектакль камерный, интимный, глубоко личный. Сценическая версия освободила роман от многочисленных побочных персонажей, осталось лишь два действующих лица, ключевых персонажа автобиографии: Ромен Гари и Мина Овчинская. Такое постановочное решение позволяет зрителю полностью сосредоточить внимание на непростых, но очень нежных, светлых отношениях матери и сына.

Камерный спектакль играется при аскетичной сценографии. На сцене висит огромное полотнище синего цвета, которое становится самолетом и поездом, салоном мод и отелем, больницей и вокзалом. Пространство мгновенно преображается при помощи реквизита - чемоданов и шляпных коробок, мебели и одежды, еды и букетов цветов.

Музыкальный материл интересен и разнообразен. В зависимости от ситуации, от душевного состояния героев, издалека доносятся громкие, протяжные звуки приближающихся поездов и самолетов, крики чаек, шум моря и ветра, фрагменты знаменитой арии Царицы Ночи из оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта» и революционной «Марсельезы».

В своей автобиографии Гари вспоминал события своей жизни, истории, связанные с матерью, с юмором, стильно, изысканно и изящно. В спектакле, как и в жизни, глубоко лирические, драматические и трагические моменты перемежаются с веселыми фрагментами, когда можно просто взять - и немного подурачиться, несмотря на возраст, социальный статус, самочувствие, политическую и экономическую ситуацию в стране и мире.

8. С.Моэм. "Театр". Режиссер: Ольга Субботина. Премьера состоялась 27 марта 2021 года.

«Говорят: игра - притворство. Это притворство и есть единственная реальность».

Эти слова мисс Джулия Лэмберт, центральная фигура романа и спектакля «Театр» произносит в конце произведения, испытав разочарование в подлинных, искренних чувствах. Собирательный образ гениальной актрисы создан на основе личностей и характеров выдающихся деятельниц сценических искусств - Элеоноры Дузе, Сары Бернар, Глэдис Купер, Греты Гарбо, Глории Свенсон, Бэт Дэвис, Каролины Гриффитс и др.

Сценическое пространство исторической сцены Вахтанговского театра представляет собой волшебный, манящий, завораживающий мир закулисья, место, попасть в которое мечтает едва ли не каждый зритель, но позволить себе это могут далеко не все. Здесь кипит самая настоящая жизнь: рождаются новые образы, герои, спектакли; артисты творят, духовно обогащаются, развиваются, растут. Они безгранично верят в предлагаемые драматургами и режиссерами обстоятельства и вовлекают зрителей в этот водоворот неподдельных чувств, эмоций, порывов, страстей.

В театре нет места фальши, лжи и лицемерию. Только здесь актер может по-настоящему любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, верить и предавать, создавать и уничтожать. Сама Джулия Лэмберт говорит со страниц романа С.Моэма, что только на сцене она живет по-настоящему, за пределами работы актриса воспринимает все не более, чем нескончаемую игру.

Все тонкости и нюансы актерских работ можно уловить только после неоднократного просмотра спектакля полностью, но кое-какие выводы можно сделать и на основе показанных фрагментов.

«Театр» - спектакль, рожденный актерами нескольких поколений вахтанговской труппы. Под взаимодействем молодости и опыта появляются неординарные сюжетные линии, конфликты. Очень интересно смотреть за развитием выведенной на сцену жизни закулисья.

9. Лопе де Вега. "Дурочка". Режиссер: Анатолий Шульев. Премьера состоялась 17 апреля 2021 года.

«Дурочка» - одна из немногих пьес Лопе де Веги, которая сохранилась до нашего времени в авторском подлиннике.

Это сочинение, одно из самых знаменитых, относится к этапу расцвета творчества драматурга. Для автора характерно стремительное развитие сюжета. Здесь на его фоне происходит личностный рост и становление главной героини.

Спектакль идет без антракта, сцены стремительно сменяют друг друга, подобно картинкам в калейдоскопе. Эпизоды отделяются друг от друга небольшими музыкальными фрагментами, наполненными испанскими мотивами, несущими свет и оптимизм, соответствующими драматургической ориентации постановки.

Комедия высмеивает пороки и недостатки современного автору общества, разных его социальных слоев. Лопе де Вега - суровый обличитель, его тексты смешны и остроумны, а в ходе действия новой вахтанговской постановки найдется, чему улыбнуться и о чем задуматься.

