Одна из самых провокационных групп Уфы рассказала о скрытых смыслах своих песен, о демократии в группе, о своих вдохновителях — а еще поразмышляла о возможности искусства менять мир.
«Твое собачье дело» — обаятельные циники, исполняющие суровый и колоритный блюз-рок. Смелое чувство юмора, откровенные тексты, артистичная подача и характерная джазовая сочность в музыке — все это фирменный стиль группы. Полушутя — полусерьезно они рассказывают о человеческих отношениях и реалиях нового времени. Эти песни помогают взглянуть на привычный повседневный мир под новым ироничным углом. Пикантные темы — их конек, так что не стесняйтесь и будьте готовы к сокрушительной откровенности.
Состав группы:
- Анатолий Медведев — гитара, вокал
- Марат Иржанов — бас
- Ильгиз Сагадеев — гитара
- Диана Янгурова — ударные
— Расскажите, как образовалась ваша группа?
Анатолий: — В 2017 году мы вместе с Антоном Ивановым образовали музыкальный коллектив, который был назван «Твое собачье дело». И первым делом в том же году мы выпустили мини-релиз из 5 песен. Затем, если по сухим фактам пройтись, в 2018 году выложили в сеть полноформатный альбом, который называется «Чау-чак». А недавно вышел сингл, «Про мужскую дружбу». Это — из музыкальных дел, которые уже оформлены. А ещё мы успели выступить в «Рокс-кафе», в клубе «Артель» в Стерлитамаке и на «Джинсовом Сентябре». Еще были в прямом эфире на радио «Шансон». К сожалению, Антон Иванов покинул нас и покинул Уфу — переехал жить в другой город… И у нас появилось замечательное дополнение коллектива — это Диана.
— А своими творческими планами поделитесь?
Анатолий: —В нашем коллективе слово есть у каждого!.. (озорным голосом) Делитесь своими творческими планами! Какие они у нас?..
Марат: — Клип хотим снять. (коварно) На песню «Вселяющий доверие.
Ильгиз: — Да. Но клип будет совсем не о том, что в песне. Да и сама песня — не о том, о чем там поется, на самом деле.
Анатолий (довольным голосом): — Можно искать смыслы, читать между строоок…
Ильгиз: — Там глубокий философский замысел, и всё не так грубо, как кажется. Как и во всех песнях. Там есть такой подтекст, который я и сам не сразу нашел.
— Клип будет подсказывать зрителям этот подтекст?
Ильгиз: — Ну, да! Он будет прям люто говорить, что это — не так!)) Мы накатали сценарий — почти шесть страниц. У нас такое вдохновение было сильное… Сейчас вот думаем, когда лучше к съемкам приступить. Осенью получилось бы очень красиво…
Анатолий: — Я надеюсь, у нас получится. Главное — это начать…
Марат: — Но осень не очень подходит для съемок: в песне есть строчка про июнь…
Анатолий: — (безмятежно) Да?.. Но, читая между строк, можно понять, что история могла произойти в любое время года)
— Над чем работаете сейчас?
Анатолий: — Идет работа над аранжировками новых песен. Несколько из них мы исполнили на «Джинсовом Сентябре»…
Ильгиз: — (скромно) …и сыграли то, что не сыграли в первый раз, на «Другой музыке». В первый раз мы сильно стеснялись… а теперь уже всё)
(на фоне заливисто смеётся Анатолий)
Диана: — Просто организатор фестиваля одобрил наши песенки.
— Планируются ли у вас гастроли?
Анатолий: — Интересно будет сделать какой-нибудь небольшой тур по близлежащим столицам республик и областей в 2019 году. А в ноябре 2018 едем в Екатеринбург играть в рамках фестиваля Sahara fest. Есть план вернуться в стерлитамакский клуб «Артель». (с некоторым смущением) Поскольку ребята, которые слушали нас, оценивают творчество положительно и зовут нас играть.
— У меня складывается такое впечатление, что для вас самих — немалый сюрприз, когда ваши песни нравятся другим и не вызывают негативного отклика.
Диана: — (смеясь) Для меня это вообще очень сильный сюрприз! Просто когда я пришла в этот коллектив, у меня-то сначала вот это всё вызывало непонятки и негодование…
— А Вы, когда шли в этот коллектив, знали, куда вы идете?)
Диана: — Я сначала просто отдалённо послушала музыку, она мне понравилась. Мне давно хотелось именно вот такой жанр исполнять. Я прихожу на репетицию, чтобы послушать барабанные партии — как раз-таки товарищ Антон там присутствовал. Товарищ Анатолий дает мне тексты. Я удивляюсь: «Зачем? Ведь я пришла просто смотреть, как играют барабаны…». Он говорит: «Читай и проникайся». Вот я и прониклась. Потом, значит, пару дней отходила от шока… Но подумала: а почему бы и нет? Впоследствии оказалось, что ведь, действительно, всё это можно намного более глубоко и интересно интерпретировать. Попробовала, потом еще раз попробовала, втянулась, понравилось — теперь всё замечательно.
— Как вы выбрали этот музыкальный жанр?
Анатолий: — (лукаво) А какой это жанр?
