Хочу поделиться наблюдениями и выводами по результатам проверки диагностических диктантов. У нас бесплатная диагностика уровня грамотности ещё сегодня и завтра, если актуально – ссылка в комментариях.
Если суммировать все наблюдения и кратко сформулировать выводы, вот что получается.
1. Среднее количество орфографических ошибок у одного ребёнка 6 - 8, пунктуационных – 4 – 5, и это при том, что однотипные ошибки считаются за одну.
2. Примерно у 80% детей (5 – 8 классы) подавляющее большинство ошибок – из начальной школы:
- не различают приставки и предлоги («без численные», «у в хода», «полесу» и т.п.);
- не умеют переносить слово с одной строки на другую.
Другие «любимые» ошибки:
- безударные гласные в корне слова (в большинстве случаев проверяемые);
- безударные гласные в окончаниях прилагательных («пунцовами», «синию» и т.п.);
- тся – ться в глаголах и безударные личные окончания глаголов – это обязательно…
Есть «экзотические» ошибки:
- удвоенные буквы согласных в корне (пишут, например, «липовая алея» вместо «аллея», не видя разницы в лексическом значении слова при таком написании) и особенно – на стыке приставки и корня («рассполагается», «растилается», «крассками»);
- смешение наречий и прилагательных («лаского светит солнце» - и эта ошибка встречается не у одного ребёнка, у многих!);- несогласование слов в числе («родовое имения», «чувства возникает»).
3. Многие дети не умеют проверять написанное, а если проверяют, часто исправляют верное написание на неверное.
4. «Экзотические» ошибки, которые я выше привела, говорят о том, что у детей (речь об учениках основной школы!) очень слабо развито или совсем не развито чувство языка. А оно связано прежде всего с вниманием к смыслу и составу слова, к словообразованию и словоизменению: если ребенок видит, из каких частей (морфем) состоит слово, может легко выделить приставку, видит корень и подбирает однокоренные слова не формально, а вдумываясь в смысл, легко отделяет окончание, он пишет значительно грамотнее тех, кто всё это делать не умеет и не понимает, зачем нужно уметь.
5. Многие из допущенных ошибок говорят о том, что у детей очень бедный словарный запас: они просто искажают написание, потому что не понимают значения некоторых слов и не способны догадаться о нём по контексту («простилается» вместо расстилается).
6. Дети не воспринимают язык как систему, не видят внутренних связей и закономерностей, поэтому, например, путают части речи, неправильно образуют формы слова.
Но не всё так печально. Есть диктанты совсем без ошибок или всего с 1 – 2, просто праздник!
Что после тестирования?
Анализирую результаты, объясняю, откуда идут ошибки и в чём причина, составляю для детей индивидуальные программы коррекции, многим рекомендую пройти основной курс русского языка в нашей Домашней онлайн-школе грамотности или отдельные экспресс-курсы по темам. На своих занятиях я именно и занимаюсь с детьми расширением словарного запаса, развитием чувства языка, умения анализировать, делать выводы, устанавливать закономерности и видеть язык в целом как стройную и гармоничную систему. Без этого нельзя научиться говорить и писать грамотно, нельзя качественно изучить иностранный язык – всё очень взаимосвязано.
И, конечно же, постоянно делаю упор на то, что без усилий и со стороны родителей, и со стороны ребёнка, без мотивации ничего не получится. Да, это трудно – учиться грамотно писать, но очень интересно. А результат будет – не сразу, у каждого в своё время, но будет обязательно!
Е.В.Бунеева, кандидат педагогических наук, автор учебников и научных пособий
Анастасия Колпакова, руководитель онлайн - школы " СОтворчество 2100", мама четверых детей на семейном обучении.
"СОтворчество 2100"
Онлайн-обучение 1-7 класс.
ПА 1-11 классы.
Звоните: 8-800-555-14-89
Наш сайт - https://www.sotvorchestvo21.ru/