Найти в Дзене
Основной аэродром

📅 Первый сельскохозяйственный самолёт Чехословакии и летающая лодка Short Empire. «День в истории авиации» №79 (28 июня—4 июля)

Оглавление

Французский вертолёт с перекрещивающимися несущими винтами, биплан от Boeing, первый самостоятельный проект испанской CASA и многое другое в свежем выпуске дайджеста «Этот день в истории авиации»! 7 дней и 7 событий. Приветствую, читатель, и полетели ✈️

28 июня

28 июня 1949 года — первый полёт многоцелевого вертолёта SNCAC NC.2001 Abeille. /Франция/

После освобождения Франции Societe Nationale de Constructions Aeronautiques du Centre (SNCAC) возобновила разработку перспективных тогда вертолётов. Вертолётное подразделение компании под руководством Рене Дорана (René Dorand) начало работу над проектом NC.2001 Abeille.

Это был пятиместный (2 члена экипажа + 3 пассажира) вертолёт с двумя перекрещивающимися несущими винтами. Вместо рулевого винта установили двухкилевое хвостовое оперение. Также предполагалась установка убирающегося шасси. Оснащался двигателем Renault 12S (575 л.с.) Расчётная максимальная скорость — 250 км/ч, дальность полёта — 800 км.

Построили 3 прототипа NC.2001. Первый показали на авиасалоне Ле-Бурже в 1946 году, но он сгорел до своего первого полёта. Второй смог взлететь, но стабильного полёта инженерам добиться не удалось. Третий никогда не летал. Проект свернули по причине закрытия компании SNCAC в июне 1949 года.

29 июня

29 июня 1963 года — первый полёт сельскохозяйственного самолёта Zlin Z-37 Čmelák (он же Let Z-37 Čmelák). /Чехословакия/

В 1961 году авиастроительные заводы Let Kunovice и Moravan Otrokovice начали работу над совместным проектом. Он получил обозначение Z-37 Čmelák и был первым специализированным сельскохозяйственным самолётом, разработанным в Чехословакии.

Z-37 представлял собой низкоплан с неубирающимся шасси и просторной кабиной. Позади кабины находился бак для химикатов на 600 литров. Устанавливался двигатель Avia M462RF (315 л.с.) Рабочая скорость — 120 км/ч, дальность полёта — 485 км.

Самолёт успешно прошёл испытания и был запущен в производство. Всего выпустили 631 единицу Z-37 Čmelák. Кроме Чехословакии, эксплуатировался в Болгарии, ГДР, Венгрии, Финляндии, Индии и т.д. Сегодня, в основном, Z-37 используются только в Словакии. Также их часто применяли в качестве буксировщиков планеров.

30 июня

30 июня 1947 года — первый полёт военно-транспортного самолёта Vickers Valetta. /Англия/

Первым послевоенным британским гражданским самолётом стал Vickers VC.1 Viking. Этот небольшой авиалайнер получился успешным и заинтересовал Королевские ВВС. Они заказали компании Vickers-Armstrongs Ltd разработку военно-транспортного самолёта Valetta на базе VC.1.

Главные отличия Valetta от своего «родителя» — грузовой люк по левому борту, усиленный пол грузовой кабины и увеличенная площадь остекления. В остальном, это был всё тот же среднеплан с убираемым шасси. Оснащался 2 × двигателями Bristol Hercules 230 (2000 л.с.) Крейсерская скорость — 277 км/ч, дальность полёта с полной загрузкой — 580 км. Брал на борт 34 солдата или 20 десантников.

Vickers Valetta приняли на вооружение в 1948 году, и он быстро стал основным транспортным самолётом Королевских ВВС. Использовался также для обучения, буксировки планеров и как административный самолёт. Всего выпустили 263 единицы Valetta.

