Найти в Дзене
Подвал Истории

Шарль Лебрен – придворный художник Людовика XIV, мастер, рожденный под благословенной звездой

Шарль Лебрен, также известный как ле Брюн или ле Брун, родился 24 февраля 1619 года в семье художников. Он был третьим из пяти детей скульптора Николя Лебрена и Жюльен Ле Бе, которые происходили из семьи писателей. Николя Лебрен обучал своих сыновей, Николя II, Шарля и Габриэля искусству лепки, но мальчики проявили больше талантов в вопросах живописи. Николя II хорошо рисовал пейзажи, Габриэль – портреты и гравюры, Шарль…. он оказался самым талантливым из всех. Примерно в 1632 году Шарль стал учеником французского живописца, рисовальщика и гравера Франсуа Перье. В это время он сделал набросок Людовика XIII верхом на лошади, и этот набросок попал к Пьеру Сегье, который был канцлером Франции. Месье Сегье был чрезвычайно впечатлен эскизом, нарисованным юным Шарлем, который был еще подростком, и рекомендовал мальчика Симону Вуэ, истинному мастеру своего дела. Симон Вуэ тоже был впечатлен и взял юного Шарля в ученики. Шарль узнал все об итальянских мастерах и стиле античности в компании св

Шарль Лебрен, также известный как ле Брюн или ле Брун, родился 24 февраля 1619 года в семье художников. Он был третьим из пяти детей скульптора Николя Лебрена и Жюльен Ле Бе, которые происходили из семьи писателей.

Портрет Шарля Лебрена работы Николя де Ларжильера. Фрагмент. Всеобщее достояние. Из открытых источников
Портрет Шарля Лебрена работы Николя де Ларжильера. Фрагмент. Всеобщее достояние. Из открытых источников

Николя Лебрен обучал своих сыновей, Николя II, Шарля и Габриэля искусству лепки, но мальчики проявили больше талантов в вопросах живописи. Николя II хорошо рисовал пейзажи, Габриэль – портреты и гравюры, Шарль…. он оказался самым талантливым из всех.

Портрет Николя Лебрена работы Шарля Лебрена, ок. 1635, Residenzgalerie, Зальцбург. Из открытых источников
Портрет Николя Лебрена работы Шарля Лебрена, ок. 1635, Residenzgalerie, Зальцбург. Из открытых источников

Примерно в 1632 году Шарль стал учеником французского живописца, рисовальщика и гравера Франсуа Перье. В это время он сделал набросок Людовика XIII верхом на лошади, и этот набросок попал к Пьеру Сегье, который был канцлером Франции.

Месье Сегье был чрезвычайно впечатлен эскизом, нарисованным юным Шарлем, который был еще подростком, и рекомендовал мальчика Симону Вуэ, истинному мастеру своего дела.

Канцлер Сегье. Автор картины Шарль Лебрен. (1660). Из открытых источников
Канцлер Сегье. Автор картины Шарль Лебрен. (1660). Из открытых источников

Симон Вуэ тоже был впечатлен и взял юного Шарля в ученики. Шарль узнал все об итальянских мастерах и стиле античности в компании своих одноклассников: Пьера Миньяра, Андре Ленотра и Юсташа Ле Суэра. Все четверо тоже стали знаменитыми мастерами.

Кардиналу Ришелье показали работы молодого Шарля, и кардинал счел их необычайно хорошими. Таким образом, с 1638 года Лебрен был нанят Ришелье, позволившим ему носить звание Peintre du Roi (королевский художник). Неплохо для подростка.

Портрет кардинала Мазарини работы Пьера Миньяра. Из открытых источников
Портрет кардинала Мазарини работы Пьера Миньяра. Из открытых источников

Те, кто хочет овладеть ремеслом, знают, что крайне важно никогда не прекращать изучать ремесло, даже если у человека есть врожденный талант к этому, или он считает, что уже знает все, что нужно знать – всегда есть что-то, чему еще можно научиться. Итак, Шарль Лебрен отправился из Франции в Рим в 1642 году с помощью мсье Сегье, чтобы продолжить учебу под руководством великого Николя Пуссена.

Шарль активно изучал творения античных мастеров, копировал их картины, делал свои собственные работы в их стиле и отправлял всё в Париж. Когда он вернулся во Францию, его слава поднялась до невообразимых высот.

Конный портрет Людовика XIV, короля Франции. Шарль Лебрен. Музей в Турне. Франция. Из открытых источников
Конный портрет Людовика XIV, короля Франции. Шарль Лебрен. Музей в Турне. Франция. Из открытых источников

Время Людовика XIII и кардинала Ришелье закончилось, они оба умерли, когда Шарль был в Риме, и Франция была охвачена новыми веяниями и новым духом. Главный человек, кардинал Мазарини был заядлым коллекционером произведений искусства, и Шарль поставил перед собой задачу произвести впечатление на кардинала. Делая это, он также завоевал расположение месье Фуке, который был так же без ума от искусства, как и кардинал. Фуке хотел, чтобы ему доставили большой портрет регента, Анны Австрийской и самого Лебрена.

Людовик XIV, написанный Шарлем Лебреном в 1661 году. Из открытых источников
Людовик XIV, написанный Шарлем Лебреном в 1661 году. Из открытых источников

Шарль мог теперь называться Peintre et Valet de chambre du Roy (художник и камердинер короля), что было для него, конечно, честью. Тут он решил, что теперь ему можно жениться. Он выбрал своей невестой Сюзанну Бутай, дочь придворного художника Роберта Бутая, и женился на ней в 1647 году. У них не было детей.

