Мемуары, в которых автор не только увидел внешний ход событий и зафиксировал увиденное, но и сумел понять, почему все происходящее происходит так, а не иначе, безусловно лучшие. Не всегда их оставляют те, кто играл заметную роль в истории. Порой ценнейшие аналитические свидетельства исходят от людей, не слишком высоко вознесенных волнами событий. Именно таковы личность и воспоминания Даниила Самойловича Пасманика (1869-1930), русского публициста и общественного деятеля, еврейского происхождения, приват-доцента медицинского факультета Женевского университета. Во время Первой мировой войны он служил врачом полевого госпиталя, а с февраля 1917 года сам находился на лечении в лазарете в Ялте. И до апреля 1919 года оставался в Крыму. Именно там он стал свидетелем и участником необратимых процессов, перевернувших великую Империю.
Вот один из примеров умения автора создать внешнюю картину: «12 марта в Ялте сорганизовавшиеся профсоюзы пришли на митинг с красными знаменами, мусульмане – с зеленым знаменем Аллаха, а еврейская молодежь с бело-голубым сионистским знаменем. Все войска были украшены красными бантами огромных размеров. Странно было видеть эти банты на мундирах старых генералов и молодцеватых полковников, для которых еще вчера такая декорация была немыслима. И сделано это было без борьбы, без внутренних мук». Потом начались речи – и стало уже по-другому: «Чувствовалась фальшь, осязалось полное безволие всех этих, приспособившихся к требованию даже не толпы, а небольшой кучки демагогов. И эта фальшь, это безволие офицерства и буржуазной интеллигенции ввергли Россию в пучину большевизма».
Автор передал не только внешние детали, но чутко уловил особенности умонастроений своих соотечественников. С той же отчетливостью запечатлел он отношение к погибающей на его глазах России со стороны так называемых союзников, англичан и французов, высадившихся в Крыму: «наивные русские… полагали, что союзники морально обязаны помочь нам в отплату за неисчислимые жертвы, которые русская армия принесла в борьбе за общесоюзнические интересы. Но встретили высокомерное третирование своих общественных деятелей и взгляд на Россию исключительно как на территорию, предназначенную для раздела их сфер влияния».
Мемуарист сообщает массу ценнейшего фактического материала, соблюдая скрупулёзную точность в датах, фактах, именах, выдержках из текущей периодики и устных высказываний. Высказывается эмоционально, не впадая при этом в риторику, а только по существу: «Что может быть трагикомичнее выступления большевистского сброда в роли защитников национально-русской чести? Мы дожили и до этого, потому что мы, другие, оказались дряблыми, бессильными и безвольными. Воля к власти оказалась лишь у большевиков, и они ее осуществили, не брезгуя никакими средствами». Очень ценное и уместное понятие – «воля к власти». Хотя оно не принадлежит самому автору, а заимствовано из историософского оборота, популярного на рубеже XIX-XX вв., но у него оно приложено к конкретной действительности. И подмечена еще одна причина : почти все антагонисты большевиков, не объединенные друг с другом ничем, кроме ненависти к одному общему врагу, отличались настойчивым «требованием прав в отказе от обязанностей». А что такое власть в ее практическом осуществлении? В первую очередь, именно бремя неотъемлемых обязанностей.
Отдельного внимания заслуживают портретные характеристики, которые Д.Пасманник дает людям, так или иначе оставившим след в истории революционного Крыма. Не все деятели оказались известны за пределами полуострова, но это никак не обесценивает наблюдений автора.
Пасманик Д.С. Революционные годы в Крыму\ Предисловие К.Н.Цимбаева. – Москва: Государственная публичная историческая библиотека России, 2020. – 256 с.
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .
Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.