10. Н.В.Гоголь. "Мертвые души". Режиссер: Владимир Иванов. Премьера состоялась 27 апреля 2021 года.

Произведение крупной формы с множеством действующих лиц и сюжетных линий оживает на вахтанговской сцене усилиями двух человек. Знакомую со школьных лет поэму читают и разыгрывают для зрителей Он и Она. Артисты и рассказчики в одном лице словно по мановению волшебной палочки на протяжении двух действий неустанно переодеваются, при помощи реквизита, грима и костюмов меняясь до неузнаваемости.

Зацепившись за слово «Галопад» и внимательно посмотрев спектакль, зритель может сделать вывод: все, что происходило на протяжении немногим более трех часов с небольшим антрактом, очень напоминает яркую, взрывную, бешеную, харизматичную пляску, увлекающую за собой не только участников, но и сторонних наблюдателей.

На протяжении двух актов Мария Аронова и Владислав Гандрабура рассказывают и разыгрывают как по нотам первую часть сочинения Н.В.Гоголя. Оба артиста за это время примеряют на себя множество разнообразных образов - от Павла Ивановича Чичикова и его родителей до пятерых знаменитых помещиков (Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин), слуг, дам, господ, чиновников и так далее.

Спектакль очень интересен с хореографической точки зрения. Каждый герой двигается по-разному, имеет свою посадку корпуса, походку и осанку. Путешествуя по сюжетной канве вместе с рассказчиками, мы видим юношей и стариков, атлетически сложенных персонажей и людей с ограниченными возможностями, обладателей летящей походки и еле передвигающихся индивидов.

Пластика тела и голоса - важнейшие средства актерской выразительности. Она и Он неустанно меняют походку, осанку, посадку головы, амплитуду движений, скорость передвижения, тембр и многое другое. Богатейшая палитра красок голосов артистов позволяет их персонажам мгновенно стареть и молодеть, менять характер, личность, пол и амплуа. Юная сладкоголосая барышня-кокетка через секунду становится надменным чиновником с грубым, неприятным голосом, а цветущий молодой юнец обретает скрипучий тембр старухи.

11. О.Уайльд. "Саломея". Режиссер: Гульназ Балпеисова. Премьера состоялась 8 мая 2021 года.

Новая сцена Вахтанговского театра на один вечер превращается в патио роскошной виллы Ирода, тетрарха Иудеи. На небе - огромная, яркая луна, на которой можно явно увидеть человеческое лицо. Пространство затуманено легкой дымкой, что мгновенно настраивает на мотивы горячей, чарующей, загадочной, поэтически прекрасной, манящей, душной, страстной южной ночи. Также сумрак вызывает тягостное, гнетущее ощущение надвигающейся беды.

Спектакль обогащен и наполнен эстетически. Здесь все по-настоящему красиво, от сценографии до обликов персонажей. Герои одеты в стилистике разных эпох - и Античности, и Средневековья, и Возрождения, но все это - грамотная современная интерпретация, которая не разрывает связь с XXI столетием, когда классический литературно-библейский сюжет не теряет своей актуальности.

Красота персонажей (нежное, прелестное лицо Саломеи, страстный магнетизм Иродиады, атлетически сложенный торс Иоканаана, роковая притягательность и харизма Ирода, придворная элегантность пажа Иродиады и рабынь Саломеи, утонченная изысканность молодого сирийца Нарработа) контрастирует с их малоприятным моральным обликом (им свойственны кровожадность, агрессия, экспрессия, злоба, предательство и т.д.).

Вся постановка смотрится на одном дыхании, напряжение не отпускает до последнего мгновения. Финальные сцены сделаны очень эстетично, технично, пластично и хореографично. Все средства сценической выразительности - голос, стать, мимика, жесты, походка, осанка, пластика, хореография, - становятся неотъемлемой частью образов библейских и вымышленных литературных персонажей.

В общем, интересного в юбилейный сезон у вахтанговцев произошло ну очень много! Мне посчастливилось увидеть почти все премьеры, кроме первых двух. Эту досадную оплошность намерена исправить в грядущем 101-м сезоне! До новых встреч, дорогие друзья! Спасибо за поток шедевров! Желаю отличного отдыха, набраться здоровья, сил, вдохновения! И пусть в следующем творческом году всё у всех будет хорошо! А ведь еще и вековой юбилей театра на подходе...