Людовик XIV вместе с братом и Кольбером посещают Мануфактуру гобеленов. 1667 г. Из открытых источников
Людовик XIV вместе с братом и Кольбером посещают Мануфактуру гобеленов. 1667 г. Из открытых источников

В следующем году Шарль Лебрен стал одним из основателей Королевской академии искусства и скульптуры. Целью этой академии было повышение профессионализма художников, работающих на французский королевский Двор, дать им королевское одобрение, а также в некотором роде направить их на создание картин, прославляющих короля. В последнем Лебрен и Кольбер объединились.

Посольская лестница Версаля. Встреча принца Конде. Из открытых источников
Посольская лестница Версаля. Встреча принца Конде. Из открытых источников

Затем, после работы над различными проектами для короны и её знати, Шарль вернулся к работе с месье Фуке и создал настоящий шедевр. Фуке попросил его взглянуть на его маленький замок Во-ле-Виконт, который строился и нуждался в украшении. Уже в 1657 году Фуке устроил Лебрену ежегодную пенсию в размере 12 000 ливров, а теперь, в 1658 году, Шарль возглавил производство гобеленов Фуке в Мэнси, чтобы создать надлежащий интерьер для замка Во.

Вход Александра в Вавилон, Шарль Лебрен, ок. 1664 г., холст, масло, Лувр. Из открытых источников
Вход Александра в Вавилон, Шарль Лебрен, ок. 1664 г., холст, масло, Лувр. Из открытых источников

Побывав в Во, кардинал Мазарини в 1660 году решил наилучшим образом представить Шарля Лебрена королю и Двору. Как и многие до него, Людовик XIV был крайне поражен картинами, созданными Шарлем. Он также был очень впечатлен работой, проделанной в Во, и хотя Во стал тем булыжником, о который споткнулся и упал Николя Фуке, это также стало возвышением Шарля Лебрена.

Портрет Шарля Лебрена работы Николя де Ларжильера. Всеобщее достояние. Из открытых источников
Портрет Шарля Лебрена работы Николя де Ларжильера. Всеобщее достояние. Из открытых источников

Все художники разных профессий, работавшие в Во, теперь были наняты королем и сменили придворных мастеров. Людовик XIV нанял Ле Брена для создания серии больших картин, иллюстрирующих историю Александра, которую он очень любил. Людовик был настолько впечатлен результатом, что сразу же щедро отблагородил Шарля.

Александр и Порус, картина 1673 г. Художник Шарль Лебрен. Из открытых источников
Александр и Порус, картина 1673 г. Художник Шарль Лебрен. Из открытых источников

В течение последующих лет Шарль Лебрен был Первым художником короля и получал пенсион в размере той же суммы, которую он ранее получал от Фуке. Людовиком XIV он был объявлен величайшим французским художником всех времен и директором Королевской мануфактуры Tapisseries et Meubles de la Couronne. Созданный Лебреном стиль известен сегодня, как стиль Людовика XIV, художник также курировал все, что было связано с искусством в королевских резиденциях.

Персидские королевы у ног Александра, также называемые шатром Дария.
Персидские королевы у ног Александра, также называемые шатром Дария.

С 1661 года Лебрен отвечал за украшение Версаля, и в его подчинении были сотни художников, ткачей и мастеров. Шарль сам работал над знаменитой Посольской лестницей Версаля. Эта монументальная лестница была местом, где послы других стран ждали, чтобы вручить верительные грамоты Людовику XIV.

Он работал в салонах де ла Пэ и де ла Герр . В Лувре он украсил галерею д'Аполлон, а в Со он украсил купол Павильона де л'Арор …. но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Каким бы талантливым он ни был, Лебрен не был застрахован от придворных интриг и измены.

 Пьер Миньяр  (1612–1695). Автопортрет. Лувр. Париж. Франция. Из открытых источников
Пьер Миньяр (1612–1695). Автопортрет. Лувр. Париж. Франция. Из открытых источников

После смерти Кольбера в 1683 году должность surintendant des Bâtiments (Суперинтендант зданий) стала вакантной и была передана Людовиком XIV месье Лувуа. Кольбер и Лебрен были идеальной командой. Лебрена уважали и хвалили за его работы, но у Лувуа был свой любимец, а именно Пьер Миньяр. Месье Лувуа позаботился о том, чтобы Пьер Миньяр получил свою долю проектов, над которыми нужно работать, и оставил Лебрена без работы, хотя он по-прежнему оставался фаворитом короля.

Бассейн д'Аполлон в Версальском дворце. 1668–1671 гг. Лебрен разработал центральную часть, изображающую Аполлона, поднимающегося из моря в колеснице с четырьмя лошадьми. Из открытых источников
Бассейн д'Аполлон в Версальском дворце. 1668–1671 гг. Лебрен разработал центральную часть, изображающую Аполлона, поднимающегося из моря в колеснице с четырьмя лошадьми. Из открытых источников

Таким образом, Шарль Лебрен медленно, шаг за шагом стал уходить от Двора и короля. Он перестал появляться при Дворе и чувствовал себя опозоренным. На фоне этих переживаний он вскоре заболел. Эта болезнь в конечном итоге стала причиной его смерти 12 февраля 1690 года. Он был похоронен в церкви Сен-Николя-дю-Шардоне в Париже.

Спасибо, что дочитали до конца. Это дает стимул для новой работы. Буду благодарен за лайки (ставьте пальцы вверх – так я буду знать, что вам понравилось), за подписку и за ваши комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи:
Музеи
137 тыс интересуются