Найти тему
Школа стилистов Персона

Аксессуар femme fatale, или вуаль пришла, вуали дорогу: атрибут див немого кино как вечный тренд

Кто сейчас носит вуаль кроме Ренаты Литвиновой и девчонок на вечеринках а-ля Гэтсби? Никто. Хотя мы уверены, что в душе вуаль нравится абсолютно всем женщинам.

Представьте себя на секунду в фетровой шляпке-таблетке с вуалью. И с классической красной помадой, а еще с папироской в мундштуке. Глэмдива немого кино на светском рауте и жена секретаря партии одновременно :)

Тем более вуаль — это не только сетка, ею может быть любая достаточно прозрачная и тонкая ткань поверх лица. Sobaka.ru
Тем более вуаль — это не только сетка, ею может быть любая достаточно прозрачная и тонкая ткань поверх лица. Sobaka.ru

Еще 50 лет назад было немыслимо представить гардероб элегантной женщины без вуали. Она нужна была для многих поводов и особенно для похорон. А в 2021 году дизайнеры словно в противовес маскам вернули вуаль на подиумы, да еще как!

От длинных вуалей Simone Rocha или Rodarte дизайнеры перешли к нескольким весенним коллекциям, в которых вуаль выдвинута на первый план. Kenzo SS2021
От длинных вуалей Simone Rocha или Rodarte дизайнеры перешли к нескольким весенним коллекциям, в которых вуаль выдвинута на первый план. Kenzo SS2021

Проведение целого года с закрытой половиной лица, по-видимому, возродило воспоминания о том, как Джон Гальяно решил закрыть лицо вуалью разных оттенков. Вуаль всегда интересовала подиум. Например, Джон Гальяно создал те модели, которые в свое время использовались домом Dior.

В то время хроника Vogue.com упоминала о «масках для лица», которые гибральтарский дизайнер также сопровождает вуалью, падающей на голову, как если бы это была вуаль траура.
В то время хроника Vogue.com упоминала о «масках для лица», которые гибральтарский дизайнер также сопровождает вуалью, падающей на голову, как если бы это была вуаль траура.

И вот что интересно: во время эпидемии испанского гриппа в 1918 года вуаль стала самым остромодным аксессуаром, и спустя ровно век с небольшим (2 года не в счет) дизайнеры массово начали с ней играть.

Chanel SS2021
Chanel SS2021
Dior SS2021
Dior SS2021

Историческая справка: именно Шанель и Диор первыми предложили головные уборы с черной повязкой на голове, дополненные сеткой, частично закрывающей лицо. А до них чаще использовались куски нежного шифона, который не мешает видимости.

Есть несколько фотографий Габриель Шанель в шляпах (ее первое «вторжение» в моду) с прикрепленными сетками для волос. И это было крайне новаторски: в ее головных уборах не было ничего, кроме простых цветов и сетки до уровня носа. Такие шляпки назывались вуалетками и получили колоссальную популярность.

Коко Шанель с вуалью в сеточку на фото Сесила Битона (1936 г.). КОЛЛЕКЦИЯ ГРЕЙНДЖЕР, НЬЮ-ЙОРК
Коко Шанель с вуалью в сеточку на фото Сесила Битона (1936 г.). КОЛЛЕКЦИЯ ГРЕЙНДЖЕР, НЬЮ-ЙОРК

А еще вуаль многократно повторилась в коллекциях Карла Лагерфельда, например, в коллекции Haute Couture Весна 2001, в которой он возродил ее для XXI века.

Chanel Haute Couture, весна 2001 года.
Chanel Haute Couture, весна 2001 года.

Сегодня вуаль является синонимом очень специфических событий, таких как свадьба или похороны, а также ассоциируется с королевскими церемониями старой Европы. Но в России женщины иногда носят шляпки с вуалью в театр, для съемок и просто ради элегантного настроения :)

Вуаль c начала XX века до наших дней

Портреты художников-импрессионистов демонстрируют повсеместность вуали в начале XX века — сложно представить женщину любого сословия без вуали, хотя бы самой простой.

«Голубая вуаль» (1907). © FINE ART IMAGES  НАСЛЕДИЕ
«Голубая вуаль» (1907). © FINE ART IMAGES НАСЛЕДИЕ

В ревущие 1920-е вуаль стала более сдержанной (имеется ввиду короткой) и чаще всего сочеталась с шляпкой-клош, которую в том числе носили актрисы немого кино. А с 1930 по 1940 год вуаль обязательно сопровождала тщательно продуманные шляпы и головные уборы, которые резко контрастировали с платьями с оголенными плечами, а иногда и спиной.

Появление Марлен Дитрих в «Шанхайском экспрессе» (1932) в вуали было сенсацией.  Клоше с перьями и сеткой из усилили характерперсонажа Дитрих. Этот аксессуар добавлял ауру мистицизма, подчеркивающую ее образ роковой женщины, как в фильмах Марокко (1930) или Desire (1936).
Появление Марлен Дитрих в «Шанхайском экспрессе» (1932) в вуали было сенсацией. Клоше с перьями и сеткой из усилили характерперсонажа Дитрих. Этот аксессуар добавлял ауру мистицизма, подчеркивающую ее образ роковой женщины, как в фильмах Марокко (1930) или Desire (1936).

А появление вуали в фильме «Шанхайский экспресс» (1932) способствовало тому, что этот аксессуар связали не только с элегантными женщинами, но и с загадочными и чувственными. Это была эпоха роковых femme fatale в кино. Существует множество эссе и исследований, связывающих вуаль с образом роковой женщины в кино от Луизы Брукс в «Ящике Пандоры» до фильмов, в которых Марлен Дитрих сотрудничала с Йозефом фон Штернбергом.

Наиболее представительный снимок также сделал фотограф Эдвард Стейхен у актрисы Глории Суонсон.
Наиболее представительный снимок также сделал фотограф Эдвард Стейхен у актрисы Глории Суонсон.

Несколькими годами ранее, в 1924 году, она появилась с проницательным взглядом, прикрытым кружевом: «Ее глаза расширились, и взгляд походил на леопарда, который прячется за пышными кустами, наблюдая за своей добычей», — писал об этом Стейхен. Кадры актрис в вуали были постоянным атрибутом кино, а следовательно и моды 30-х и 40-х годов.

В конце 30-х годов вуаль стала хитом продаж: журнал Life в 1937 году считал ее возрождением моды 1900 года: «Производители в Соединенных Штатах прилагают все усилия, чтобы удовлетворить спрос на вуали в 19 раз больше, чем в прошлом году», — так сообщало издание.

Часть заслуги по возрождению вуали принадлежит Лилли Даше, дизайнеру, имя которой в последующие годы неоднократно появлялось в различных журналах. В 1951 году Life рассказал о том, как они дошли до крайности: «Шляпа выбрасывается, и вуаль становится шляпой. Дизайнеры взяли вуаль за основу, придав ей войлочную жесткость, чтобы она сохраняла форму и не выгорала».

Первоначальная идея принадлежала компании Daché , специализирующейся на вуали для козырьков, аналогичных вуалям для головных уборов Chanel в 2021 году. Симона Мирман станет еще одним женским именем в области головных уборов, которая немало сделает для возрождения вуали. В 1960-е годы она сотрудничала с такими фирмами, как Dior, чтобы дать жизнь кепкам с вуалью.

И с тех пор вуаль никогда не исчезала из мировой моды, несмотря на минимализм 1960-х, дикую эклектику 70-х и львиную показную роскошь 80-х. И никто и никогда в модном мире не забудет вуаль, ставшую одним из самых элегантных и загадочных аксессуаров всех времен и культурных слоев. Femme fatales, а у вас есть вуаль?

Джулианна Мур в фильме «Конец романтики» (1999) носила черный головной убор с сеткой для волос
Джулианна Мур в фильме «Конец романтики» (1999) носила черный головной убор с сеткой для волос

Певица надела платье 1940-х годов и головной убор с вуалью для клипа на свой сингл Take a Bow (1994)
Певица надела платье 1940-х годов и головной убор с вуалью для клипа на свой сингл Take a Bow (1994)

С 1950-х годов шляпы с сеткой расширили сделали более заметной саму вуаль, как, например, на этой шляпке, которую носила Джина Лоллобриджида в 1960-х годах.
С 1950-х годов шляпы с сеткой расширили сделали более заметной саму вуаль, как, например, на этой шляпке, которую носила Джина Лоллобриджида в 1960-х годах.

В то же самое десятилетие, когда Джеки Кеннеди сделала шляпы-доты Халстона эталоном, на другой стороне Атлантики Кристиан Диор также предложил шляпы-доты под названием флорентийские из бархата с бантом и сеткой (1960).
В то же самое десятилетие, когда Джеки Кеннеди сделала шляпы-доты Халстона эталоном, на другой стороне Атлантики Кристиан Диор также предложил шляпы-доты под названием флорентийские из бархата с бантом и сеткой (1960).

Трудно найти адаптацию «Анны Карениной», в которой не фигурирует какой-нибудь головной убор с вуалью, характерный для женского наряда конца XIX века. Актриса Софи Марсо носила версию 1997 года.
Трудно найти адаптацию «Анны Карениной», в которой не фигурирует какой-нибудь головной убор с вуалью, характерный для женского наряда конца XIX века. Актриса Софи Марсо носила версию 1997 года.

В фильме «Чай с Муссолини» (1999) Шер, играющая светскую львицу Эльзу Морганталь Штраус-Армистан, демонстрирует моду того времени: костюмы в стиле Скиапарелли и, конечно же, головные уборы с вуалью во всех ее вариантах.
В фильме «Чай с Муссолини» (1999) Шер, играющая светскую львицу Эльзу Морганталь Штраус-Армистан, демонстрирует моду того времени: костюмы в стиле Скиапарелли и, конечно же, головные уборы с вуалью во всех ее вариантах.
Унгаро был одним из дизайнеров, которые часто возвращались к вуали. Этот розовый кружевной головной убор из коллекции Haute Couture осень-зима 1994 года.
Унгаро был одним из дизайнеров, которые часто возвращались к вуали. Этот розовый кружевной головной убор из коллекции Haute Couture осень-зима 1994 года.

И никто и никогда в модном мире не забудет вуаль, ставшую одним из самых элегантных и загадочных аксессуаров всех времен и культурных слоев. Femme fatales, а у вас есть вуаль?

Благодарим любимых читателей и подписчиков за то, что прочли этот пост. У нас на сайте всегда много интересной и актуальной информации о мире beauty&fashion!

А вообще у нас в блоге так круто, что не передать. Впрочем, судить вам. Вот ссылочки на последние статьи:)

Как стать стилистом-шопером, или самая приятная профессия в мире. Дипломные работы студентов

Транжирству бой, или 9 условок стильной экономии принцессы Дианы