Флот Римской республики возник в ходе столкновения средиземноморских сверхдержав в III веке до н.э., когда Карфаген был хозяином морей западного Средиземноморья, а молодая Римская Республика (Res publica) расширилась на весь Апеннинский полуостров. Карфаген казался неуязвимым на море, а в начале Первой Пунической войны римский флот состоял в основном из небольших беспалубных судов этрусского варианта, называемых aphracktai. Римляне первым делом скопировали, а затем превзошли лучшие технологии своих противников, применяя новейшие военные изобретения и тактики, такие, например, как corvus, или «ворон». Исключительная организация римлян, вместе с их практичным здравым смыслом с лихвой компенсировала их недостаток в морском вооружении и тактике, что позволило им навсегда разрушить карфагенскую державу, открыв Риму путь к непрерывному росту и доминированию в Средиземноморском бассейне в течение последующих семи столетий.
Римское морское наследие весьма значимо. Римские корабелы разработали некоторые базовые техники современного кораблестроения, такие, как технология постройки корпуса килем вверх. Многочисленные поколения моряков с берегов и заливов Италии стали основой римского могущества в эти ранние годы. Римский флот обеспечивал непрерывность морских поставок, в результате чего, Республика смогла контролировать все Средиземное море и посылать свои суда к границам известного мира и даже за его пределы. Эта первая серии о римских боевых кораблях, описывающая период от рождения римского флота до начала имперского периода.
- Термины той эпохи, которые могут быть не известны читателям :
Epoitis, επeωτις (эпотида)-толстый выступающий надводный брус (балка с изображениями или нет) у носа или гребного отсека, для предотвращения разрушения судна, если подводный таран поврежден или полностью вошел в корабль противника.
Hortator- командующий гребцами
Navis, Naves-корабль, корабли
Parasimon, παρασημον-носовая панель с каждого борта с символом или фигурой, отражающей название корабля
Parexeiresia, παρεξειρεσια- , дополнительный упор для весел, небольшие арки снаружи корпуса судна, на которые опираются весла транитов
Parodos, παροδος (пародос)-переходный мостик
Proembolion (проемболон)-носовой дополнительный таран над основным подводным тараном, находящимся на/над ватерлинии, целью которого было предотвращение заклинивания или повреждение корабля противника при лобовом столкновении
Prora-форштевень, искривленный носовой брус, поднимающийся от киля и оканчивающийся орнаментом или носовой фигурой
Stolos-носовой орнамент
Talamiti (таламиты)-самые низкосидящие гребцы на корабле с тремя уровнями весел
Traniti (траниты)-верхний ряд весел, самые верхние гребцы на корабле с тремя уровнями весел
Zigiti (зигиты) -гребцы среднего ряда
ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
Происхождение Римского флота
С ранних времен римляне приписывали морю божественную природу. По легенде, после бегства из Трои мифический герой Эней скитался по Средиземноморью прежде, чем случайно пристал к побережью Лациума, где построил Лавиниум (теперь — Pratica di Mare). Среди его потомков — Ромул и Рем, близнецы, основавшие Рим, и Юл (Асканий), предок Юлия Цезаря. Таким образом, с самого начала, морские мотивы в римских традициях были связаны со святынями: чтобы избежать разрушения от рук латинян, троянский деревянный флот был превращен богами в прекрасных морских нимф.
С периода царей римляне все больше и больше пользовались рекой Тибр как природным путем между Римом и морем, до создания первого морского порта в период правления Анка Марция в 640-616 гг. до н.э. По Ливию (История от основания города, 33), когда римляне завоевали этрусский город Вейи, они основали на его месте новый город, Остию. Остия была укреплена, и, более того, царь приказал прорыть канал для больших судов и для рыбаков, живущих морским уловом (Энний, Фрагменты, 146–147).
В 509 г. до н.э., накануне Эпохи Консулов, Карфаген, доминирующая морская держава западного Средиземноморья, заключила с Римом Морской договор. В течение VI века до н.э. Рим все еще был этрусским городом и считался частью военно-морских сил этрусской конфедерации в Тирренском море. Рим, новичок в морском деле, в погоне за морской мощью рассматривал, как и Афины, достижение господства в общем смысле, и конечно, как защиту источников пищи быстро растущего Урбса (Рима). В отличие от Афин, где жители участвовали в принятии решений в зависимости от ценза, обычный римский народ, формировавший команды первых судов, не имел влияния на эту политику, которая определялась в первую очередь царями, а затем магистратурами.
Римляне, подписывая мир с Карфагеном, безусловно уже имели военно-морские силы и были заинтересованы в расширении морской торговли (вероятно, как можно предположить у Полибия, используя для торговли боевые корабли). В частности, в отношении охраны побережья от морских набегов, стоит отметить инициативу последнего римского царя, Тарквиния Гордого, отправившего римских колонистов в Цирцеи, чтобы эта область стала одним из морских укреплений города. Можно также предположить, что, поскольку карфагеняне все-таки подписали Морской Договор, римский военно-морской флот был немногочисленным даже к этому времени. Договор продлевался пять раз.
С ростом римского населения следовало в первую очередь обезопасить морское снабжение Урбса. Эта задача скоро стала объектом пристального внимания римского правительства. Согласно Ливию, Рим покупал пшеницу в Кумах (вблизи Неаполя), когда римские корабли были задержаны тираном Аристодемом, наследником Тарквиния Гордого, в компенсацию за изъятие бывшей царской собственности.
Первые известные римские боевые корабли
Первое упоминание римских боевых кораблей приходится на 394 г. до н.э. В этот год после побед Марка Фурия Камилла над Фалерией и Вейями, сенат послал корабль в Дельфы (Греция), с горшком золота в дар Аполлону. Недалеко от Мессинского пролива корабль был вынужден зайти в пиратскую гавань Липари. В этом городе существовал обычай — делить захваченное среди всех жителей. Но главой магистрата в этот год был некий Тимаситей, который уважая статус посла и Аполлона, встретил посланца как гостя, снабдил его морским эскортом и позволил вернуться в Рим невредимым. Очевидно, что даже могущественный Липари опасался римского морского возмездия. В этот период Рим также заключил Морской мирный договор с Тарентом, нарушенный впоследствии в 282 г. до н.э., когда римская флотилия вошла в Тарентский залив. Этим договором, который никогда не продлевался, римляне подтверждали право Танрента на эксклюзивное пользование проливом севернее Латинского Мыса (а именно Капо Колонна). Однако непонятно, какие взаимные обязательства были наложены на корабли Тарента.
Первое упоминание римской морской войны относится к 349 г. до н.э. Консулу Луцию Фурию Камиллу, сыну известного государственного деятеля Марка, было доверено командование войсками против галлов, и в этот год он отдал приказ претору оборонять все побережье Лация и отгонять небольшой греческий флот, опустошавший побережье. В следующий год, победив галлов, консул получил приказ от Сената принять командование морскими силами (bellum maritimum), соединив свои войска с войсками претора. Камилл не имел возможности вступить в битву с греками — они были посредственными воинами на суше, в то время как римляне были таковыми на море, поэтому греки держались подальше от побережий. Без доступа к источникам пресной воды и другим жизненно-важным ресурсам греческие корабли покинули Италию. Какому из греческих государств принадлежал этот флот трудно установить точно, хотя Доменико Карро полагает что это были сикелиоты.
Второй Морской мирный договор
Из Второго мирного договора между Римом и Карфагеном, подписанного в 384 г. до н.э., мы имеем доказательство, что римляне использовали свои корабли для пиратства. Текст Полибия (3,24) переводится так:
«Быть дружбе между римлянами с союзниками и карфагенянами, тирийцами, народом Утики с союзниками на следующих условиях: римлянам возбраняется ходить по ту сторону Прекрасного мыса, Мастии и Тарсеия как за добычей, так и для торговли и для основания города. Если карфагеняне овладеют в Лациуме каким-либо городом, независимым от римлян, то они могут взять деньги и пленных, а самый город обязаны возвратить. Если какие-либо карфагеняне возьмут в плен сколько-нибудь человек из народа, соединенного с римлянами писаным договором, но не находящегося под властью римлян, карфагенянам возбраняется привозить пленных в римские гавани; если же таковой будет доставлен туда и римлянин наложит на него руку, то пленный отпускается на свободу. То же самое возбраняется и римлянам… В Сардинии и Ливии никому из римлян не дозволяется ни торговать, ни основывать город, ни приставать где-либо, разве для того только, чтобы запастись продовольствием или починить судно. Если римлянин будет занесен бурею, то обязан удалиться в пятидневный срок. В той части Сицилии, которая подвластна карфагенянам, а также в Карфагене римлянину наравне с гражданином предоставляется совершать продажу и всякие сделки. То же самое предоставляется и карфагенянину в Риме».
Этот новый Морской договор показывает высокий уровень уважения и повышенного внимания карфагенян к римскому морскому присутствию. Он содержит более явные запреты на экспансию (на территориях Карфагена в Сардинии и Северной Африке), нормы поведения (отсутствие пиратства в определенных областях) и географические ограничения на всю римскую активность в западном Средиземноморье (в карфагенских испанских регионах южнее Мастии). Карфагеняне подчеркивают факт обладания Ливией и Сардинией, и запрещают какие-либо попытки римлян высаживаться там; с другой стороны, в случае Сицилии, они ясно выделяют свои провинции на острове. Одновременно карфагеняне были обязаны уважать суверенитет городов: Ардея, Анцио, Цирцеи и Террачина — все они лежат на побережье Лациума, к которому относится договор. Таким образом, из него мы имеем возможность узнать список мест сосредоточения боевых кораблей латинян.
Рост римской военно-морской мощи
Вскоре Александр I, царь Эпира, попытался высадиться в Бруттии (сейчас это итальянская провинция Базиликата) против лукан, которые препятствовали прямому столкновению с римской армией. Это демонстрирует уязвимость Италии с моря через побережья, неконтролируемые Римом. Данное событие вызвало рост римской обеспокоенности в необходимости усилить слежение за морем и оборону берегов. Однако, во время высадки Александра I, римляне столкнулись с более насущными проблемами взятия под свой контроль италийский городов, которые проявляли открытую враждебность, включая морской рейд антийских вольсков в окрестностях Остии в 340 г. до н.э.
Два года спустя, в 338 г. до н.э., консулы: Луций Фурий Камилл и Гай Мений покорили всю Лацию и основали новую римскую колонию в Анциуме. Вольские боевые корабли были уничтожены. Некоторые вольские суда были переправлены в римские доки (navalia), некоторые сожжены, а носы других послужили украшением колонны на Форуме, которая получила название ростральной (Ливий, III,1; Плиний, XXXIV,11,20). Корабли из Анциума сформировали первое ядро небольшого действующего флота, соответствующего пока еще региональной роли Рима. Римляне трактовали свой imperium (высшую власть) также в отношении морской мощи, лишив вольсков права пользования морем, чтобы исключить любые помехи со стороны местных флотилий. Во время войн 343 г. до н.э. для защиты городов Кампании от самнитов, римляне заключили союз с Палеополисом-Неополисом, которые стали первыми socius navalis (морскими союзниками) римского флота.
Самнитские войны позволили римлянам завершить и закрепить свой контроль над прибрежной полосой, где располагались наиболее значимые морские города Тирренского побережья. Это позволило Риму переключить свои интересы на адриатическое и ионичекое побережье, что еще более усилило их флот, и, в результате, только морские силы греческого Тарента могли противостоять Риму в обретении полного господства над Италией. В 312 г. до н.э. еще две военные власти (imperia) стали предоставляться плебеям (наиболее многочисленному классу): назначение 16 военных трибунов и должность так называемого duoviri navales classis ornandae reficiendaeque causa, ответственного за снабжение и содержание флота (Ливий, IX,30,4). Оче-видно, что флот уже имел размеры, которые требовали выделения специального магистрата. По Ливию (XL,18,7, XLI,1,2-3), каждый duoviri командовал эскадрой из десяти кораблей.
Активностью римского флота в этот период было в основном патрулирование берегов и прибрежные набеги, своего рода пиратство. Достаточно упомянуть курьезный случай, произошедший в 311 г. до н.э. Публий Корнелий, которому Сенат доверил надзор за побережьем Кампании, высадился в Помпеях, и его союзные моряки разграбили территорию Ночеры. Грабя область, из которой они могли безопасно отступить на корабли, они привлеченные жаждой наживы, проникли глубже и привлекли внимание врагов. Пока они были рассредоточены никто не встретил их, хотя в этот момент перебить их было проще всего. Однако, когда они вновь собрались в группы, потеряв предосторожность, крестьяне напали на них недалеко от судов, многих перебили и вернули награбленное. Оставив гротескный аспект этой битвы, особенно факт, что эти «союзники» не имели боевой выучки римлян, важно заметить, что, римский флот уже был наделен Сенатом мандатом для делегирования задач морского надзора наемным морским силам.
Представляет интерес факт, что эта активность имела место у Кампании, ясно показывая, что Рим, как только был способен претендовать на союз со всеми морскими городами этого региона, захотел занять их место в демонстрации морской мощи в этой области. В 306 г. до н.э. Морской Договор с Карфагеном был продлен в третий раз (Ливий, IX,43,26), защитив Африку и Сардинию как области исключительного влияния карфагенян. Ничего не сказано, однако, о Корсике, которая уже была предметом римского интереса. В 307 г. до н.э. римляне приплыли к ней на 25 судах, в поисках возможности основания колонии, но остров оказался диким, покрытым лесом, который мешал высадке. Идея строительства колонии была на время оставлена.
Источники сообщают, что в 292 г. до н.э. (Валерий Максим I,8,2; Овидий 15, 622–744; Ливий X,47) римский корабль, упомянутый специально как трирема (корабль с тремя рядами гребцов), был отправлен в Грецию с официальным визитом из религиозных соображений. Поскольку город был поражен эпидемией, Сенат отправил послов за изображением Эскулапа (бога медицины с посохом, обвитым змеей), из порта Эпидавроса в Рим на римской триреме. При его появлении в Тибре, змея, как утверждалось, «выпрыгнула с корабля» на остров в Тибре, где в честь этого чуда и был построен храм Эскулапа. Острову Тиберина была придана форма корабля и сегодня его еще можно различить. Изучение исходной формы этого острова позволило ученым прояснить вероятную форму ранних римских трирем. Монумент был, скорее всего, перестроен в I веке до н.э. с драгоценным мрамором, травертином, и первоначальная трирема получила форму флагманского корабля 100-50 гг. до н.э., возможно, пятирядной или семирядной полиремы.
РИМСКИЕ КОРАБЛИ И ФЛОТ
Структура и конструкция
Римский флот, особенно в период Пунических войн и установления господства в Средиземноморье, достиг такого уровня численности, сложности и технологического уровня, которые оставались непревзойденными до XIX века. Следует также помнить, что более сложные примеры греческого кораблестроения в этот период величайшего культурного и научного расцвета в Средиземноморье, корабли с большим числом гребцов и сложной многорядной системой гребли были обычным делом, и эта система была просто была взята на вооружение и улучшена римлянами. Только около 1800 г. с первым появлением композитных корпусов можно считать, что технологии древних удалось превзойти.
До Первой Пунической войны Карфаген обладал исключительной морской мощью в западном Средиземноморье. Но римские морские технологии подверглись существенной трансформации в этой войне, когда карфагенские корабли захватывались и копировались элемент за элементом. Рим заказал скоростное строительство 160 новых улучшенных кораблей по этим чертежам. Некоторые ученые, анализируя свидетельства Полибия относительно этого случая, считают сомнительным, что народ без морских традиций мог бы легко «скопировать» захваченный корабль.
Но в этом нет ничего удивительного, так как римляне не были одиноки в Средиземноморье. Достаточно заметить, что все технические термины ранних римских судов заимствованы у греков, такие как: scaplius, navis, nauta, и carina. Корабли могли быть построены из свежесрубленной древесины, и греческие плотники, состоящие на римской службе, знали, где найти древесину, как ее отобрать, срубить и придать ей нужную форму. Они были опытными кораблестроителями. Кто лучше греков мог построить флот для римских союзников и научить их как им пользоваться? Если римский флот был построен всего за два месяца, как полагает Полибий, очевидно, что, или он строился в греческих доках Великой Греции, или греками в римских доках. Если мы признаем, что ни самим римлянам, ни их союзникам в Кампании, обычно строившим пентеконторы и триремы, не была известна техника постройки квинкверем, вероятно, для быстроты они начали с постройки простейших судов с одним рядом весел, каждое из которых управлялось пятью гребцами.
Относительно используемой древесины и техники постройки римских судов, мы много знаем о грузовом судне онерарии (onerariae), но идентифицируемых остатков римских боевых кораблей Эры Консулов не сохранилось, кроме некоторых бронзовых элементов. Однако, недавно обнаруженная на месте кораблекрушения у о-ва Андикитира онерария 87 г. до н.э. была сделана из вяза, древесины, часто используемой римлянами для постройки своих судов. Исследования установили, что римское место кораблекрушения обнаруженной у Махдия, Тунис, построено из вяза, длиной около 40,6 м и шириной — 13,8 м. Вес груза мрамора был оценен в 200 тонн археологом Фернандом Бенуа. Археолог Альфред Мерлин оценивает его в 300-400 тонн. Палуба в 8 дюймов толщиной была покрыта свинцом, как и корпус. Конструкция была высококачественной, судя по используемой древесине и наличию свинцовых пластин. На месте раскопок найдено множество бронзовых гвоздей. Мерлин также обнаружил, что судно было разделено на несколько отсеков и обладало вертикальными переборками. Предполагается, что подобное торговое судно имело меньшую скорость, чем боевой корабль.
