Найти тему
kin0guru

Лидеры кинопроката 80-х: "Тутси" (1982)

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

В советский кинопрокат эта комедия Сидни Поллака вышла в 1984 году и по некоторым данным за первый сезон её посмотрело 34,8 миллиона зрителей (или верней столько было куплено билетов), что конечно не сравнить со сверхрезультатами показанного тогда же "Танцора диско" (60,9 млн.), но тоже впечатляет.

Среди немногих голливудских фильмов, что демонстрировали в СССР в первой половине 80х, "Милашка" не сумела переплюнуть разве что приключенческую "Бездну" да "Конвой". В то время как у себя в Штатах она обставила их по полной, собрав больше 177 млн. долларов (что равно 59 миллионам проданных билетов по средним ценам тех лет). Можно сказать, вполне сопоставимо, учитывая что фильм всё же заточен на американские реалии.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Но это было только начало - популярность картины в нашей стране ещё лет 10 оставалась стабильно высокой, о чем свидетельствовали и повторные выходы в прокат, и показы в видеосалонах и даже по центральному телевидению в начале 90-х. Я же смотрел его лишь раз - в тот самый премьерный год, когда мне было 10 лет и потому все эти шуры-муры мало ещё интересовали. Второй раз, по крайней мере, сходить в кинотеатр желания не возникло.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Зато в 2004 году, когда Виктор Дробыш из 4 выпускниц "Фабрики-4" соорудил поп-группу "Тутси", это название выглядело уже безнадёжным анахронизмом. С трудом верится, что для целевой аудитории из старшеклассниц оно хоть что-нибудь значило - как в плане некогда культовой романтической комедии, так и ненужных ассоциаций с геноцидом одноименного африканского народа в Руанде десятью годами ранее (тут уж не до шуток)...

В начале нынешнего десятилетия мало что изменилось - фильм по федеральным каналам не крутят (в отличие от какой-нибудь "Красотки", если брать продукцию той же киноэпохи) и сейчас при его упоминании ностальгически улыбнётся разве что поколение 45+. Самое время освежить, что я и сделал, подключив к сеансу небольшую "фокус-группу" в составе жены и 19-летней дочки (они с этой лентой совсем не знакомы и знают Дастина Хоффмана только по "Человеку дождя").

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Я сразу не исключал возможность, что полная и советская прокатная версии будут отличаться по хронометражу - привычное дело. Но действительность превзошла все прогнозы, так как разница составила аж 25 минут! Поэтому логично было выбрать смикшированный вариант, где к дублированному переводу "Мосфильма" добавили недостающие эпизоды с двухголосной профозвучкой.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Первые минут 10, если не больше, смотрелись тяжеловато и не предупреди я своих кинозрительниц, что надо запастись терпением, досматривать пришлось бы в одиночку: настолько там было всё замешано на американском актёрском междусобойчике, в котором Хоффман конечно как рыба в воде. И надо, пожалуй, поблагодарить доблестных советских редакторов, что не стали перегружать наши мозги в 1980-е и существенно обкарнали и начальные эпизоды, которые для нас, незнакомых с системой кастингов, контрактов и агентов, были совершенно из другой галактики. Одним же из центральных посылом осталось то, из-за чего фильм в итоге сумел добраться до наших киноэкранов: к радости советских идеологов тут затрагивалась проблема безработицы, хотя на самом деле далеко не последнюю роль в проблемах героя с трудоустройством сыграла его собственная строптивость.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

После первого же переодевания дальнейший просмотр пошёл как по маслу и от телевизора было не оторваться: мои соучастницы от души смеялись, да и я сам пару раз гоготнул. Некоторые сцены со съёмок мыльной оперы тоже были купированы, но перечислять их смысла нет - это сейчас нас не удивишь телесериалами и рейтингами, а тогда многое было непонятно в принципе.

-7

А что не могли пропустить в СССР по определению (из чисто цензурных соображений), так это все разговоры и хохмы вокруг геев и лесбиянок. При этом не исключаю, что в современных США фильм попадёт под раздачу из-за жалоб ЛГБТ-лагеря - как посмели эту тему высмеять! И воинствующие феминистки подключатся - где это видано, чтобы наиболее подходящей актрисой оказался переодетый мужчина (да к тому же натурал)! Который сам же и выступает против сексизма и пресловутого харассмента, тогда как женщины покорно принимают всё это, как должное. И миленькая героиня получившей "Оскар" Джесс Лэнг, в первую очередь.

40 лет назад подобный публицистический раж для голливудского мэйнстриа был ещё в новинку и к тому же здесь подавался с изрядной долей иронии, не превращая происходящее в агитку, а ныне даже слегка боязно от того, как здравые идеи имеют свойство выворачиваться наизнанку. И пусть картина сейчас подрастеряла злободневность, но как великолепная комедия положений с романтическим уклоном она ещё долго будет находить благодарного зрителя.

4/5

(c) Albert Magnus специально для kin0guru

#лидеры советского кинопроката