Найти тему
Ведьма Средних лет

Тайное учение религии, часть четвертая. Греция.

открытый источник
открытый источник

Среди народов-инициаторов нет таких, чья миссия проявляется с большей яркостью, чем у народов Эллады. Греция познакомила мир со всеми великолепиями прекрасного. Именно из ее открытой руки вышла цивилизация. Поэтому, несмотря на ее разрывы, борьбу, несмотря на ее окончательную развязку, она оставалась предметом восхищения всех возрастов.

Греция сумела перевести на ясный язык неясные красоты восточной мудрости. Сначала она выражала их с помощью тех двух небесных гармоний, которые она сделала человеческими : музыки и поэзии.

Орфей и Гомер первыми обратили внимание на зачарованную землю. Позже этот ритм, ту гармонию, которую зарождающийся гений Греции ввел в речь и пение, Пифагор, инициатор египетских храмов, узнал их по всей Вселенной, в хождении планет, которые движутся, будущие обители человечества, в пространствах ; в согласии трех миров, естественного, человеческого и божественного, которые поддерживают, уравновешивают и дополняют друг друга, чтобы произвести жизнь. Из этого грозного видения вытекала для него идея тройной инициации, посредством которой человек, обученный вечным принципам, учится, очищаясь, освобождаться от земных недугов и подниматься к совершенству. Отсюда целая система образования и реформации, которой Пифагор оставил свое имя и которая произвела столько мудрецов и великих людей.

Наконец Сократ и Платон, популяризировав одни и те же принципы, распространив их в более широком кругу, положили начало господству открытой науки, пришедшей на смену тайному учению.

Такова была роль Греции в истории развития мысли. Во все времена инициация оказывала огромное влияние на судьбы этой страны. Не в политических колебаниях, всколыхнувших эту подвижную и впечатлительную расу, надо искать высшие проявления эллинского учения. Оно не имело своего очага, ни в темной и жестокой Спарте, ни в блестящих и легкомысленных Афинах, а скорее в Дельфах, Олимпии, Элевсине-священные убежища чистого учения. Оно раскрывалось там во всей своей мощи торжеством тайн. Туда приходили мыслители, поэты, художники, собирали сокровенное учение, которые они потом переводили толпе в живые образы и пламенные стихи. Над бурными городами, всегда готовыми к разрыву, над меняющимися формами политики, переходящей по очереди от аристократии к демократии и правлению тиранов, в Греции господствовала верховная власть-суд Амфиктионов, заседавший в Дельфах и состоявший из посвященных высшей степени.

Только он спас Элладу в часы опасности, навязав молчание соперничеству Спарты и Афин. Уже во времена Орфея храмы владели тайной наукой.

"Слушай, - говорил учитель неофиту, - слушай истины, которые надо умалчивать от толпы и которые делают святилища силой. Бог един и всегда подобен самому себе. Но боги бесчисленны и разнообразны ; ибо божество вечно и бесконечно. Величайшие из них-души звезд и т.д."

"Ты с чистым сердцем вошел в лоно тайн. Настал торжественный час, когда я выведу тебя к источникам жизни и света. Те, кто не поднял густую завесу, прикрывающую в глазах людей невидимые чудеса, не стал сынами богов. "

Мистам и посвященным : "Придите и радуйтесь, вы, которые страдали ; придите и отдохните, вы, которые боролись. Через ваши прошлые страдания, через усилие, которое приносит вам, вы победите, и, если вы верите в божественные слова, вы уже победили. Ибо после долгой цепи темных существований Вы наконец выйдете из тягостного круга поколений и окажетесь все, как одна душа в свете Диониса."

"Любите, ибо все любит. Но любите свет, а не тьму. Запомните цель во время путешествия. Когда души возвращаются в свет, они несут, как отвратительные пятна на своем эфирном теле, все ошибки своей жизни... и, чтобы стереть их, они должны искупить и вернуться на землю... Но чистые, но сильные уходят в солнце Диониса».

Внушительная фигура возвышается над группой греческих философов. Это Пифагор, тот из сыновей Ионии, который умел первым координировать, положить в свет тайных доктрин Востока, сделать их обширным синтезом, который охватывал как мораль, так науку и религию. Его академия в Кротоне была замечательной школой светского посвящения, а его творчество- прелюдией к тому великому движению идей, которое вместе с Платоном и Иисусом пошевелило глубинные слои античного общества и понесло его волны к концам континента.

Пифагор тридцать лет учился в Египте. К обширным знаниям он присоединял ту замечательную интуицию, без которой наблюдений и рассуждений не всегда достаточно, чтобы открыть истину.