Конструкция древних римских гребных судов повторяла конструкцию других аналогичных судов древности, с небольшими отличиями: они имели характерный stolos (носовой орнамент), в чем-то похожий на аналогичный у греческих судов. Каждый корабль имел форштевень (prora); бортовые выступы в носовой части, похожие на уши, формируемые поперечным бимсом, лежа щим у переднего конца аутригера, защищая его от повреждений при носовом столкновении, эпотиды (επωτις); корпус; сплошную палубу; верхний таран, который защищал обшивку и киль, проемболон ( προεμβολιον); переходный мостик, пародос ( παροδος) с каждого борта, иногда размещаемый на плоской верхней грани гребного отсека.
Боевые корабли могли быть тяжелыми или легкими. Самыми широкими были галеры (naves longae), отличающиеся от круглых грузовых судов (onerariae). Ливий (XXXVII,23,5) делает различие также между большими (naves majoris formae) и малыми (naves minoris formae) судами. Обычно галеры были rostratae, т.е. вооружены бронзовым тараном, ростром (rostrum) и cataphractae, т. е. хорошо бронированы и защищены (kataphraktos — др. греч., tectus или constratus – лат.), что означало, что они были закрыты от носа до кормы для защиты гребцов от метательного оружия и/ или абордажа. Термин machimoi (μαχιμοι), упомянутый Плутархом в Жизнеописании Помпея (64,1), относится к боевым кораблям, то есть к бронированным kataphraktoi. Оба термина относятся к кораблям, большим, чем триремы, построенными и оснащенными для битвы в линии.
Функцией этих больших римских кораблей был таран вражеских судов, чтобы обеспечить платформу для действий солдат, и они конструировались прочными и «ящикоподобными». Это означало, что вокруг корпуса судна шла деревянная конструкция с верхним настилом и несъемными боковыми экранами для защиты гребцов, имеющими прорезь для вентиляции. Сделать корабль «сataphracting», означало настелить большую часть палубы и установить несъемные ограждения с прорезями, как дальнейшее развитие древнегреческих съемных верхних и нижних экранов (по-латински, tectus and constratus означают «покрытый»). Многие из кораблей Агриппы в кампании против Помпея были cataphract. Обычно это определял командующий, а не кораблестроитель, возможно потому, что капитан корабля лучше знал, что потребуется от корабля в сражении.
Корабельные флоты имели определенные названия в зависимости от типа; например, флот быстрых судов назывался Classis Expedita (Ливий, XXVI,24,1).
Ранние боевые римские корабли: беспалубные (aphractae) и пентеконторы
Первые римские корабли были этрусского типа, как указано в источниках: в 394 г. до н.э., когда Рим послал посольство в Дельфы, римский посол был взят на абордаж греческими пиратами из Липари, которые издали приняли его за этрусского пирата. Эти корабли не имели палубы (aphraktai или apertae, в отличие от kataphraktai и constratae). Их хорошо видно на известном кратере Аристоноса в Капитолийских музеях (см. стр. 10), на котором изображена aphrakta pentecontera (греческое судно с двумя уровнями гребцов) в момент схватки с другим кораблем, вероятно, лембосом, в морском сражении второй четверти VII века до н.э. Корабли, изображенные на этрусских урнах из Вольтерры, часто имеют одну гребную банку и не всегда имеют центральную палубу, а лишь платформу. Эти беспалубные корабли могли, однако, иметь боевой таран.
Но это не означает, что пентеконторы были только беспалубными (aphractae). То, что называлось римской cataphract pentecontera с двумя рядами весел, частично видно на цисте (бронзовой урне) Фикорони. Этот тип корабля, частично закрытый палубой, но открытый по бортам, был снабжен отверстиями для весел (два гребных порта видимы) и был возможно типа лембоса. Интересно отметить, что на этом изображении, возможно ,раннего римского корабля, палуба следует изгибу кормы и поддерживается внутренними опорами с каждого борта, с поперечинами, соединяющими каждую пару опор. Однако палуба такого типа судов была, уже чем их бимсы, и аутригеры отсутствовали.
По Ливию (XXXVI,42,8), в 191 г. до н.э., флот Гая Ливия Салинатора, вышедшего из Пирея в Делос на перехват Великого флота Антиоха III у Корикоса, включал cataphractae галеры, множество мелких судов (aphracts), оснащенных таранами, и несколько naves speculatoriae без таранов. Aphraktai также присутствовали во флоте Катона Младшего (Плутарх, Катон Младший, 54, 3) вместе с liburnida (быстрый боевой корабль) и kataskopikà (разведывательное судно): «Тут Помпей … решил было поручить Катону начальство над флотом, который насчитывал не менее пятисот боевых кораблей и огромное множество либурнских, сторожевых и легких судов…».
Трирема
До сражения у мыса Акциум в 31 г. до н.э., трирема, относящаяся к классу naves minoris formae, была одним из основных боевых кораблей римского флота. Это большое и тяжелое судно, основанное на греческом прототипе, имело три ряда гребцов. Вергилий (Энеида, V,119–120) дает нам ясное описание системы гребли, сообщая, что трирема гребется в три ряда (triplici versu) и весла расположены на трех уровнях. Поэтому мы имеем точное описание двух основных характеристик триремы: три ряда гребцов по борту и три уровня весел, и узнаем правило важное для любого типа судов: количество рядов гребцов дает название кораблю: трирема, квадрирема и т.п.
Римские источники описывают hemioliai cataphract, которые в реальности были triimioliai. Они часто использовались вместо трирем в первой половине II века до н.э. Этот тип корабля был таким же быстрым как hemioliai, но имел 120 гребцов вместо 170 на триреме. По Фотию, triimioliai были идентичны triiris (традиционной триреме): они имели три ряда гребцов, и их вполне можно считать одним из вариантов триремы.
Квадрирема
Квадрирема была первой из naves majoris formae. Эти большие корабли обычно были cataphractae, но квадрирему полагали легким типом: Цицерон в Речи против Верреса (5,89) упоминает квадрирему, которая была очень быстроходной под парусом. У нее были два главных свойства: передняя полупалуба без фальшборта и главная палуба, увенчанная решетчатым ограждением. Она иногда оснащалась башнями, а решетчатые бортовые экраны ниже палубы давали некоторую защиту. Квадрирема иногда могла использоваться как разведывательное судно (navis speculatoria).
Квинкверема
Согласно многим ученым, первые римские квинкверемы Пунических войн в III веке до н.э. были больше своих греческих и карфагенских аналогов, поскольку они не управлялись профессиональными гребцами как у греков, которые могли маневрировать тремя перекрывающимися веслами одновременно. Однако, это предположение, основанное на анализе монет, отчеканенных в честь побед Первой Пунической войны, не разделяется такими учеными как Моррисон и Коутсж.
Первые римские квинкверемы имели следующие характеристики: форштевень изгибался вперед, а затем слегка назад, два косых бруса в местах крепления торца форштевня к корпусу, панель с «глазом-оберегом» располагалась за форштевнем. Иногда отвращающий беду «глаз» был выше и размещался на основании форштевня, как видно на поздних монетах II века до н.э. Далее размещался брус-эпотида ( επωτις), а за ним глубокий гребной отсек. На двух вариантах монет, между гребным отсеком и главной палубой нет щели, а на двух других вариантах монет показан открытый борт. Открытый борт гребного отсека, закрываемый по необходимости от шторма или вражеских метательных снарядов, обеспечивал хорошую вентиляцию. Но в то же время, с появлением более тяжелых модификаций квинкверем для ближнего боя, защита от стрел стала еще более актуальной. Возможно, тогда задумались об уменьшении открытой бортовой области, и это видно на квинкверемах с барельефа в Остии.
На монетах Фонтейя вентиляционная прорезь на бортовых экранах видна в направлении кормы по правому борту, ниже палубы и ее привального бруса. Ниже его и выше бархоута, заканчивавшегося на малом таране, проемболоне (proembolion), гребной отсек имел два уровня весельных портов в навесных панелях (выпуклостями похожих на машикули). Третий ряд гребных портов был прорезан выше нижнего бархоута. Иногда, как видно на монетах Гая Кальпурния Пизона, вентиляционная прорезь находилась под палубой, за местом крепления форштевня и «глазной панелью», чуть выше толстых планок обшивки, которые заканчивались на проемболоне. Три ряда гребных портов в этих моделях разделялись дополнительными бархоутами.
Квинкверема была longis navis cataphracta и rostrata, относившихся к категории тяжелых судов. Вес судна сильно зависел от его ширины, поскольку длина римских боевых кораблей различных типов была примерно одинакова, и, в общем, несильно различалась из соображений устойчивости. Квинкверемы иногда могли быть expeditae, т.е. облегчены для быстроходности, и тогда они рассматривались как легкие суда.
Большие полиремы
Полиремы с параметрами шесть и более относились к категории тяжелых судов. Они часто служили флагманами или navis praetorian. Силий Италик в своей поэме Пуника в Книге XIV, 487–488, говорит о осаде Марцеллом Сиракуз, которые защищал Архимед и карфагенский флот, отмечает, что римский флагман был полиремой с шестью рядами («корабль римского командующего шел быстрее ветра разгоняемый шестью рядами весел»). Римские флагманы, веками (от Марка Атилия Регула до Помпея и Августа) были почти всегда exeres (с шестью гребными банками). Такой была, например, сексирема Сципиона (Ливий, XXIX,9,5–8).
Примеры римских полирем, включая корабли с девятью рядами гребцов, изображены на барельефах Неаполитанского Археологического музея, показывая тяжелые цельные деревянные весла, управляемые несколькими гребцами, но лучший пример полиремы, возможно девятирядного судна, показан на барельефе в Палестрине, изображающий битву при Акциуме (см. стр. 18).
На нем, на боковом виде ниже пародоса (parodos) показан решетчатый экран, который на большинстве палубных судов просто отсутствовал. Решетчатый экран слегка выдвинут за борт от верхней линии весел, плавно переходя в бортовые носовые панели, без эпотиды. Вероятно, у полиремы верхний ряд весел располагался, выступая над нижним. Эта укороченная конструкция аутригеров (parexeiresia) была продиктована необходимостью встроить в него пародос для ближнего бортового боя.
Данные древних источников о существовании полирем поддерживаются анализом последних десятилетий на основе археологических находок, в особенности величественным монументом в честь победы у Акциума, построенным Августом перед Никополем, в месте, где находился его лагерь. На более чем 60-метровой фронтальной стене основания насчитывается 36 или 37 ростров больших кораблей, чьи формы (в поперечном сечении) все еще можно определить глубокими выемками в камне. Хотя исследование видимых фрагментов еще продолжается, имеющиеся данные уже позволяют археологам оценить общее число ростров и, в результате (полагая по Мюррею, соотношение 1:10), общее число захваченных кораблей в Bellum Aziacum. Различные размеры ростров подтверждают факт участия в сражении судов, больших, чем квинкверемы, как и указано в древних источниках. С помощью виртуальной реконструкции было оценено, что самый большой таран должен был иметь вес в 2300-3800 кг, возможно от децемреры (десять рядов гребцов).
Лембос и либурна
Эти знаменитые суда появились на побережье Далмации, и были созданы иллирийскими пиратами племени Либурнов. Эти пираты использовали лембосы ( lemboi) (небольшие корабли, обычно биремы, которые могли догнать тяжелогруженные торговые суда) и либурны (liburnae) (легкие пиратские корабли назывались hemiolia и myoparoi). Для морских сражений они использовали триремы. Изначально либурна была палубным судном (двухуровневый лембос), которая могла использоваться и для боя, и для разведки. Этот тип был скоро приспособлен римлянами как боевой корабль, и слово стало обозначать тип быстрого и подвижного корабля.