1 июля

1 июля 1929 года — первый полёт учебно-тренировочного самолёта Boeing Model 203. /США/

Кроме производства, Boeing занималась и обучением пилотов в своей лётной школе. В 1929 году специально для своего учебного центра компания начала разработку нового учебно-тренировочного самолёта — Model 203.

Это был трёхместный (2 пассажира в передней кабине + 1 пилот) биплан с неубиремым шасси. Двигатели отличались на разных модификациях. На первых самолётах стояли Axelson A/B мощностью 145–165 л.с. Крейсерская скорость — 148 км/ч, дальность полёта — 640 км.

Выпустили 7 самолётов Model 203. Все они использовались в лётной школе Boeing до 1941 года. После закрытия школы в связи с началом Второй мировой войны несколько самолётов выкупила авиакомпания United Air Lines, несколько приобрели частные владельцы.

2 июля

2 июля 1929 года — первый полёт учебно-тренировочного самолёта CASA III. /Испания/

Начав с лицензионного производства, компания Construcciones Aeronáuticas SA (CASA) в 1929 году приступила к работе над первым самостоятельным проектом — CASA III. Изначально, самолёт задумывался как лёгкий бомбардировщик, но в процессе разработки его переквалифицировали в учебно-тренировочный.

CASA III представлял собой двухместный высокоплан с крылом типа «парасоль» и неубирающимся шасси. С двигателем de Havilland Gipsy I (95 л.с.) CASA III развивал скорость до 200 км/ч. Дальность полёта до 1000 км с дополнительным топливным баком.

Было выпущено 9 самолётов CASA III. Все они были оснащены разными двигателями (!). Самолёты использовались в лётной школе испанских ВМС в Польенсе. Во время Гражданской войны в Испании вошли в состав ВВС республиканцев. К 1939 году ни один CASA III не уцелел.

3 июля

3 июля 1936 года — первый полёт транспортной летающей лодки Short Empire. /Англия/

Авиакомпания Imperial Airways стремилась обеспечить себе преимущество на быстро растущем рынке авиаперевозок в 1930-х годах. Поэтому в 1935 году она сформулировала требования к самолёту, способному перевезти 24 пассажиров на расстояние не менее 1100 км. Выбор был сделан в пользу летающей лодки и компания Short Brothers начала работу над проектом Short Empire.

Это был цельнометаллический высокоплан с фюзеляжем обтекаемой формы. В версии S.23 оснащался 4 × двигателями Bristol Pegasus XC (920 л.с.) Брал на борт до 24 пассажиров + 1,5 тонны груза (чаще всего — авиапочты) + 5 членов экипажа. Крейсерская скорость — 266 км/ч, дальность полёта — 1220 км.

Выпустили 42 летающих лодки Short Empire всех модификаций. Основным эксплуатантом стала Imperial Airways (позже — BOAC). Часть самолётов будет потеряна во время Второй мировой войны, а последние Short Empire спишут в конце 1940-х годов.

4 июля

4 июля 1934 года — первый полёт поршневого авиалайнера Savoia-Marchetti SM.73. /Италия/

Компания Savoia-Marchetti в основном производила гидросамолёты. Но в 1933 году она решила разнообразить свой модельный ряд. Для этого конструктор Алессандро Маркетти (Alessandro Marchetti) начал проект авиалайнера SM.73.

Благодаря использованию крыла от летающей лодки S.55, самолёт удалось разработать всего за 4 месяца. Это был низкоплан с неубираемым шасси. Фюзеляж состоял из стальных труб, обшитых фанерой и полотном. 3 × двигателя Piaggio Stella P.IX R.C. (700 л.с.) позволяли держать крейсерскую скорость до 280 км/ч. Дальность полёта — 1600 км, вместимость — 18 пассажиров.

Выпустили 40 самолётов SM.73. Первым эксплутантом стала бельгийская а/к Sabena, но основная масса авиалайнеров летала в итальянской Ala Littoria. В годы Второй мировой войны SM.73 использовались как транспортники. Последние самолёты вывели из эксплуатации после 1945 года.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории