Аморальность – базис неэффективности, – опрокидывает Telegram-канал «Русский ноу нейм» формулу оппозиционного экономиста В.Л. Иноземцева, вызывая ассоциации с классиком либерализма А. Смитом, у которого «невидимая рука рынка» самоуправствовала в пространстве «морального государства».
У российских либералов мораль – изгой управленческого механизма, тем не менее громоздкого и шаткого.
Механизм оптимален при решении эпохальных задач – для «кормления», накопления капитала теми, кто должен был стать опорой власти против ретроградов. Но, как всегда и бывает (в случае недооценки морального фактора), произошёл «сдвиг мотива на цель», и кормление стало опорой кормления, вынуждая власть к тотальному страху перед любой неучтенной инициативой.
Иноземцев хотел бы, чтобы близкие к президенту предприниматели получали жалованье за статус, и чтобы территории со смердами были отданы губернаторам, – тогда государство будет эффективнее (Telegram-канал «Кремлевский безБашенник»). Это, видимо, обличительный сарказм. Примечательно, что почти то же самое – узаконить для сотрудников спецслужб извлечение дохода из экономических схем, – однако с красноречивой серьёзностью предлагает Э. Чесноков (Telegram-канал «Незыгарь»).
Сотрудники спецслужб достойны высоких доходов, – не только те, кто отслеживает финансовые потоки.
А чиновникам, операторам бюджета, не стоит ли, «обезвреживая» соблазн, выплачивать на законных основаниях процент от суммы транзакции?
Кормление – древний институт, закреплённый в «Русской Правде», благодаря ему возвеличилась Московская Русь. И благодаря ему же оказалась в ловушке. С тех пор реформаторы ломали головы, как, ограничивая кормленщиков, удушающих предприимчивость, не снести государство (не спилить сук, на котором сами и сидят), побудив удушаемых к энергичному труду и изобретательству.
Число кормленщиков по закону и по праву членства в системе растёт, налоговая база сужается, ведь смекалка направляется туда, где прибыль выше, затраты меньше, – на «ощип» того, что ещё не вполне оперилось, и формула В.О. Ключевского: государство пухло, народ хирел, – не перестаёт быть живописной догмой русской политической мысли.
Хирел и молчал?
«Безмолвствующий народ» – этот тезис, как и любой подобный, впечатляет исторической глубиной, выделяя одну сторону и отвлекаясь от другой, иногда оглушительной стороны явления.
Есть ли выход из кормленческого тупика помимо мобилизационного – петровско-большевистского?
Единовременная амнистия (всего и всех) имущества и капиталов, как очевидный шаг при «массовом падении нравов и утрате взаимного доверия», исключит из арсенала власти «досье» в качестве инструмента влияния на политиков и бизнесменов, однако, обосновав силу (заново учреждаемого) государства без кормленщиков согласием народа, власть сможет обрести безусловную моральную легитимность
Впервые опубликовано в Telegram-канале «Новый Век».
Книга «Государство-образующая идея России» на сайте издательства.