— Я бы назвала это джаз-роком.
Анатолий: — Первоначально у нас была установка играть музыку интересную и веселенькую. Потому что, честно говоря, сейчас не вижу ни на сцене, ни в записях ребят, которые играли бы веселенькую музыку. То есть, как это, по крайней мере, видится со сцены: люди, которые нас слушают, улыбаются. Это важно. Потому что это не какая-нибудь музыка, под которую хочется сидеть в тоске… Выбранное нами направление, как лично я это вижу, это музыка, под которую можно потанцевать и под которую можно улыбнуться. И еще — все гитарные партии достаточно простые, поэтому наши песни можно легко сыграть и спеть!
Марат: — Во дворе или в подъезде)
Анатолий: — Да, да, даже, может быть, и дома. Что еще можно рассказать про наш стиль?
Марат: — Каждый внес что-то свое, какое-то свое звучание.
Анатолий: — Да. Это очень важно. В коллективе «Твоё собачье дело» у нас полная прямая демократия. Все мы имеем равный вес голоса. Регулярно проводятся какие-то голосования… возможно, кто-то даже утомился от этого)) И каждый участник коллектива, действительно, привносит свое звучание и какое-то свое вИдение… Вот. Диана Руслановна, а что вы думаете про наш стиль?
Диана: — Классная музыка, нравится капец!
Анатолий: — (кокетливо) Особенно ударные партии, правда?
Диана: — Ударные партии просто божественны!
Ильгиз: — Основную тематику нашему направлению задает Маратик, по-моему. Всё блюзовое — это Марат.
Анатолий: — Да-да, Марат — человек, больше всех нас разбирающийся в теории музыки.
Марат: — (застенчиво) Я бы поспорил… Есть ведь еще человек с почти-музыкальным образованием. Ты ведь так и не закончила?
Диана: — (беспечно) Я? Я просто пять лет поиграла на фортепиано, а потом решила: зачем тратить на это еще два года? Буду стучать на барабанах. Но теория музыки сохранилась в памяти, конечно.
— Это то, что касается музыки. А тексты пишете вы, Анатолий?
Анатолий: — Тексты песен, которые мы исполняем сейчас, написал я. Но я надеюсь, что в это дело втянутся все.
Диана: — Товарищ Анатолий — он вообще генератор текстов. Он все время, каждодневно в нашу общую беседу присылает такое количество текстов, что мы просто не успеваем их читать!
Ильгиз: — Он идет на обед и пишет текст новой песни на салфетке. Это он умеет.
Анатолий: — Тренируюсь в рифмоплетстве достаточно давно. Но, как понял в 2017 году, писать стихотворение-как-стихотворение и стихотворение-как-текст-песни — это несколько разные процессы. И поэтому сейчас стараюсь двигаться больше к песням.
— А где черпаете вдохновение, откуда берете сюжеты?
Анатолий: — «Когда б вы знали, из какого сора…») Вообще, конечно, хотел сказать, что меня на творчество вдохновляют музыканты «Твоего собачьего дела»… Но, учитывая специфику текстов, то, полагаю, они могут даже и обидеться)
(общий смех)
— Ну, «вдохновляют» и «наводят на мысли» — это все же разные вещи)
Анатолий: — Наводит на мысли сама жизнь. Ведь мир — это не только котики и смайлы в интернете, но есть и другие разные… штуки, на которые стоит обратить внимание. Вот, например, песня «Вселяющий доверие»: многие видят в ней намек на что-то плохое, грязное и даже на педофилию…
(все, хором) — Удивительно! Странно! Как можно?! Кому такие мысли в голову могут прийти?!
Анатолий: — …А на самом деле песня про то, что опасно оставлять ребенка на улице одного, что нередко в наше время происходит. В частности, однажды своими глазами видел, как человек пришел на детскую площадку и по-особенному “разговаривал” с детьми… Мне показалось, что это была не просто беседа. Хотя и я, и дядя, и дети, конечно, могли воспринять эту сцену минимум с трёх точек зрения…
— То есть от «веселенькой музыки» мы пришли к социальной тематике и глубоким поучительным подтекстам. Это и есть ваша цель? Вы хотите вашими песнями менять мир?
Анатолий: — Так глобально?))
— А как вам кажется, искусство вообще способно менять мир?
Анатолий: — Ну, наверное, способно. Но, как мне кажется, пока мы на этот уровень не вышли. Но, по крайней мере, наше искусство способно изменить Кировский район города Уфы)
— Вы в каждую свою песню стараетесь вложить подобный дидактический смысл?
Анатолий: — Как ребята говорили, у нас очень много текстов. Я считаю, что для тренировки нужно каждый день хотя бы что-то фиксировать в стихотворной форме. Все это скидывается в общий чат. И когда у подходит время разбирать материал, мы рассматриваем тексты, которые можно сделать песней, голосуем и выбираем. Поэтому не могу сказать, что вот я что-то вкладываю. Мы все вместе выбираем из того, что есть.
— Вы можете назвать кого-то из музыкантов своим вдохновителем? На кого-нибудь ориентируетесь?