Благодаря этим качествам он смог воздвигнуть великолепный памятник эзотерической науки, основные линии которой мы не можем не проследить здесь: "Сущность сама по себе ускользает от человека, - гласило пифагорейское учение. Человек знает только вещи этого мира, где конечное сочетается с бесконечным. Откуда он может их знать ? Потому что между ним и вещами есть гармония, соотношение, общий принцип, и этот принцип дан им единым, который обеспечивает им своей сущностью меру и разумность."

"Ваше существо, ваша душа-это маленькая вселенная. Но она полна бурь и раздоров. Речь идет о достижении единства в гармонии. Только тогда Бог сойдет в ваше сознание, тогда вы примкнете к его власти и сделаете по своей воле камень домашнего очага, алтарь Гестии, трон Юпитера».

Пифагорейцы называли ум или интеллект активной и бессмертной частью человеческого бытия. Душа была для них духом, окутанным своим текучим, эфирным телом. Судьба Психеи, человеческой души, ее нисхождение и плен во плоти, страдания и борьба, постепенное перерождение, торжество страстей и окончательное возвращение к свету-все это составляло драму жизни, изображенную в Элевсинских мистериях, как квинтэссенция учения.

Согласно Пифагору, материальная эволюция миров и эволюция души параллельны, совпадают и объясняются друг другом. Великая душа, распространенная в природе, оживляет субстанцию, которая вибрирует под ее импульсом и производит все формы и существа. Сознательные существа долгими усилиями освобождаются от материи, которой они в свою очередь господствуют и управляют, освобождаются и совершенствуются через их бесчисленные существования. Так невидимое объясняет видимое, а развитие материальных творений есть проявление Божественного Духа.

Если искать в трактатах по физике древних их мысли о строении Вселенной, то обнаруживается наличие грубых и отсталых данных ; но это лишь аллегории.

Тайное учение давало о законах Вселенной иные высокие понятия. Аристотель говорит нам, что пифагорейцы знали о движении Земли вокруг Солнца. Идея земного вращения пришла к Копернику, узнав из отрывка Цицерона, что Гиппас, ученик Пифагора, говорил о дневном движении планеты. На третьей ступени посвящения учили двойному движению Земли.

Как и жрецы Египта, его учителя, Пифагор знал, что планеты рождаются от солнца и вращаются вокруг него, что каждая звезда-это солнце, освещающее другие миры и составляющее, с его шествием сфер, столько сидеральных систем, столько вселенных, управляемых теми же законами, что и наша. Но эти понятия никогда не были доверены письменности. Они представляли собой устное учение, передаваемое под печатью секретности. Вульгарный не понял бы их ; их считали бы противоречащими мифологии и, следовательно, кощунственными.

Тайная наука учила также, что непостижимая жидкость распространяется повсюду, проникает во все. Субтильный агент, под действием воли он видоизменяется и преображается, утончается и конденсируется в соответствии с мощью и возвышением душ, которые служат ему и вплетают свое астральное одеяние в его субстанцию. Это дефис между духом и материей, и все, мысли, события, складывается в нем, отражается в нем, как образы в зеркале. Свойствами этой жидкости, действием, которое оказывает на нее воля, объясняются явления внушение и передача мыслей. Древние называли его, по аллегории, таинственной завесой Исиды или мантией Кибелы, окутывающей все живое. Эта же жидкость служит средством связи между видимым и невидимым, между людьми и бесплотными душами.

Наука оккультизма образовала одну из важнейших ветвей заповедного учения. Она умела вычленять из совокупности явлений закон отношений, соединяющих земной мир с миром духов. Она методично развивала трансцендентные способности человеческой души и делала возможным чтение мысли и зрение на расстоянии. Факты ясновидения и гадания, производимые оракулами греческих храмов, сибиллами, засвидетельствованы историей. Многие сильные умы считают их апокрифами.

Без сомнения, следует внести некоторую долю преувеличения и легенды, но недавние открытия экспериментальной психологии показали нам, что в этой области есть что-то еще, кроме тщетных суеверий. Они призывают нас более внимательно изучить совокупность фактов, которые, в древности опирался на фиксированные принципы и был предметом глубокой и обширной науки.

Такие способности встречаются, как правило, только у существ необыкновенной чистоты и возвышенности чувств ; они требуют долгой и тщательной подготовки. Дельфы владели такими способностями.

Оракулы, сообщенные Геродотом о Крезе и битве при Саламине, доказывают это. Позже к этой практике примешались злоупотребления. Скудость подданных делала жрецов менее щепетильными в своем выборе. Гадательная наука развратилась и пришла в упадок. По словам Плутарха, его кончина была расценена всем античным обществом как большое несчастье.

Вся Греция верила во вмешательство духов в человеческие вещи. У Сократа был свой знакомый Даймон или гений. Когда, в Саламине греки с оружием в руках отбивали ужасное нашествие персов, их возвышала убежденность в том, что невидимые силы поддерживают их усилия. В марафоне афиняне увидели двух воинов, сияющих светом, сражающихся в их рядах. Десять лет спустя Пифия под вдохновением Духа указала Фемистоклу с высоты своего треножника пути спасения Греции.

Ксеркс победил, это была варварская Азия, распространяющаяся на Элладу, отступившая на две тысячи лет, возможно, от вспышки мысли в ее идеальной красоте. Греки, горстка людей, бросили вызов огромному войску азиатов, и, сознавая оккультную помощь, которая оказывала им помощь, именно Палладе-Афине, божеству-попечителю, символу духовной силы, они обращали свое почтение, на этой скале Акрополя, который обрамляет ослепительное море и грандиозные линии Пентелика и Гиметта.

Участие в мистериях немало способствовало распространению этих идей. Она развивала у посвященных чувство невидимого, которое оттуда в измененных формах распространялось среди людей. Ибо везде, как в Греции, так и в Египте и Индии, тайны состояли из одного и того же : познания тайны смерти, откровения последовательных жизней и общения с миром оккультным. Эти учения и практики производили на души глубокие впечатления. Они обеспечивали им несравненный покой, безмятежность, нравственную силу.

Софокл называет мистерии "ожиданиями смерти", а Аристофан пишет, что те, кто принимал в них участие, вели более святую и чистую жизнь. Там отказывались признавать заговорщиков, лжесвидетелей, развратников. Порфирий сказал: "Наша душа должна быть в момент смерти такой, какой она была во время тайн, то есть свободной от страсти, гнева, зависти и ненависти».

Плутарх в этих словах утверждает, что там беседовали с душами усопших:"Чаще всего прекрасные умы вмешивались в тайны, хотя иногда извращенцы стремились проникнуть в них. »

Проклус добавил :"Во всех мистериях боги (это слово означает здесь все порядки духов) проявляют множество форм самих себя, предстают в самых разнообразных фигурах и облекаются в человеческую форму. »

Эзотерическое учение было связующим звеном между философом и священником. . Это учение учило людей доминировать над своими страстями и развивать в них волю и интуицию. Путем постепенной тренировки адепты высшей ступени умудрялись проникать в некие тайны природы, по своему желанию направлять в мир действующие силы, производить явления сверхъестественного вида, но являвшиеся просто проявлением физических законов, неведомых вульгарному.

Сократ и вслед за ним Платон продолжали в Аттике творение Пифагора. Сократ, желая сохранить свободу в учении всем истинам, открывшимся ему разумом, так и не приступил к делу.

После его смерти Платон перешел в Египет и там был допущен к мистериям. Он вернулся к пифагорейцам и основал свою академию. Но его инсайт уже не позволял ему свободно говорить, и в его произведениях великое учение выглядит несколько завуалированным. Однако теория миграции души и ее перевоплощений, теория отношения между живыми и мертвыми, встречаются в Федре, Федоне и Тимее : "Несомненно, что живые рождаются из мертвых, души умерших еще возрождаются. » (Федра.)

Короче говоря, Тайная доктрина, мать религий и философий, в течение веков имеет различные проявления, но везде ее основа остается неизменной. Зародившись в Индии и Египте, она идет оттуда на Запад с потоком миграций. Мы найдем ее во всех странах, оккупированных кельтами. Скрытая в Греции в мистериях, она раскрывается в учении таких мастеров, как Пифагор и Платон, в формах, полных обольщения и поэзии. Языческие мифы как золотая завеса, которая драпирует в своих складках чистые линии Дельфийской мудрости. Александрийская школа собирает принципы и вливает их в молодую и бурную кровь христианства.

Уже Евангелие освещалось эзотерической наукой ессеев, другой ветвью посвященных. Слово Христа черпало из этого источника, как в живой, нескончаемой воде, ее пестрые образы и могучие взлеты.

Таким образом, повсюду, через череду времен и волнения народов, утверждается существование и вечность тайного учения, которое тождественно существу всех великих религиозных или философских представлений. Мудрецы, мыслители, пророки самых разных времен и стран нашли в нем вдохновение, энергию, которая заставляет совершать великие дела и преображает души и общества, толкая их вперед на путь постепенной эволюции.

В этом есть великое духовное течение, протекающее в глубинах истории. Оно словно вырвалось из того невидимого мира, который господствует над нами, окутывает нас, и где живут и действуют до сих пор гениальные духи, которые служили проводниками человечеству и никогда не переставали с ним общаться.