Что сразу приходит на ум при слове СОЛОВКИ? Конечно, мощные стены и башни Соловецкого монастыря! Но Соловки - это не только монастырь. Площадь Большого Соловецкого острова около 250 кв.км и большая его часть покрыта лесами, а среди лесов разбросано около 500 озёр. Большие и маленькие, они располагаются на разных высотах над уровнем моря, на разных расстояниях друг от друга - от нескольких десятков до нескольких сотен метров. На Большом Соловецком нет ни одной реки. Озёра питаются за счёт осадков и подземных ключей. Святое озеро, расположенное у самых монастырских стен , является единственным источником водоснабжения монастыря и всего посёлка Соловки.
Ещё в ХVI веке монахи соединили в единую "питьевую" систему 52 озёра, находящиеся на разных высотах, чтобы поднять уровень воды в Святом озере, а впоследствии их количество увеличили до 78.
Только вдумайтесь: в ХVI веке!!! Без строительной техники!!!! Без геодезических приборов!!! Соединили последовательно 78 озёр, чтобы вода самотёком пошла в нужном направлении!!!!
И не просто соединили, а ещё и выложили берега каналов валунами! Титанический труд!
Инженерная мысль соловецких монахов поражает воображение! Не менее поражает немедленное воплощение этой инженерной мысли в жизнь. Поднявшийся уровень воды в Святом озере позволил не только обеспечить питьевой водой братию монастыря, но и построить водяную мельницу, прачечную (портомойню) с проточной водой, а позже - гидроэлектростанцию.
После создания питьевой озёрно-канальной системы мудрые монахи задумались о транспортной системе. Потребность в этом была велика - требовалось доставлять в монастырь заготовленные в лесах дрова, сено с дальних покосов, выловленную в озёрах рыбу. Кроме того, требовалось доставлять в разбросанные по острову дальние скиты строительные материалы и провизию. Проще всего в условиях бездорожья доставлять грузы водным путём. Но как организовать судоходство между озёрами, расположенными на разных высотах? И тут инженерная мысль опять дала правильное решение - на каналах, соединяющих озёра, были построены шлюзы, повышающие или понижающие уровень воды в канале. И опять эта инженерная мысль получила немедленное воплощение в жизнь!
А мудрые монахи скромно говорят: "Всё это мужицкие головы придумали, мужицкие руки сделали". Хочется их поправить: "Светлые головы придумали, золотые руки сделали!".
Сейчас для туристов есть возможность отправиться в лодочный поход по озёрно-канальной системе Большого Соловецкого острова. На выбор предлагается два маршрута разной протяженности - Малый круг (около 5км) и Большой круг (около 9км).
На лодочной станции, расположенной на берегу озера Средний Перт, туристов разбивают на команды по 4 человека - так, чтобы в каждой лодке были мужчины, которым придется грести. Всех желающих (а детей - обязательно) снабжают спасательными жилетами. Тут же предлагают купить рабочие хлопчатобумажные перчатки, чтобы не натереть руки веслами.
СОВЕТ ТУРИСТАМ: привезите такие перчатки с собой. Здесь они вам влетят в копеечку! Цена заоблачная!
Запланированный поход состоится в любую погоду, на случай дождя необходимо иметь плащ-дождевик. Лишь в случае штормового предупреждения поход отменяется.
Нам с погодой не повезло - примерно с половины пути заморосил мелкий дождь. Впрочем, он не смог испортить настроение и впечатления от похода.
Лодки отчаливают одна за другой, ещё не уставшие гребцы устраивают гонки, стараясь обойти соседние лодки.
Листайте:
При входе в канал приходится выстраиваться друг за другом, чтобы избежать затора.
В широких каналах можно грести веслами, но при входе в узкие каналы весла приходится сложить - они цепляются за выложенные валунами края канала.
Здесь "стиль вождения" меняется. В узких каналах можно только отталкиваться от берегов и грести одним коротким веслом, стоя на носу лодки. Тут наши гребцы превращаются в гондольеров, прямо как в Венеции. ))
Листайте:
Кое-где деревья смыкаются над узким каналом, образуя зелёный тоннель. Здесь в голове возникают мысли про "дебри Амазонки". А что, похоже! Вот-вот аллигатор мимо проплывёт! ))
Листать не забываете?
Вот и остатки шлюза, когда-то давно построенного и долгое время действующего. Створками шлюза канал перекрывался, уровень воды поднимался и лодка могла продолжить движение к озеру, расположенному на другой высоте.
Здесь два фото:
Кирпичи, из которых сложены опоры шлюза, изготавливали в монастыре на кирпичном заводе. Ещё раз - аплодисменты соловецким монахам. Молодцы! В условиях сурового морского климата, при постоянно высокой влажности кирпичная кладка, которой несколько веков, сохранилась так, как будто выполнена несколько десятков лет назад.
Делаем небольшой привал. Дожидаемся тех, кто отстал.
Наконец вся группа собирается вместе, и мы слушаем рассказ экскурсовода об озёрах и каналах Большого Соловецкого острова, о соловецких монахах, живших в гармонии с природой и умевших силы природы обратить себе во благо, не нанося ущерба окружающей среде. Немного завидуем тем, кто ехал с экскурсоводом в одной лодке - за время пути они услышали много интересного и получили исчерпывающие ответы на все вопросы.
Прикормленные туристами стаи уток дружно устремляются к месту привала, а потом долго плывут следом за лодками.
Отправляемся дальше, любуясь соловецкой природой.
Красивейшие зеленые берега, отражающиеся в воде белоствольные берёзки, заросли кувшинок, водная гладь озёр - всё это надолго останется в памяти и, конечно. на фото:
Если планируете поездку на Соловки, обязательно включите в свою программу поход по озёрно-канальной системе. Не пожалеете! Можно сделать это самостоятельно, взяв лодку напрокат на лодочной станции. Заблудиться невозможно - по берегам озёр установлены указатели.
Но лучше это сделать в организованной экскурсии - так веселее и интересней. Рассказ экскурсовода очень познавательный! И постарайтесь попасть в одну лодку с экскурсоводом! ))
Если статья была интересна и полезна - пишите комментарии и ставьте "пальчик вверх". Мне будет приятно!