Анатолий: — Я стараюсь слушать довольно мало музыки и стараюсь читать довольно мало стихов. Наверное, это связано с какими-то внутренними установками, потому что боюсь невольного копирования и цитирования. И поэтому мне хочется знать, что, по крайней мере, уж если что-то придумал, то это именно ты… Но вообще мне очень нравится музыка групп «Глинтвейн» и «Прекрасная Зеленая». Какие-то массовые вещи, которые слышат и слушают все, не так интересны. А вот независимое творчество — интересно. Тем более, на выступлении ты можешь подойти и пообщаться с музыкантами- я считаю, это весьма ценно.
Марат: — А я всё подряд слушаю. Наверное, надо поругать Анатолия. Потому что надо слушать всё подряд, чтобы знать, что в мире есть… (к Анатолию) Ты думаешь, я сам, что ли, придумываю музло? Я где-то что-то услышал, и у кого-то что-то одно «подрезал», у кого-то — другое, а в итоге получается что-то свое, уникальное.
Анатолий: — Вот поэтому и важно, что каждый из нас привносит что-то свое.
Марат: — Ну, а если говорить о вдохновении, то его я беру от исполнителя Быдлоцыкл из Петербурга. У него есть похожие на наши песенки. Их тоже, когда слушаешь, вроде как смешно, а вроде еще и какой-то серьезный смысл есть.
Анатолий: — Диана Руслановна, а вас кто вдохновляет?
Ильгиз: — (с лукавой улыбкой) Sahara Camels?
Диана: — (с восторгом) О, да, Sahara Camels меня всегда вдохновляла!)) Ну, а вообще, если говорить о том, почему я вообще пришла в “Твоё собачье дело”, то надо сказать, что мне очень нравится творчество группы Billy’s Band. И я сочла, что «ТСД» как-то похоже на них, по крайней мере, на мой взгляд. Поэтому я очень комфортно себя здесь чувствую. Надо еще отметить, что сам жанр изначально казался мне достаточно однотипным: я думала, что все песни друг на друга должны быть похожи. Но когда я пришла на репетицию, то услышала, что эти ребята в этом жанре как-то так всё разнообразно делают. Очень много песен, и они какие-то все разные! И это меня тоже очень сильно зацепило.
Ильгиз: — Я очень много вдохновлялся Сергеем Табачниковым. Это российский гитарист, у него свой Youtube-канал был раньше, он рекламировал музыкальные магазины. А потом он сделал свой проект «nobody.one». Определенные вещи я у него брал. Что-то я брал у «Металлики», что-то еще у кого-то… Я никогда не играл блюз, джаз! Вот только здесь впервые и попробовал…
Диана: — И втянулся!
Марат: — (снисходительно) Возраст, Ильгиз, возраст…
Ильгиз: — Я играл джент, метал, пост-рок… В вот это я никогда не играл. (выразительно глядя на Анатолия) И я считаю, что нет ничего такого, если ты слушаешь другую музыку и берешь что-то оттуда. Ты это не воруешь, ты вдохновляешься этим. Я беру что-то новое для себя в основном из инструментальной музыки и просто играю. Я ни одной партии не знаю наизусть на самом деле. Я все время импровизирую и играю что-то новое.
Анатолий: — И каждый раз всё лучше!
— Как вы оцениваете нынешнее положение уфимской рок-музыки в целом?
Ильгиз: — По-моему, она немного воскресает. Мое личное мнение: в 2012 году она почти полностью умерла, никто ничего не играл, никаких фестивалей не было практически. А вот в последнее время что-то снова начинает появляться.
Марат: — А, по-моему, она постоянно плавает. В 12-ом году никто не играл, в 14-ом стало более-менее нормально, потом опять затихло. Потом появились рок-баталии, какая-то движуха возобновилась, потом опять всё затихло, всё позакрывалось. «Рокс-кафе» оккупировали резиденты. И вот только сейчас появилась какая-то новая музыка, новые площадки стали открываться. Но стабильности нет: только что-то появляется, тут же закрывается — и так постоянно.
— Говорят, с публикой тоже стало сложнее…
Марат: — Тоже, кстати, когда как.
Диана: — Вот когда я начала музыкой заниматься в 15-16 лет, мы выступали в классном баре «Южный парк» в Сипайлово. И там было очень большое количество народа, и все они радовались, все были оживленные. А потом, спустя пару лет, «Южный парк» открылся на улице Пушкина, и мы туда тоже приходили, устраивали рок-рейвы. И там публика, наоборот, была очень избалованная. Или вот, для сравнения, ездили мы в Бирск с «Глинтвейном», выступали на улице. Народу было много. Дождь пошел, а они стоят у сцены, не расходятся, и такие все радостные! Там этой избалованности нет… А еще очень много непонятного. Я когда искала коллективы, столкнулась с такой проблемой: они играют непонятную музыку. Стоунер-метал-что-то там… Я говорю: «Ребят, я таких слов-то даже не знаю! Это что за жанр вы мне предлагаете?» И таких групп достаточно много. А вот «понятный» коллектив, он своего слушателя всегда найдет!
Другие интервью на канале:
Sahara Camels: о поклонниках, коллегах и о том, как добиться успеха