Уже в 69 г. до н.э. мы обнаруживаем либурны в римском флоте, когда флот Помпея описывается как применяющий liburnides. Плутарх упоминает либурны во флоте Помпея не как боевые корабли, так что эти суда могли также использоваться как разведывательные (Аппиан, Гражданские войны, 5,103, Liburnica осуществляли морскую разведку во флоте Октавиана). Лукан описывая корабли Децима Брута, адмирала Цезаря в 49 г. до н.э., сообщает, что этот флот включал много больших трирем и двухуровневые либурны.
Онерария
Грузовые суда применялись для транспортировки войск и снабжения. Они ходили исключительно под парусами, или транспортировались галерами, но сами не имели гребцов. Общим термином для разных типов таких судов был — Fasili Trieretikì (φασηλοι τριηρετικοι). По Гаю Саллюстию (Римская история, 3,8), большие phaselus несли когорту в 600 солдат. Phaselus, как и другие переходные типы вспомогательных судов, имел весла, чтобы держаться других кораблей, идущих на своей крейсерской скорости. Однако, у них не было тарана. Роль этих судов во флотах вторжения была базой римской морской мощи начиная с Первой Пунической войны.
Другие суда
Myoparones (μυοπαρονες) были малыми боевыми кораблями и оснащались тараном. Эти суда были самыми маленькими галерами с одним рядом весел по каждому борту. По Плутарху, Октавиан, по просьбе своей сестры Октавии, дал 20 таких кораблей своему зятю Марку Антонию (Плутарх, Антоний, 35).
Термин kataskopoi обозначал разведывательный корабль, но это могло быть и просто слово, описывающее функцию, т.е. корабль любого типа (включая палубные), выполняющий разведку (naves speculatoriae). В реальности квадриремы, триремы и быстрые либурны были излюбленными судами для этой деятельности.
Naves actuariae был видом небольших гребных судов, снабжаемый при необходимости тараном (Авл Гирций, Записки об Александрийской войне, 44). Но Ливий (XXV,30,10) упоминает actuariae, используемое как десантное судно при осаде Сиракуз. По Цицерону (Письма Аттику, 16.3.6) actuariae или actuariolae — это гребные суда с десятью гребцами по каждому борту, но строились и actuariae с более, чем 30 веслами.
Scaphae были шлюпками на больших кораблях. Эти баркасы, по-видимому, были крепкими судами, которые или буксировали за кормой или объединяли в группы с actuariae и speculatoriae и использовали для транспортировки легкой пехоты и камней для постройки укреплений.
УБРАНСТВО И ОСНАЩЕНИЕ
На галерах все весельные порты были снабжены кожаными муфтами (askomata), чтобы вода не попадала внутрь, когда корабль шел под парусами при боковом ветре, или, когда бой происходил по одному борту, вызывая сильный крен. В этих условиях весла втягивались внутрь, насколько это было возможно.
Окраска и украшения
Овидий (Метаморфозы, XIV, 549–555), когда описывает превращение корабля Энея в морскую нимфу, сообщает нам важные детали о цвете римских судов:
Тут размягчилась сосна, древесина становится телом,
В головы, в лица людей превращаются гнутые кормы [puppes].
И переходят в персты и в ноги плывущие весла [remi].
Бок остается собой, как был; в нутре корабельном
Ребра скрытые днищ [carina] в спинные хребты превратились;
Реи [antemnae] руками уже, волосами уж вервия [lina] стали.
Цвет, как и был, — голубой [caerulus]…
Овидий явно описывает боевые корабли I века до н.э. или начала I века н.э. Цвет римских судов вероятно не менялся столетиями, так как корабли Пунических войн были лазурного (caerulean) цвета, а окраска в цвет морской волны упоминается Венецием во времена Поздней Империи. Голубой цвет был священным цветом Нептуна, бога морей, поэтому такая окраска была своего рода посвящением ему.
Священные элементы были во множестве представлены в украшениях корабля: отвращающий беду глаз, расположенный на отдельной панели, в основном по правом борту под проемболоном; часто нос судна выполнялся в форме божества или священного животного, как на судах, с Триумфальной арки в Оранже (см. стр. 42). Крылатые статуи Победы размещали на передней палубе. Глиняные горшки и небольшие алтари (doliola) в честь богов, идентичные миниатюрным копиям, найденным на корабле из Комаккьо, иногда устанавливались на корме боевых кораблей, как показано на монетах Фонтейя. Под проемболоном обычно рисовали или крепили фигуру Тритона или Дельфина. Это был parasimon, табличка с названием корабля. Так, например, на о-ве Тиберина на эпотидах был выгравирован посох и змея Асклепия.
Лестницы-трапы использовались моряками для перехода на берег. Они снабжались клином между передним концом и, возможно, стойкой внутри судна для защиты от проскальзывания, изображенным, например, на пентеконторе цисты Фикорони в точке, где лестница касается верхнего бархоута. Корабль из Комаккьо чудесно сохранился и демонстрирует нам главные инструменты и принадлежности судна конца I века до н.э.: сосуды и амфоры, предметы гончарного искусства и стекло, небольшие алтари, одежда, обувь и оружие членов команды, кожаные чехлы и сумки, щетки для растирания, кухонная утварь, лампы, весы, крюки, цепочки, корзины и фрагменты конопляной веревки, деревянные молотки, инструменты для уборки. Сосуды с питьевой воды размещались на корме на палубе. Антикитерский механизм, найденный на месте кораблекрушения онерарии 87 г. до н.э., недавно был интерпретирован английским историком Дереком де Солла Прайсом как первое навигационное календарное вычислительное устройство. Из раскопок на месте кораблекрушения в Махдии нам известно, что римские корабли имели аварийно-спасательное оборудование: помпы и 4-5 больших якоря.
ВООРУЖЕНИЕ И ТАКТИКА
Таран
Вооруженный корабль назывался navis ornata (Ливий, 43.9.4). Главным наступательным оружием был бронзовый элемент на его носу (prora) (prorae aeratae, Вергилий, Энеида, X, 223): таран или rostrum. Все cataphract корабли оснащались тараном. Недавние археологические раскопки обнаружили подлинные экземпляры римских и карфагенских ростров с места битвы при Эгатских островах, а ростры от сражения флота Агриппы и Секста Помпея недавно нашли вблизи Мессины и Акваладрони. Известный ростр из Атлита (весом в 600 кг) — не римский, а греческий, хотя он и идентичен тем, которые использовал Марк Антоний при Акциуме, и которые послужили основой монумента в Никополе.
Большой бронированный таран на носу превращал гребное судно в мощную боевую машину. Его ставили на ватерлинии или ниже, и он был неотъемлемой частью носа, в который он был врезан на замок. Чаще всего вражеские суда после таранной атаки тонули, но, если корабль был маневренным, и им командовал квалифицированный офицер, он мог накрениться и остаться на плаву. Предвидя таранную тактику, перед войной с Помпеем, Агриппа усилил свои корабли металлическими листами.
«Ворон»
Во время первых двух Пунических войн (264–242 и 218–202 до н.э.) карфагеняне полагались в наступательной тактике в основном на таранный удар и быстрое вытаскивание тарана из пробоины. В противоположность этому, римляне разработали сложные системы, чтобы не допустить отхода атакующего судна после атаки и дать римской пехоте шанс рукопашного боя на вражеской палубе. Но, поскольку тросы абордажных крюков могли быть легко перерезаны, консул Гай Дуилий, согласно легенде, создал машину, которая объединяла функцию абордажного крюка и абордажного мостика. Недалеко от носа ставилась небольшая мачта, к которой вертикально подвешивался мостик. К верху мостика крепился тяжелый железный багор, называемый corvus («ворон») или korax, который при сбрасывании пробивал палубу неприятельского корабля, давая возможность римским солдатам перебежать на вражескую палубу.
Абордаж с «вороном» был более сложным маневром, чем таран или повреждение весел. Но прежде всего стоит заметить, что римляне специально тренировались для такого маневра. И конструкция кораблей, таких как квинкверемы, подходила для использования такой машины, так же, как и наличие на борту большого числа солдат. Если римские квинкверемы, большие, чем аналогичные у карфагенян, были хуже управляемы, как пишет Полибий, их преимуществом было, что они были более устойчивыми и позволяли держать больше морской пехоты и, конечно, использовать «ворон». Кроме стандартных 20 солдат морской пехоты, набираемых из морских союзников (naval socii), римляне брали на борт 80 легионеров – полную центурию, обученную сражаться в морских условиях.
Пояснения к иллюстрации :РИМСКАЯ ГЕМИОЛИЯ И КВИНКВЕРЕМЫ, 69 Г. ДО Н.Э. Два корабля из флота Помпея Великого.
1.Изображение гемиолии (hemiolia-triimiolia) основано на рисунке корабля с Палестринской мозаики из Палаццо Барберини. Весла расположены уступом в два уровня, причем, судя по мозаике, нижние выдвинуты вперед. Эта особенность подтверждается изображением корабля с барельефа Палаццо Спада, показывающего греческую triimiolia, возможно египетскую, и родосским кораблем с Никой Самофракийской. Судно имело 52 весла с каждого борта, четверть из которых с двумя гребцами на весло, и гребная команда, по Моррисону, насчитывала 130 человек (26+26+13 по одному борту). Этот вид корабля имел примерно 18 м в длину.
2.Реконструкция квинкверемы с окраской в цвета Помпея, основана на монументе с о-ва Тиберина и анализе Котса. Квинкверема имела 282 гребца, но как полагает Моррисон, их число можно увеличить до 300, добавив еще два места к общей длине (около 40 м) и каждым веслом управлялись по два человека. Обратите внимание на гребной отсек с плоской площадкой-крышей и пародос (parodos). Наличие последнего ограничивало пространство для размещения гребцов под главной палубой, но имело огромное значение для абордажных боев тяжеловооруженных судов. Весла транитов опираются на аутригер. Ростр на рисунке для обоих судов реконструирован на основе тарана, найденного в Акваладрони, вблизи Мессины. В квинкверемах он был, по-видимому, установлен выше ватерлинии (avasteiros, αναστειρος).
Башни
Башни могли располагаться на кораблях для атаки или обороны. Боевые башни имели различную окраску, возможно для идентификации. В битве при Навлохе в 36 г. до н.э. Агриппа имел возможность сказать, что более половины флота Помпея было уничтожено, подсчитав количество разноцветных башен на вражеских судах. Агриппа представил некоторые изобретения вроде съемных башен, которые могли быстро устанавливаться на палубе. Катапульты, баллисты и скорпионы (тип боевой машины, также называемый «спинорог») обычно устанавливались на главной палубе, на башнях и внутри них. Защитные материалы для бортов, такие как: кожа и конский волос, хранили свернутыми и, при необходимости, раскатывали и закрывали открытые борта и весла в месте выхода из гребного отсека. На некоторых монетах Фонтейи этот защитный материал виден даже на двух уровнях.
Инженеры Агриппы изобрели новое оружие для сцепления с далеко находящимся кораблем. Оно называлось гарпаг (harpax) — большой брус, более 2 м длиной, покрытый железом для защиты от перерубания топором. На каждом конце было закреплено прочное кольцо. К одному кольцу крепился железный крюк, а к другому привязывался толстый канат. Оно помогало ускорить столкновение и последующий абордаж. Гарпаг выстреливали из катапульты, и, когда крюк вонзался, канат натягивали лебедкой, подтягивая вражеский корабль. Гарпаг работал вполне эффективно, пока не появилось контроружие: большое лезвие на длинном шесте, дававшее возможность перерезать трос.
Морской бой: римская морская тактика
Опора римлян на рукопашный бой в морских сражениях привела к возвращению старой тактики, основанной на сухопутном бое. Сперва, маневрируя для занятия выгодной позиции, соперники обменивались копьями, стрелами и выстрелами из пращей. На крытой палубе размещались вспомогательные силы лучников и бойцов, вооруженных ручным оружием и луками и позднее катапульты.
Когда нужная позиция достигалась, главной целью становился таран вражеского корабля, и, как только римские легионеры шли на абордаж, начинался рукопашный бой с кинжалами, мечами, копьями, топорами и булавами. Защитой бойцов в основном служил их щит и доспехи, если они у них были.
Обычно во время сражения для маневрирования использовались только весла, хотя были и исключения, как, например, в битве между Ливием и Поликсенидом, адмиралом Антиоха Великого, когда небольшой фок был поднят до или во время битвы.
Римлянам были хорошо известны греческие маневры: periplous и diekplous: первый обычно применялся, если число кораблей было примерно одинаково, и заключался в связывании неприятеля фронтальной атакой, растягивании фланга и обхода противника сбоку или сзади.
Во второй тактике (подходящей для быстроходных судов), корабль в центре атакующей линии проходил в промежуток между двумя вражескими кораблями, за ним близко следовал второй; в нужный момент первый корабль перекладывал руль и подходил вплотную к борту вражеского, круша весла и обездвиживая его. В этот момент второй корабль мог протаранить беспомощного неприятеля. Атакующий флот затем вливался в получившийся разрыв и нападал на остатки флота противника.
СИСТЕМА ГРЕБЛИ НА РИМСКИХ КОРАБЛЯХ
Размещение гребцов
Ключ к реконструкции римской системы гребли — понимание расположения гребцов. По Витрувию (I,2,4) латинское слово interscalmium следует рассматривать вместе с греческими словами: Triērēs (Triremis) и Triskalmos (т.е. «с тремя уключинами», синоним Triērēs). Interscalmium — это термин для продольного расстояния между одной уключиной и следующей в ряду сидящих друг за другом гребцов (т.е. гребное пространство), называемое по-гречески: dipheciaca. Одна из теорий о размещении гребцов на триреме предполагает, что их гребные скамьи располагались лесенкой, причем, чем ближе к обшивке, тем ниже располагался ряд. Другая теория помещает транитов и зигитов бок о бок на верхней банке, с веслами, проходящими через разные отверстия в борту, а таламиты сидят на нижней банке.
На поздней римской квинквереме, где 160 весел располагались в три ряда, 270-300 гребцов были разделены на 60 команд по пять человек в каждой (hence quinque-remis): три человека на одно весло и два — на оставшиеся. Следует предположить, что внутри каждой команды был свой старший. Возможно это был наиболее опытный гребец, или самый сильный; он сидел на конце весла, движимого членами его команды, которые повторяли его движения. По аналогии, среди всех 60 гребных команд, первые две, находящиеся в корме, ближе всего к начальнику гребцов (hortator), были самыми лучшими и проверенными. Гребок из- за веса весла и его длины должен был быть очень небольшим, а гребля, как и сейчас, происходила в четыре фазы: ввод лопасти в воду, проводка в воде, вынос и занос.
Поддержка ритма
Ритм задавался человеком, называемым pausarius, молотком (portisculus) или стихами в гекзаметре (так называемые celeuma). Из celeuma, записанной в Anthologia Latina (под ред. Mackail, стр. 62, относящиеся к Св. Колумбану, 543–615 гг. н.э., но возможно полученные из более ранних) мы можем обнаружить основные свойства как рабочую гипотезу. Песнь делится на четыре tetrastichi или квадруплета гекзаметра, каждый из которых начинается одним и тем же возгласом: Heia viri, nostrum reboans echo sonet heia! Следуя ритму начальника гребцов, гребцы возможно пели оставшиеся три строфы четверостишья, а затем начальник вновь повторял первую строку следующего четверостишья. Ритмичное пение на марше или тренировке вполне естественно для людей. Это отвлекает, снимает усталость и помогает избежать ошибок при движении. Возможно celeuma (эта или другая) пелась в тот период, который мы называем крейсерской скоростью, тогда как во время сражения, требовалась полная тишина, и движение осуществлялось под звуки молотка. В сегодняшнее время, если кто-то будет декламировать эти строки с размером и паузами, принятыми в гекзаметре, это должно звучать как-то так:
Heia viri / nostrum reboans / echo sonet heia!
Паузы делят предложение на три отдельные части, каждая по две стопы. Каждая часть, произносимая очень медленно по слогам с арсисом, тезисом и паузами, может соответствовать циклу гребли, по этой схеме:
- Heia viri: вход в воду и провод в воде
Пауза: вытащить и занести
- Nostrum reboans: вход в воду и провод в воде
Пауза: вытащить и занести
- Echo sonet heia: вход в воду и провод в воде
На этой основе некоторые ученые предположили, что ритм celeuma насчитывает 15-16 ударов в минуту, один гребок в 4 секунды. При этом ритм может быть увеличен до 20, если произносить celeuma быстрее. Поскольку песня состоит из 16 гекзаметров, и каждый из них включает три гребка, полная celeuma включает 48 гребков, чуть более, чем три минуты, после которых гребцы начинают сначала.
Понравилось - подпишись ! и Читай - Продолжение -
Военные кампании флота Римской Республики III-I века до нашей эры.
Источники : Murray, W.W., The Age of Titans, Rise and Fall of the Great Hellenistic Navies,Oxford, 2013.Pitassi, M., The Navies of Rome, Chippenham and Eastbourne, 2009. Republican Roman Warships 509–27 BC. RAFFAELE D'AMATO, 2013